Форум

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Символы веры

Символ Иринея Лионского

"Против ересей", Глава 1.10.1.

Церковь хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли, но приняла от апостолов и от учеников их веру в единого Бога Отца, Вседержителя, сотворившего небо и землю, и море, и всё, что в них, И во единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, и в Духа Святого, через пророков возвестившего всё домостроительство Божия и пришествие и рождение от Девы и страдание и воскресение из мертвых и вознесение во плоти на небо возлюбленного Христа Иисуса Господа Нашего, а также явление Его с небес во славе Отчей, чтобы "возглавить всё" (Еф.1.10) и воскресить всякую плоть всего человечества, да перед Иисусом Христом, Господом Нашим и Богом, Спасом и Царем, по благоволению Отца невидимого, "преклониться всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедает Ему" (Флп.2.10), И сотворит Он праведный суд всех: духов злобы и ангелов, согрешивших и отпадших, а также нечестивых, неправедных, беззаконных и богохульных людей Он пошлёт в огонь вечный, напротив праведным и святым соблюдавшим заповеди Его и пребывшим в любви к Нему от начала или по раскаянии, дарует жизнь, подаст нетление и сотворит вечную славу.

Символы Тертуллиана

1. "Опровержение еретиков" или "О прескрипции" глава 13.

Веруем, что один только Бог и нет другого, кроме Творца мира, Который произвел всё из ничего Словом Своим, рожденным прежде всего. Это Слово, называемое Сыном Его, как Бог различно являлся патриархам, слышан был в пророках; наконец Духом Отца и силой Его ниспослан в Mapию деву, воплотился в её утробе и стал Иисусом Христом. Он проповедовал новый закон и новое обетование царства небесного, творил чудеса, распят на кресте, в третий день воскрес, взошел на небеса и восседает одесную Отца. Он послал заменяющую силу Святого Духа, Который действует в верующих. Придет со славой, чтобы взять святых в царство жизни вечной и небесных обетований и чтобы нечестивых осудить на огонь вечный, воскресивши тех и других чрез воскресение плоти.

2.

Веруем в одного Бога, но с тем однако же разграничением, что у одного Бога есть Сын, Слово Его, Который от Него Самого произошел, через Которого всё сотворено, и без Которого не сотворено ничего. Он послан от Отца в деву и родился от неё Бог и человек, Сын человеческий и Сын Божий, названный Иисусом Христом. Он пострадал и умер и погребен по писаниям, воскрешен Отцом, вознесся снова на небо, сидит одесную Отца, придет судить живых и мертвых. Он с неба послал от Отца, по обетованию Своему, Святого Духа Утешителя, Освятителя веры тех, которые исповедают Отца и Сына и Святого Духа.

Символ Григория Неокесарийского

Один Бог, Отец Слова живого, Премудрости, положенной в основание, силы и начертания вечного, Совершенный родитель Совершенного, Отец единородного Сына. Один Господь, Единый от Единого, Бог от Бога, начертание и образ божественности, Слово деятельное, Премудрость, объемлющая совокупность всего, и сила, всю тварь созидающая, Сын истинный истинного Отца, Невидимый — Невидимого, Неуничтожимый — Неуничтожимого, Бессмертный — Бессмертного и Вечный — Вечного. И один Дух Святой, имеющий существование от Бога, через Сына явленный, то есть людям, образ Сына, совершенного — совершенный, жизнь, причина живущих, святой источник, святость, податель освящения, в Ком проявляется Бог Отец над всем и во всем, и Бог Сын, Который превыше всего. Троица совершенная, славой, вечностью и царством не разделяющаяся и не отчуждающаяся. И чего-либо созданного или рабского нет в Троице, ни привходящего, что прежде не существовало, а потом произошло. И никогда Сын не был покинут Отцом, ни Дух Сыном, но недвижима и неизменна одна и та же Троица всегда.

Иерусалимский Символ Веры

"Святая и апостольская вера" согласно "Огласительным поучениям" (18,32) святителя Кирилла Иерусалимского:

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, рожденнаго прежде всех век от Отца, Бога истинного, Имже вся быша, воплощшагося и вочеловечшагося, распятаго и погребеннаго; воскресшаго в третий день; возшедшаго на небеса, и седщаго одесную Отца и грядущаго во славе судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Утешителя, глаголавшаго пророки. И во едино крещение во оставление грехов; и во Едину Святую Вселенскую Церковь; и в воскресение тела, и в жизнь вечную.

Александрийский Символ Веры

Веруем в одного Бога Отца, Вседержителя, и в Господа Иисуса Xpиcтa, Сына Его, от Него рожденного прежде всех веков; Слово Божье, через Которого стало всё, что на небе и на земле; сшедшего и воплотившегося; страдавшего и воскресшего, и восшедшего на небеса, и снова грядущего судить живых и мертвых. И в Духа Святого, в воскресение плоти и в жизнь будущего века, и в царство небесное, и во единую соборную Церковь Божью, от ближайших стран даже до краев земли распространившуюся.

"Апостольские догматы Церкви" (Александр Александрийский по "Церковной истории" блаженного Феодорита Киррского (I,4)):

Верую, как учит , Апостольская Церковь, во единого только нерожденного Отца... И во единого Господа Иисуса Xpиcтa, Сына Божия, Единородного, рожденного... от Отца... прежде всех веков... Единого Святого Духа; исповедуем и одну и единую только Вселенскую и Апостольскую Церковь... Кроме того, признаем воскресение мертвых, которому началом был Господь наш Иисус Христос, Который истинное, а не призрачное тело воспринял от Богородицы Марии и в конце веков для отвержения грехов пришел к роду человеческому, Который распялся и умер... воскрес из мертвых, вознесся на небеса и сидит одесную величия.

