Форум

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

Против никонианства Петра Могилы

Ранее церкви Московской на последование о причащении богоявленскою водою обратили внимание в церкви южнорусской. Здесь, видимо, это последование не имело такого широкого распространения, как это было в церкви Московской. По крайней мере, из печатных южнорусских богослужебных памятников чин причащения богоявленскою водою помещен, насколько нам известно, в одном лишь Стрятинском требнике 1606 г.433 Но вскоре, затем, был высказан резкий протест против этого чина. Так, Петр Могила в «предмове» к своему Требнику, называет этот чин «нелепою церемониею», «старым и щирым забобоном» и »истою непотребницею». Удивляясь напечатанию этого чина в Стрятинском требнике, Петр Могила пишет: «Неменьший и новый есть непотребный придаток в Требнику Стрятинском, албо рачей нелепая церемония о причащении Агиазмою, або святою водою Богоявленскою, щирый то есть забобон, о которой в грецких Требниках жадной зменки немаш, в церкви бо вем святой Восточной, едино причащение Тела и Крови Спасителя нашего Иисуса Христа, под особами хлеба и вина быти знаемо, а причащение Агиазмою истая есть непотребница и старый забобон»434.

Таким образом, сначала в церкви южнорусской, а затем и в северовосточной, рассмотренный нами чин был изъят из употребления, а, в зависимости от этого, было восстановлено и должное отношение к св. воде великого богоявленского освящения.