Форум

Пожалуйста or Регистрация для создания сообщений и тем.

О рукоположении одним епископом

Является нарушением многих церковных канонов:
1 правила святых апостолов,
4 правила I Вселенского Собора,
3 правило VII Вселенского Собора;
19 и 23 правил Антиохийского Собора;
12 правила Лаодикийского Собора;
6 правила Сардикийского Собора;
13, 49 и 50 правил Карфагенского Собора

Несоблюдение этого принципа не означает непременно безблагодатности хиротонии епископа одним епископом. История Церкви не только знает многочисленные примеры подобных поставлений, но даже более того – непосредственно на главу поставляемого всегда возлагается рука одного епископа, тогда как другие епископы участвуют в поставлении молитвой и сослужением, подтверждая этим законность избрания (см. “Апостольское Предание” св. Ипполита Римского, II). Также известны правила, позволяющие одному епископу, в случае необходимости, поставить епископа (“Апостольские Постановления”, VIII, 27; Юстиниана царя гл. 42).

Текст “Апостольских Постановлений” следующий: “Епископ да рукополагается тремя или двумя епископами. Если же кто рукоположится одним епископом, то да будет извержен и он, и рукоположивший его. А если рукоположиться ему одним епископом заставит необходимость, по невозможности присутствовать большему числу епископов, во время гонения или по другой подобной причине; то да представит он согласие на то большего числа епископов”. (Последнее условие актуально только в том случае, если имеются иные православные епископы и с ними возможна связь.)

Канон Юстиниана гласит: “Аще три епископа не обрящутся, достойно есть при двою и при едином избранию быти на епископство”.

Однако, некоторые считают, что сие правило вообще не имеет никакого отношения к единоличной хиротонии; другие же утверждают, что речь в нем идет лишь об избрании, тогда как рукополагать должны обязательно несколько епископов.

Дабы правильно разуметь смысл канона Юстиниана (здесь он приводится в сокращенном варианте по Кормчей патр. Иосифа), напомним, что таинство поставления действительно лишь при соблюдении трех основополагающих моментов: 1) “избрание” (греч. ceirotonia, т. е. протягивание рук при голосовании народом); 2) “руковозложение” (греч. ceiroJesia), т. е. возложение рук епископа на поставляемого; 3) “утверждение” (греч. curoV), т. е. свидетельство Церкви, при возглашении народом “достоин” (греч. axioV ), о том, что поставление совершено правильно. Если нет избрания (или оно неканонично), и если нет утверждения Церковью поставления, то оно недействительно. Следовательно, избрание и утверждение имеют первостепенное значение в таинстве поставления. Благодатность акта самого руковозложения на поставляемого полностью зависит от них. Таким образом, если единоличной епископской хиротонии предшествует избрание несколькими епископами, то такая хиротония вполне законна, только бы была совершена при народе. Канон же Юстиниана говорит о допустимости избрания кандидата только одним архиереем. Невозможно себе представить, чтобы акт избрания происходил при одном епископе, а собственно руковозложение совершалось при нескольких, но так, что прочие рукополагающие в избрании не участвуют. Если несколько иерархов участвуют в рукоположении епископа, то они уже этим самым участвуют и в его избрании. Не могут же они сказать, что участвуют лишь при рукоположении, а с бывшим ранее избранием не согласны или относятся к нему безразлично. Отсюда ясно, что канон Юстиниана, допуская возможность избрания кандидата в епископы одним епископом, тем самым имеет прямое отношение к акту рукоположения, также совершаемому одним епископом, т. е. тем, кто избирал. В противном случае избрание не может считаться единоличным и весь смысл канона утрачивается.

Иные указывают на якобы неавторитетность означенных правил, говорящих о допустимости единоличных поставлений в епископа. Но мы сейчас говорим не об авторитетности тех или иных канонов, а о самой возможности единоличной хиротонии. Меньшая авторитетность каких-либо правил еще не означает их недопустимости в церковной практике. Об этом речи нет.

Вообще термин “единоличная хиротония” в отношении рукоположения епископа не совсем корректен. В любом поставлении обязательно участвует народ, а также клир (если он есть). Всякий согласится, что иерархическая полнота Церкви присутствует там где соблюдается принцип епископ–клир–народ. Избрание епископа осуществляют не одни епископы, но всегда подразумевается участие народа, т. к. епископ без народа – ничто. Поэтому в каноне Юстиниана говорится об избрании на епископство при едином епископе, что прямо указывает на собрание народа и клира. Именно народ и клир участвовали вместе с еп. Матфеем в избрании первого епископа в 1948 г., т. е. все необходимые условия, обезпечивающие законность поставления, были соблюдены. Избрание было тогда совершено Церковью (епископом–клиром–народом). Вот почему сомнений в его каноничности и благодатности быть не может. Также очевидно, что единоличная хиротония епископа, предпринятая еп. Матфеем, была мерой именно вынужденной, т. к. остальные старостильные иерархи, с одной стороны, отказывались участвовать в поставлении новых епископов, с другой – исповедовали экклезиологическую ересь, а митр. Хризостом Флоринский – даже сергианскую ересь.

Итак 14-е правило Неокесарийского собора говорит: хорепископы носят образ семидесяти Апостолов, как и епископы – образ двенадцати, которым Господь, дунув на них; сказал: приимите Дух Свят: им же отпустите грехи, отпустятся им (Иоан. 20, 22–23) и следующее; они получили власть раздавать благодать Святаго Духа и другим, но сия власть не была дана семидесяти, как это видно из того, что повествует книга Деяний о Филиппе, одном из семи диаконов, что он сошел в Самарию и многих там находившихся крестил, но Духа Святаго им не было сообщено; посему-то от Апостолов были посланы Петр и Иоанн, которые, возложив руки на крещенных, преподали им благодать Святаго Духа, ибо Он еще не сошел на них. Итак, хорепископы, восполняющие образ семидесяти апостолов, не рукополагали ни пресвитеров, ни диаконов, как не могущие преподавать благодать Духа197. А почтены хорепископы, говорит правило, только тем, что могут приносить божественные дары, ради попечительного распределения бедным собираемого в церковь198.

И так епископ из числа 12 в одиночку не может положить равного себе, но епископа из числа 70 который называется хореепископ -  может.
Хореепископ рукополагается с помощью хиротесии (возложение рук)

Вопрос состоит в другом, достаточно ли участия епископа из числа 12 и епископа из числа 70 для рукоположения полноценного епископа из числа 12? Или их мерность может рукополагать только хореепископов?