Антиохийский Символ Веры

Верую во единого и одного только Истинного Бога Отца Вседержителя, Творца видимого всего и невидимого творения, и в Господа нашего Иисуса Хpиcтa, Сына Его Единородного и Первородного всего творения, рожденного от Него, Которым и века сотворены и всё стало, ради нас пришедшего, и от Марии девы рожденного, и распятого, и погребенного, и воскресшего в третий день по писаниям, и восшедшего на небеса, и снова грядущего судить живых и мертвых…

Вариант из книги "О воплощении Господа против Нестория" преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (Chr VI, c.3):

Верую во единого и одного только Истинного (in unum et solum verum) Бога Отца Всемогущего, Творца всего видимого и невидимого. И в Господа нашего Иисуса Хpиcтa, Сына Его Единородного и Первородного прежде всех созданий, рожденного от Него прежде всех веков, а не сотворенного; Бога Истинного от Бога Истинного, единосущного Отцу, через Которого и веки устроены и всё начало быть; Который нас ради пришел, и родился о Девы Марии и распят был при Понтии Пилате, и был погребен, и в третий день воскрес по Писанию, и восшел на небеса, и Который опять придет судить живых и мертвых.

"В этом символе изложена вера всех церквей (...) поскольку вера одна для всех церквей." (там же)

Апостольский Символ Веры

Веруем в Единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли. Веруем также в Иисуса Христа, Его Единородного Сына и Господа нашего, Который был зачат Духом Святым, рожден девой Марией, Который страдал во времена Понтия Пилата, был распят, умер и был погребен, сошел в царство смерти, на третий день воскрес из мертвых, вознесся на Небо и воссел одесную Всемогущего Бога Отца, откуда вернется судить живых и мертвых. Веруем также во Святого Духа, Святую Соборную Церковь, общение святых, в прощение грехов, воскресение мертвых и жизнь вечную.

Кипрский Символ Веры

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли и всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, то есть из сущности Отца (ek tes оysias ton Patros ), Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного, рожденного и несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все начало быть, как на небесах, так и на земле; Который ради нас, людей, и ради нашего спасения сошел с неба и воплотился, от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечился; Который распят ради нас при Понтии Пилате, пострадал и погребен, и воскрес в третий день по Писаниям, и восшел на небеса, и сидит одесную Отца, и Который вновь придет судить живых и мертвых, Царству Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, мы Который от Отца исходит, Которого со Отцом и Сыном достоит славити, глаголавшего через пророков. Во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедуем одно крещение во оставление (в прощение) грехов. Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Глаголющих, что было некогда, когда не было Сына Божия, и что Его не было до того, как он родился, или – что Он приведен в бытие (начал быть, возник, произошел) из ничего, или из ипостаси, или из сущности; утверждающих, что Он тленен (преходящ), или изменчив анафематствует Вселенская и Апостольская Церковь.

Святитель Епифаний Кипрский "Слово якорное" (n.120): "Пусть умолкнут еретики против святой девы, чистой Христовой невесты, то есть матери нашей Святой Церкви, ибо сыны ее хранят веру по преемству своих Святых Отцов, то есть от святых Апостолов, заповедовавших им передать и проповедать ее своим детям. Будьте и вы сынами Апостолов и передавайте это учение своим детям (…) поучайте их, руководите, наставляйте неизменно в этой святой вере Вселенской Церкви, которую от Господних Апостолов приняла на хранение святая и единая Божия дева."

Символ святителя Епифания Кипрского:

Веруем в одного Бога Отца Всемогущего, Творца всего видимого и невидимого; и в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного от Бога Отца, то есть из Божественной сущности Отца; Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного; рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого всё сотворено, всё, что на небе и что на земле, всё видимое и невидимое; ради нас, людей, и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося, то есть рожденного совершенно святой приснодевой Марией от Святого Духа; Который стал человеком, то есть принял совершенное человечество: душу и тело, разум и всё, что принадлежит человеку, кроме греха, не от семени человеческого, не обитая в человеке, образовал для Себя Самого плоть, чтобы осуществить единое святое соединение, не так, как Он вдохновлял пророков, говоря и действуя в них, но совершенно став человеком ("Слово стало плотью", Он не претерпел никакого изменения и не преобразовал Своего Божества в человечество), но соединив в одно это человечество со Своим святым и совершенным Божеством! (Ибо один есть Господь Иисус Христос, а не два; Он же Бог, Он же Господь, Он же Царь); Он же страдал во плоти и воскрес, в теле Своем вознесся на небеса, сидит в славе одесную Отца, придет в славе в том же теле судить живых и мертвых; и Царству Его не будет конца; и в Духа Святого мы веруем, Который говорил в Законе, вещал через пророков, снизошел при Иордане, возвещал через Апостолов и обитает во святых; так мы веруем в Него: Он есть Дух Святой, Дух Божий, Дух совершенный, Дух Утешитель, несотворенный, от Отца исходящий и от Сына принимаемый и принятый в вере; веруем во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь и в единое крещение обращения; в воскресение мертвых и в справедливый суд над душами и телами; в Царство Небесное и в вечную жизнь.

Тех же, кто говорит, что было время, когда Сына и Святого Духа не было, или что Они были созданы из небытия или из другой ипостаси или сущности; или тех, кто провозглашает, что Сын Божий или Святой Дух подвержены изменениям, тех кафолическая и апостольская Церковь, матерь наша и ваша, анафематствует. Мы также анафематствуем и тех, кто не исповедует воскресение мертвых, а также все ереси, которые не согласуются с этой правой верой.

Никейское Вероопределение

(Церковнославянский) Символ веры трех сот осминадесяти святых отец перваго вселенскаго собора, Никейскаго.

Веруем во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и не видимых. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, рожденнаго от Отца, то есть, из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша, яже на небеси и на земли: нас ради человек и нашаго ради спасения сшедшаго, и воплатившася и вочеловечшася, страдавша, и воскресшаго в третий день, и возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца, и паки грядущаго судити живым и мертвым. И во Святаго Духа. Глаголющих же о Сыне Божием, яко бысть время, егда не бе, или яко прежде неже родитися, не бе, или яко от не сущих бысть, или из иныя ипостаси или сущности глаголющих быти, или превратима или изменяема Сына Божия, сих анафематствует кафолическая и апостольская Церковь.

(Русский)

Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого; И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, рожденного от Отца, т.е. из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу [то есть той же с Отцом сущности]*, чрез [от]** Которого все произошло как на небе, так и на земле. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сшедшего и воплотившегося, и вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых; И в Святого Духа.

Анафематизмы:

Говорящих же, что было время, когда не было (Сына) ["было, когда не было"], что Он не существовал до рождения ["не был прежде рождения"] и произошел из несущего ["произошел из несущего"***],или утверждающих, что Сын Божий имеет бытие из иного существа или сущности ["из иной ипостаси или сущности"], или или утверждающихчто Он создан, или изменяем или преложим [treptos] - таковых предает анафеме кафолическая и апостольская Церковь."

* Слова в скобках восстановлены по латинскому тексту Никейского Символа, который в своей "Церковной истории" приводит Руфин Аквилейский.

** Так в коптской версии.

*** Или возможен вариант: не из Сущего.

Приложение. КАНОН 7-й III ЕФЕССКОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА Святой собор определил: да не будет позволено никому произносить, или писать, или составлять иную веру, кроме определенной от святых отцов, в городе Никее со Святым Духом собравшихся. А кто дерзнет составлять иную веру, или представлять, или предлагать желающим обратиться к познанию истины, или от язычества, или от жидовства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, если это епископы, или принадлежат к клиру, да будут отчуждены: епископы – епископства, а клирики – клира; если же из народа – да будут преданы анафеме.

Символ Иринея Лионского

"Против ересей", Глава 1.10.1.

Церковь хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли, но приняла от апостолов и от учеников их веру в единого Бога Отца, Вседержителя, сотворившего небо и землю, и море, и всё, что в них, И во единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, и в Духа Святого, через пророков возвестившего всё домостроительство Божия и пришествие и рождение от Девы и страдание и воскресение из мертвых и вознесение во плоти на небо возлюбленного Христа Иисуса Господа Нашего, а также явление Его с небес во славе Отчей, чтобы "возглавить всё" (Еф.1.10) и воскресить всякую плоть всего человечества, да перед Иисусом Христом, Господом Нашим и Богом, Спасом и Царем, по благоволению Отца невидимого, "преклониться всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедает Ему" (Флп.2.10), И сотворит Он праведный суд всех: духов злобы и ангелов, согрешивших и отпадших, а также нечестивых, неправедных, беззаконных и богохульных людей Он пошлёт в огонь вечный, напротив праведным и святым соблюдавшим заповеди Его и пребывшим в любви к Нему от начала или по раскаянии, дарует жизнь, подаст нетление и сотворит вечную славу.

Символы Тертуллиана

1. "Опровержение еретиков" или "О прескрипции" глава 13.

Веруем, что один только Бог и нет другого, кроме Творца мира, Который произвел всё из ничего Словом Своим, рожденным прежде всего. Это Слово, называемое Сыном Его, как Бог различно являлся патриархам, слышан был в пророках; наконец Духом Отца и силой Его ниспослан в Mapию деву, воплотился в её утробе и стал Иисусом Христом. Он проповедовал новый закон и новое обетование царства небесного, творил чудеса, распят на кресте, в третий день воскрес, взошел на небеса и восседает одесную Отца. Он послал заменяющую силу Святого Духа, Который действует в верующих. Придет со славой, чтобы взять святых в царство жизни вечной и небесных обетований и чтобы нечестивых осудить на огонь вечный, воскресивши тех и других чрез воскресение плоти.

2.

Веруем в одного Бога, но с тем однако же разграничением, что у одного Бога есть Сын, Слово Его, Который от Него Самого произошел, через Которого всё сотворено, и без Которого не сотворено ничего. Он послан от Отца в деву и родился от неё Бог и человек, Сын человеческий и Сын Божий, названный Иисусом Христом. Он пострадал и умер и погребен по писаниям, воскрешен Отцом, вознесся снова на небо, сидит одесную Отца, придет судить живых и мертвых. Он с неба послал от Отца, по обетованию Своему, Святого Духа Утешителя, Освятителя веры тех, которые исповедают Отца и Сына и Святого Духа.

Символ Григория Неокесарийского

Один Бог, Отец Слова живого, Премудрости, положенной в основание, силы и начертания вечного, Совершенный родитель Совершенного, Отец единородного Сына. Один Господь, Единый от Единого, Бог от Бога, начертание и образ божественности, Слово деятельное, Премудрость, объемлющая совокупность всего, и сила, всю тварь созидающая, Сын истинный истинного Отца, Невидимый — Невидимого, Неуничтожимый — Неуничтожимого, Бессмертный — Бессмертного и Вечный — Вечного. И один Дух Святой, имеющий существование от Бога, через Сына явленный, то есть людям, образ Сына, совершенного — совершенный, жизнь, причина живущих, святой источник, святость, податель освящения, в Ком проявляется Бог Отец над всем и во всем, и Бог Сын, Который превыше всего. Троица совершенная, славой, вечностью и царством не разделяющаяся и не отчуждающаяся. И чего-либо созданного или рабского нет в Троице, ни привходящего, что прежде не существовало, а потом произошло. И никогда Сын не был покинут Отцом, ни Дух Сыном, но недвижима и неизменна одна и та же Троица всегда.

Символ Лукиана пресвитера Антиохийского

Веруем в одного Бога Отца, Вседержителя, Создателя, Творца всего и Промыслителя, от Которого всё. И в одного Господа Иисуса Христа, Сына Его единородного, Бога, через Которого всё, рожденного от Отца, Бога от Бога, Всецелого от Всецелого, Единственного от Единственного, Совершенного от Совершенного, Царя от Царя, Господа от Господа, Слово, премудрость, жизнь, истинный свет, истинную жизнь, воскресение, Пастыря, дверь, непреложного и неизменяемого, безразличный образ Божества Отца, сущности Отца, воли, силы и славы, перворожденного всего творения, сущего в начале у Бога; Бога-Слово, по изреченному в Евангелии: "и Бог был Словом", через Которого всё стало и в Нем же всё состоит, в последние дни сшедшего свыше, родившегося от девы по писаниям, ставшего человеком; ходатая Бога и людей, посланника веры нашей, начальника жизни, как Сам говорит: "ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня", пострадавшего за нас, воскресшего в третий день, восшедшего на небеса, сидящего одесную Отца и снова имеющего придти со славой и силой судить живых и мертвых. И в Духа Святого, подаваемого в утешение, и освящение, и совершение верующим, как и Господь наш Иисус Христос заповедал ученикам, говоря: "пойдя, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа", то есть: Отца, истинно сущего Отца, Сына, истинно сущего Сына, и Святого Духа, истинно сущего Святого Духа, так что не просто и не напрасно полагаются эти имена, но означают в точности собственную каждого из именуемых ипостась, Его чин и славу; почему по ипостаси три, а по согласию един.

Иерусалимский Символ Веры

"Святая и апостольская вера" согласно "Огласительным поучениям" (18,32) святителя Кирилла Иерусалимского:

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, рожденнаго прежде всех век от Отца, Бога истинного, Имже вся быша, воплощшагося и вочеловечшагося, распятаго и погребеннаго; воскресшаго в третий день; возшедшаго на небеса, и седщаго одесную Отца и грядущаго во славе судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Утешителя, глаголавшаго пророки. И во едино крещение во оставление грехов; и во Едину Святую Вселенскую Церковь; и в воскресение тела, и в жизнь вечную.

Александрийский Символ Веры

Веруем в одного Бога Отца, Вседержителя, и в Господа Иисуса Xpиcтa, Сына Его, от Него рожденного прежде всех веков; Слово Божье, через Которого стало всё, что на небе и на земле; сшедшего и воплотившегося; страдавшего и воскресшего, и восшедшего на небеса, и снова грядущего судить живых и мертвых. И в Духа Святого, в воскресение плоти и в жизнь будущего века, и в царство небесное, и во единую соборную Церковь Божью, от ближайших стран даже до краев земли распространившуюся.

"Апостольские догматы Церкви" (Александр Александрийский по "Церковной истории" блаженного Феодорита Киррского (I,4)):

Верую, как учит , Апостольская Церковь, во единого только нерожденного Отца... И во единого Господа Иисуса Xpиcтa, Сына Божия, Единородного, рожденного... от Отца... прежде всех веков... Единого Святого Духа; исповедуем и одну и единую только Вселенскую и Апостольскую Церковь... Кроме того, признаем воскресение мертвых, которому началом был Господь наш Иисус Христос, Который истинное, а не призрачное тело воспринял от Богородицы Марии и в конце веков для отвержения грехов пришел к роду человеческому, Который распялся и умер... воскрес из мертвых, вознесся на небеса и сидит одесную величия.

Антиохийский Символ Веры

Верую во единого и одного только Истинного Бога Отца Вседержителя, Творца видимого всего и невидимого творения, и в Господа нашего Иисуса Хpиcтa, Сына Его Единородного и Первородного всего творения, рожденного от Него, Которым и века сотворены и всё стало, ради нас пришедшего, и от Марии девы рожденного, и распятого, и погребенного, и воскресшего в третий день по писаниям, и восшедшего на небеса, и снова грядущего судить живых и мертвых…

Вариант из книги "О воплощении Господа против Нестория" преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (Chr VI, c.3):

Верую во единого и одного только Истинного (in unum et solum verum) Бога Отца Всемогущего, Творца всего видимого и невидимого. И в Господа нашего Иисуса Хpиcтa, Сына Его Единородного и Первородного прежде всех созданий, рожденного от Него прежде всех веков, а не сотворенного; Бога Истинного от Бога Истинного, единосущного Отцу, через Которого и веки устроены и всё начало быть; Который нас ради пришел, и родился о Девы Марии и распят был при Понтии Пилате, и был погребен, и в третий день воскрес по Писанию, и восшел на небеса, и Который опять придет судить живых и мертвых.

"В этом символе изложена вера всех церквей (...) поскольку вера одна для всех церквей." (там же)

Аквилейский (Римский) Символ Веры

Верую в Бога Отца Вседержителя, и в Иисуса Хpиcтa, Сына Его Единородного, Господа нашего, рожденного от Духа Святого и Марии Девы, распятого при Понтии Пилате и погребенного, сшедшего в ад: воскресшего из мертвых в третий день, восшедшего на небеса, сидящего одесную Отца; грядущего судить живых и мертвых. И в Духа Святого, во святую соборную Церковь, во оставление грехов, в воскpeceниe плоти.

Из "Толкования на Апостольский символ" Руфина Аквилейского (также у святого Епифания Кипрского в "Панарионе" (72,n3)):

Верую в Бога Вседержителя. И в Иисуса Хpиcтa, Сына Его Единородного, Господа нашего, рожденного от Духа Святого и Марии Девы, при Понтии Пилате распятого и погребенного, Который в третий день воскрес из мертвых, восшел на небеса и сидит одесную Отца, откуда придет судить живых и мертвых. И в Святого Духа, во Святую Церковь, прощение грехов, воскpeceниe тела, жизнь вечную.

Апостольский Символ Веры

Веруем в Единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли. Веруем также в Иисуса Христа, Его Единородного Сына и Господа нашего, Который был зачат Духом Святым, рожден девой Марией, Который страдал во времена Понтия Пилата, был распят, умер и был погребен, сошел в царство смерти, на третий день воскрес из мертвых, вознесся на Небо и воссел одесную Всемогущего Бога Отца, откуда вернется судить живых и мертвых. Веруем также во Святого Духа, Святую Соборную Церковь, общение святых, в прощение грехов, воскресение мертвых и жизнь вечную.

Кесарийско-Палестинский Символ Веры

Верую в одного Бога Отца Вседержителя, Творца видимого всего и невидимого, и в одного Господа Иисуса Христа, Слово Божие, Бога от Бога, Света от Света, Жизнь от Жизни, Сына Единородного, первородного всего творения, рожденного от Бога Отца прежде всех веков, Которым всё сотворено, воплотившегося ради нашего спасения и пожившего между людьми, восшедшего к Отцу и имеющего придти судить живых и мертвых. Верую также и в одного Святого Духа.

Вариант Евсевия Кесарийского, по изложению Афанасия Великого:

Верую в одного Бога Отца Вседержителя, Творца видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Слово Божие, Бога от Бога, Света от Света, Жизнь от Жизни, Сына Единородного, перворожденного прежде всякого создания, прежде всех веков от Отца рожденного, через Которого всё произошло, Который ради нашего спасения воплотился и жил среди людей, и страдал, и воскрес в третий день, и восшел к Отцу, откуда вновь придет во славе судить живых и мертвых. Верую и в единого Духа Святого.

Свидетельство Евсевия Кесарийского Памфила: "Как мы приняли от предшествующих нам епископов и как при первом оглашении и принятии крещения научились из Божественных Писаний, как веровали и учили в пресвитерстве и в самом епископстве, так веруем и сейчас и выносим пред вас нашу веру."

Кипрский Символ Веры

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли и всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, то есть из сущности Отца (ek tes оysias ton Patros ), Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного, рожденного и несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все начало быть, как на небесах, так и на земле; Который ради нас, людей, и ради нашего спасения сошел с неба и воплотился, от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечился; Который распят ради нас при Понтии Пилате, пострадал и погребен, и воскрес в третий день по Писаниям, и восшел на небеса, и сидит одесную Отца, и Который вновь придет судить живых и мертвых, Царству Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, мы Который от Отца исходит, Которого со Отцом и Сыном достоит славити, глаголавшего через пророков. Во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедуем одно крещение во оставление (в прощение) грехов. Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Глаголющих, что было некогда, когда не было Сына Божия, и что Его не было до того, как он родился, или – что Он приведен в бытие (начал быть, возник, произошел) из ничего, или из ипостаси, или из сущности; утверждающих, что Он тленен (преходящ), или изменчив анафематствует Вселенская и Апостольская Церковь.

Святитель Епифаний Кипрский "Слово якорное" (n.120): "Пусть умолкнут еретики против святой девы, чистой Христовой невесты, то есть матери нашей Святой Церкви, ибо сыны ее хранят веру по преемству своих Святых Отцов, то есть от святых Апостолов, заповедовавших им передать и проповедать ее своим детям. Будьте и вы сынами Апостолов и передавайте это учение своим детям (…) поучайте их, руководите, наставляйте неизменно в этой святой вере Вселенской Церкви, которую от Господних Апостолов приняла на хранение святая и единая Божия дева."

Символ святителя Епифания Кипрского:

Веруем в одного Бога Отца Всемогущего, Творца всего видимого и невидимого; и в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного от Бога Отца, то есть из Божественной сущности Отца; Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного; рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого всё сотворено, всё, что на небе и что на земле, всё видимое и невидимое; ради нас, людей, и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося, то есть рожденного совершенно святой приснодевой Марией от Святого Духа; Который стал человеком, то есть принял совершенное человечество: душу и тело, разум и всё, что принадлежит человеку, кроме греха, не от семени человеческого, не обитая в человеке, образовал для Себя Самого плоть, чтобы осуществить единое святое соединение, не так, как Он вдохновлял пророков, говоря и действуя в них, но совершенно став человеком ("Слово стало плотью", Он не претерпел никакого изменения и не преобразовал Своего Божества в человечество), но соединив в одно это человечество со Своим святым и совершенным Божеством! (Ибо один есть Господь Иисус Христос, а не два; Он же Бог, Он же Господь, Он же Царь); Он же страдал во плоти и воскрес, в теле Своем вознесся на небеса, сидит в славе одесную Отца, придет в славе в том же теле судить живых и мертвых; и Царству Его не будет конца; и в Духа Святого мы веруем, Который говорил в Законе, вещал через пророков, снизошел при Иордане, возвещал через Апостолов и обитает во святых; так мы веруем в Него: Он есть Дух Святой, Дух Божий, Дух совершенный, Дух Утешитель, несотворенный, от Отца исходящий и от Сына принимаемый и принятый в вере; веруем во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь и в единое крещение обращения; в воскресение мертвых и в справедливый суд над душами и телами; в Царство Небесное и в вечную жизнь.

Тех же, кто говорит, что было время, когда Сына и Святого Духа не было, или что Они были созданы из небытия или из другой ипостаси или сущности; или тех, кто провозглашает, что Сын Божий или Святой Дух подвержены изменениям, тех кафолическая и апостольская Церковь, матерь наша и ваша, анафематствует. Мы также анафематствуем и тех, кто не исповедует воскресение мертвых, а также все ереси, которые не согласуются с этой правой верой.

Никейское Вероопределение

(Церковнославянский) Символ веры трех сот осминадесяти святых отец перваго вселенскаго собора, Никейскаго.

Веруем во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и не видимых. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, рожденнаго от Отца, то есть, из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша, яже на небеси и на земли: нас ради человек и нашаго ради спасения сшедшаго, и воплатившася и вочеловечшася, страдавша, и воскресшаго в третий день, и возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца, и паки грядущаго судити живым и мертвым. И во Святаго Духа. Глаголющих же о Сыне Божием, яко бысть время, егда не бе, или яко прежде неже родитися, не бе, или яко от не сущих бысть, или из иныя ипостаси или сущности глаголющих быти, или превратима или изменяема Сына Божия, сих анафематствует кафолическая и апостольская Церковь.

(Русский)

Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого; И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, рожденного от Отца, т.е. из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу [то есть той же с Отцом сущности]*, чрез [от]** Которого все произошло как на небе, так и на земле. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сшедшего и воплотившегося, и вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых; И в Святого Духа.

Анафематизмы:

Говорящих же, что было время, когда не было (Сына) ["было, когда не было"], что Он не существовал до рождения ["не был прежде рождения"] и произошел из несущего ["произошел из несущего"***],или утверждающих, что Сын Божий имеет бытие из иного существа или сущности ["из иной ипостаси или сущности"], или или утверждающихчто Он создан, или изменяем или преложим [treptos] - таковых предает анафеме кафолическая и апостольская Церковь."

* Слова в скобках восстановлены по латинскому тексту Никейского Символа, который в своей "Церковной истории" приводит Руфин Аквилейский.

** Так в коптской версии.

*** Или возможен вариант: не из Сущего.

Приложение. КАНОН 7-й III ЕФЕССКОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА Святой собор определил: да не будет позволено никому произносить, или писать, или составлять иную веру, кроме определенной от святых отцов, в городе Никее со Святым Духом собравшихся. А кто дерзнет составлять иную веру, или представлять, или предлагать желающим обратиться к познанию истины, или от язычества, или от жидовства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, если это епископы, или принадлежат к клиру, да будут отчуждены: епископы – епископства, а клирики – клира; если же из народа – да будут преданы анафеме.

Орос Седьмого Вселенского собора

ДОГМАТ о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора, Никейского.

Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве, (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие.

(псевдо)Афанасиевский Символ Веры

Символ галльской церкви QUICUMQUE неизвестного автора, впервые опубликованный в приложении к сочинениям св. Кесария Арльского. Приписывается св. Афанасию Великому.

 

Каждый, желающий быть блаженным, должен прежде всего иметь общую христианскую веру. Тот же, кто не сохраняет ее неизменной и неподдельной, несомненно останется навеки потерянным. Наша общая христианская вера в том, что мы поклоняемся единому Богу в Трех Лицах и Трем Лицам в одном Божестве, и при этом не смешиваем лица и не разрываем Божественной Сущности. Первое из них - Личность Отца, второе - Личность Сына и третье - Личность Святого Духа. Но Отец, и Сын, и Святой Дух - одно Единое Божество, равноценное в славе и в вечном величии. Таков Отец, таков Сын, и таков Святой Дух. Не сотворен Отец, не сотворен Сын, и не сотворен Святой Дух. Бесконечен Отец, бесконечен Сын, и бесконечен Святой Дух. Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен, И не три вечных, а Один Вечный, Также и не три несотворенных, и не три бесконечных, А Один Несотворенный, и Один Бесконечный. Также и Отец Всемогущий, Сын Всемогущий, и Святой Дух Всемогущий, И так же не три всемогущих, а Один Всемогущий. Так и Отец Бог, Сын Бог, и Святой Дух Бог, не три Бога, а Один Бог. Так и Отец Господь, Сын Господь, и Святой Дух Господь, не три Господа, но Один Господь. Ибо как требует того христианская истина, признаем каждое Лицо и Богом и Господом. Также общая христианская вера препятствует нам называть трех Богами или трех Господами. Отец не создан, не сотворен и не рожден. Сын есть от Отца и только от Отца - не создан и не сотворен, но рожден. Святой Дух есть от Отца [и Сына]- не создан, и не сотворен или рожден, но послан. Поэтому один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа. И из всех трех Лиц ни один не первый, и ни один не последний, ни один не меньший, и ни один не больший, но все три Лица одинаково вечны и одинаково велики, Чтобы во всем этом, как сказано, всем трем Лицам поклонялись как единому Божеству и в одном Божестве - всем трем Лицам. Итак, кто хочет быть блажен, должен разуметь о трех Лицах Божества. Но для вечного блаженства необходимо твердо верить, что Господь наш Иисус Христос стал плотью. В том истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек. Бог Он, как рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от матери в свое время. Совершенный Бог и совершенный Человек с душою разумной в теле человеческом. Равен Богу по Божественной природе и меньший Бога по человеческой природе. И хотя Он Бог и Человек, но не два, а Один Христос. Но как Он Один, то не Божественная природа изменилась на человеческую, но человеческая природа принята Богом. Один Он есть, но не так, чтобы природы смешивались, но чтобы они образовали единство. Ибо как разумная душа и тело образуют одного человека, так и человек и Бог образуют Одного Христа, Который пострадал за наше спасение, сошел в царство смерти, воскрес из мертвых, вознесся на Небо, воссел одесную Отца и вернется судить живых и мертвых. В пришествие Его все люди воскреснут в своих телах и дадут отчет в делах своих: кто добро творил, пойдут в жизнь вечную, кто зло творил, пойдут в огонь вечный. Это наша общая христианская вера; кто не верит этому верно и твердо, не может быть блажен.

Вариант перевода текста

Если кто желает спасенным быть, тот должен, прежде всего, придерживаться кафолической веры. Тот же, кто непоколебимо не разделит этой веры во всем объеме, тот вне всякого сомнения будет проклят на веки. Вот в чем суть кафоличества: Мы поклоняемся Богу в Троице, а Троице в Единстве. Обличья (personas) не смешиваются, а сущность (substantia) не разделяется. Есть специфическое обличье Отца, специфическое Сына, специфическое Духа Святого. Но Отец, Сын и Святой Дух – это одна Божественность; им – одинаковая слава и извечное величество. Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой. Не создан Отец, не создан Сын, не создан и Дух Святой. Бесконечный Отец, бесконечный Сын, бесконечный Дух Святой. Вечный Отец, вечный Сын и вечный Дух святой. Но имеется не три Вечных, но один Вечный. Таким образом имеется не три несозданных, не три безграничных, но один Несозданный и один Бесконечный. Как всемогущ Отец, так всемогущ Сын, так всемогущ и Святой Дух. Но имеется не три Всемогущих, но один всемогущий. Как Отец – Бог, так и Сын – Бог, так и Дух Святой – Бог. Но Богов не три, но есть один Бог. Как Отец – Господь, так и Сын – Господь, так и Дух Святой – Господь. Но Господов не три, а один Господь. Насколько кафолическая вера обязывает нас признавать каждое Божественное обличье Богом и Господом, настолько же она запрещает нам говорить, что есть три Бога и три Господа. Отец не создан, не сотворен и ни от кого не происходит. Сын Отцом не создан, не сотворен, но рожден. Дух Святой не создан, не сотворен, не рожден, но исходит от Отца и Сына. Следовательно, имеется только один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Дух Святой, а не три Духа Святых. В этой Троице ничего нет прежде или потом, ничего большего или меньшего. Все три обличья совечны и равны друг другу. Как следует из всего сказанного выше, Единого мы славим в Троичности, а Троичность в Единстве. А тот, кто хочет спастись, именно так, как сказано, должен Троицу понимать. Для достижения вечного спасения надо также твердо верить в воплощение Господа нашего Иисуса Христа. Правая вера в том, чтобы мы верили и исповедовали что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, есть Бог и Человек. Как Бог, Он рожден из сущности Отца прежде всех веков, а как Человек, Он был рожден в определенное время из сущности Своей Матери. Он – совершенный Бог и Он – совершенный Человек, с разумной душой и человеческим телом. Он равен Отцу по Его Божеству, но меньше Отца по Своему человечеству. Хотя Он является Богом и Человеком, но Его не два, а один Христос. Он один не потому, что его Божество превратилось в телесность, но потому, что его человечество воспринято в его Божестве. Он один не в результате смешения природ (substantiae)*, но в результате единства в лице (personae). Подобно тому, как разумная душа и тело образуют одного человека, так Божество и человечество образуют одного Христа. Он страдал ради нашего спасения, сошел в ад, а третьего дня воскрес из мертвых. Он взошел на небо, сидит одесную Всемогущего Бога Отца, оттуда Он придет судить живых и мертвых. При его Пришествии все люди воскреснут в своих телах и каждый даст отчет за свои собственные дела. Кто совершал добрые дела, войдет в вечную жизнь; кто совершал дела греховные, будет брошен в огонь вечный. Вот суть кафолической веры. Каждый должен твердо верить всему изложенному, ибо в противном случае он не добьется спасения. Аминь.

.* В данном контексте это слово употреблено в значении природы.

ВЕРООПРЕДЕЛЕНИЯ “АПОСТОЛЬСКИХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ”

Именем Апостольских Постановлений называется сборник некоторых наставлений касательно благоповедения, богослужения и управления христиан, дошедший до нас от древнейших времен христианства , как это видно из указаний на него святого Иринея (Фрагмент 2), Евсевия (Церковная история. Кн.3. Гл. 25), святого Афанасия, святого Епифания (Панарион. 45.2, 70.10-12, 75.7, 80.7) и других святых отцов и писателей церковных; а в одном из правил апостольских читаем: «Для всех вас, принадлежащих к клиру и мирян, чтимыми и святыми да будут (…) постановления вам, епископам, мною, Климентом, изреченные в восьми книгах, (которые не подобает обнародовать перед всеми ради того, что в них таинственно).» (Правило 85) Сборник этот, сохранившись в нескольких списках, не дошел до нас в том виде, в каком явился первоначально, не сохранился он и относительно содержания своего неповрежденным во всех отношениях. «Прекрасным и крайнего тщания достойным признал сей святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя, и утвержденныя бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а так же и нам преданныя именем святых и славных Апостолов, восемьдесят пять правил. Поелику же в сих правилах повелено нам принимать оных же святых Апостолов постановления, чрез Климента преданные, в которыя некогда иномыслящие, ко вреду Церкви, привнесли нечто подложное и чуждое благочестия, и помрачившее для нас благолепную красоту Божественнаго учения: то мы, ради назидания и ограждения Христианской паствы, оные Климентовы постановления благорассмотрительно отложили, отнюдь не допуская порождений еретическаго лжесловесия, и не вмешивая их в чистое и совершенное Апостольское учение (…)» (VI Вселенского собора правило 2).

Символ веры “Апостольских Постановлений”

Возвещаем, что один только Бог, Господь Закона и пророков, Творец всего, Отец Христа; что Он не Сам Себя произвел или не Сам Себя родил*, как они** думают, но есть Вечный и Безначальный и обитающий в неприступном свете; что Он не второй или третий или один из многих***, но вечно Единый; не неведомый или неизреченный, но возвещенный чрез Закон и пророков, Вседержавный, Всеначальствующий, Всевластный; что Он – Бог и Отец Единородного и Рожденного прежде всякой твари, Единый Бог, Отец Единого Сына, а не многих, Единого Утешителя через Христа, Творец других чинов, единый Создатель различного творения через Христа, Промыслитель и Законодатель через Него же, виновник воскресения и суда и мздовоздаяния, бывающих через Него; что Этот самый Сын благоизволил сделаться человеком, пожил без греха, пострадал, воскрес из мертвых и вознесся к Пославшему Его. <…> Исповедуем также, что воскресение как праведных, так и неправедных, и мздовоздаяние будет. Христа исповедуем не простым человеком, но Богом Словом и человеком, посредником между Богом и людьми, Первосвященником Отца <…>.

* Это не одно и то же с учением монархиан-модалистов о том, что Бог “стал Своим собственным Сыном”.

** Гностики.

Крещальный символ “Апостольских Постановлений”

Верую и крещаюсь в одного Нерожденного, одного истинного Бога Вседержителя, Отца Христа, Творца и Создателя всего, из Которого всё; и в Господа Иисуса Христа, Единородного Сына Его, Перворожденного всей твари, прежде веков по благоволению Отца рожденного, через Которого стало всё, что на небесах и на земле, видимое же и невидимое, в последние дни сшедшего с небес и плоть воспринявшего, и от святой девы Марии родившегося, и пожившего праведно по законам Бога и Отца Своего, и распятого при Понтии Пилате, и умершего за нас, и воскресшего из мертвых по страдании в третий день, и восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и снова грядущего при конце века со славой судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца; крещаюсь и в Духа Святого, то есть Утешителя, действовавшего во всех от века святых, после же посланного и апостолам от Отца по обетованию Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа, и после апостолов всем верующим; во святую и апостольскую Церковь; в плоти воскресение, в оставление грехов, в царство небесное и в жизнь будущего века.

Дионисий, папа Римский (около 260 г.)

Начиная с самых первых формулировок, христианская вера утверждала существование Трех Лиц в Боге. Однако очень рано появился риск заблуждения в объяснении этой веры. Так, Дионисий (ум. ок. 264), ученик Оригена и епископ Александрийский, около середины III в. выступил против ереси Савеллия, который, стремясь к строгому монотеизму, сводил Три Божественных Лица к трем аспектам или разновидностям фундаментального Божественного единства, как бы к "монархии". Выступая против этой ереси, Дионисий Александрийский преувеличил различия между Божественными Лицами настолько, что его противники обвинили его в тритеизме. Это противоречие было представлено на суд в Рим папе Дионисию и вызвало первое важное решение Учительства Церкви относительно Тайны Троицы. В противоположность савеллианству оно настаивает на реальном различии Трех Божественных Лиц, но решительно выступает против того, что Эти Лица - три бога. Исключая, что Слово как бы "создано" - Отец родил, - Учительство ясно засвидетельствовало Божество Сына. ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ

Затем я должен обратиться к тем, кто разрушает, разделяет и разъединяет Монархию, самое почтенное учение Церкви Божией, на три отдельных силы и ипостаси и на три божества. В самом деле, я узнал, что некоторые, кто проповедует и учит у вас Божественному Слову, исповедуют это мнение. Они диаметрально противостоят, я сказал бы, мысли Савеллия. Он богохульствует, говоря, что Сын есть Отец и наоборот. Они же проповедуют в каком-то смысле трех богов, разделяя Святое единство на три Ипостаси, чуждые одна другой и полностью отделенные друг от друга. В самом деле, необходимо, чтобы Божественное Слово было соединено с Богом вселенной, и нужно, чтобы Святой Дух пребывал и обитал в Боге; впрочем, необходимо, чтобы Божественная Троица воссоединилась в Одно как в вершину, то есть во Всемогущего Бога вселенной. Учение безрассудного Маркиона, который разделяет и разрывает Монархию на три начала, есть дьявольское учение, а не учение истинных учеников Христа, которые привержены Учению Спасителя. Ибо эти ученики хорошо знают, что Троица была проповедана в Божественном Писании, но ни Ветхий, ни Новый Завет не исповедуют трех богов. Поэтому нельзя ни разделять восхитительное Божественное единство на три божества, ни посягать на достоинство и высшее величие Бога, используя слово "создавать" (говоря об отношении Отца к Сыну), но следует верить в Бога Отца Всемогущего и в Его Сына Иисуса Христа, и в Святого Духа: Слово соединено с Богом вселенной, ибо Он говорит: "Отец и Я - одно" (Ин 10, 30), а также "Я в Отце и Отец во Мне" (Ин 14, 10). Таким образом, Божественная Троица и святое исповедание Монархии останутся неприкосновенны.

Мартин Турский († ок. 400)

ИСПОВЕДАНИЕ ТРОИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА И ЕДИНОЙ ТРОИЦЫ

Милостивая Троица есть единое Божество, и таким образом познается священнотаинство; Она есть Единица в Том, Кто Свят и Дух; в Том, Кто есть Сущий, являясь единородным причастником Божественной природы, Света, Духа, в Себе Самом, по природе Своей, по сущности величия (per substantiam maiestatis), могущества, силы, Божественного Света. Дух един в Двух, и Оба в Нем: Отец в Сыне, Сын в Отце, в Святом Духе. Так исповедуем в Трех обличьях (persona) единое и общее Предведение, в котором всё заключено, оно же – надо всем. Веруем поэтому в тайну произведения всех вещей из ничего, в тайну, которую ни ум человеческий объять не может, ни уста риторов изложить, ни пространными словами книги в книгохранилищах, хотя бы и заполнили собой весь мир, – неизреченное Божественное познание не может быть высказано: в Несказуемом не может никак быть описуемо или постигнуто ни Слово, ни cобственная cущность Его Божества. Он же есть Сын Божественного Света и светлости по Своей сущности и природе. Да умолкнут же уста риторов, ибо не обретается речь перед Несказуемым, когда же истощится ум человеческий говорить о Божественном величии, тогда же и речь начинается. Сколь же велика Божественная милость никто не знает, кроме Родившего, и никто не проникает в тайны Отца, кроме Того, Кто по природе Своей не имеет начала рождения. Поэтому всякая кротость и смирение погибающих да обратится к пророку, почитая по Божьему повелению его речение: “Я веровал, поэтому и говорил” (Пс. CXV). И да будет эта тайна исповедуема просто, как основание Церкви, укрепленное властью апостолов и полагает с дерзновением идти вслед Предвечному, говоря: “О прочем же да не досаждает мне никто, я верую во Христа и Христа распятого”. Ибо когда исповедуют Сына Человеческого, исповедуют и Святого Духа, потому что от Святого Духа и Марии Девы родился Посредник: когда исповедуют Первородного, необходимо исповедуют и Единородного, свидетельствующего, что Один и Единый безначален, в Котором исповедуется и третье обличье, Отца, Сущего Божественной природы и света. Дух, как сказано мной, один из Двоих, и Оба же в Нем: Отец в Сыне, Сын в Отце, в Святом Духе, в Святой Церкви ныне и в бессмертные веки веков. Аминь!

Символ Григория Неокесарийского

Един Бог, Отец Слова живого, Премудрости ипостасной и Силы и Образа вечного, совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына Единородного.

Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотворенного, истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, и Нетленный Нетленного и Бессмертный Бессмертного и Вечный Вечного.

И един Дух Святой, от Бога имеющий бытие и через Сына явившийся (т.е. людям), Образ Сына, Совершенный Совершенного, Жизнь, Виновник живущих, (Источник святый), Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, сущий над всем и во всем, и Бог Сын, Который через все.

Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая.

Посему нет в Троице ничего ни сотворенного или служебного, ни привнесенного, как бы прежде не бывшего, потом же привзошедшего; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна – всегда та же Троица.

* * *

***

«Библиотека отцов и учителей Церкви, том 4, Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия Епископа и мученика. М. «Паломник», 1996, стр. 57. Cимвол веры Святителя Григория Чудотворца, жившего в период приблизительно с 221 по 270 гг. по Р.Х., очень важен в полемике со многими псевдохристианскими организациями. Это свидетельство веры ранних христиан до эпохи Вселенских соборов, написанное минимум чем за 75 лет до 1-го Вселенского собора и более чем за 100 лет до второго. Это со всей убедительностью доказывает, что вера в Бога единого по существу, но Троичного в Лицах, принадлежала ранней Церкви, а не возникла, как некоторые полагают, на Вселенских Соборах.

Халкидонский символ веры

Последуя Святым Отцам, мы согласно поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, Рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы – по человечеству; Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, – так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и они соединяется в Одно Лицо и Одну Ипостась; – не на два лица рассекаемого или разделяемого, но Одного и Того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки (учили) о Нем и (как) Сам Господь Иисус Христос научил нас, и (как) то предал нам символ отцов.

 

Деяния Вселенских соборов. СПб.: «Воскресение», 1996. (репр. издания Казанской Духовной Академии, 1908). Т. III, с. 48.