Сочти число з-ря. инок Всеволод (Филипьев) 1998г.

Св. Апостол Иоанн Богослов указал в Апокалипсисе на число антихриста в следующих словах: «…всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их; …здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. Число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13; 16, 18). С тех пор было дано множество толкований этого числа. В своих толкованиях святые отцы исходили из того, что число зверя — это число его имени, как об этом и говорится в 17-м стихе 13-й главы Откровения: «…это начертание, или имя зверя, или число имени его». Апокалипсис раскрывает нам также причину, по которой христианам важно уяснить себе значение числа зверя. Причина в том, что начертание числа будет предложено принять во времена антихриста всему челове- честву, а потому христианам необходимо знать о сущности этого события и о самом числе зверя. В наши дни большая часть христиан, по отношению к данному вопросу примыкает к одной из двух основных групп. В первую входят те, кто совершенно безразличен к этому вопросу, считает его неважным и даже подсмеивается над теми, кто сим вопросом интересуется. Думается, что такое равнодушие, такая тепло-хладность свидетельствуют о неглубокой, внешней, поверхностной вере христиан этой группы. Христианство и спасение не являются для них главным в жизни. Но есть и другая, на первый взгляд противоположная первой, группа христиан. Это люди, действительно старающиеся жить всецело интересами Церкви. Однако часто враг уловляет их, направляя их мысль путями внешними. В этом случае сии христиане начинают слишком буквально толковать число антихриста, они находят его: то в промышленных знаках, то в номерах документов, то на деньгах. Такой крайний взгляд отрывает указанную группу людей от жизни, они самозамыкаются в своей общине, что, к сожалению, часто ведет к формированию у них фарисейско-сектантского духа. Понятно, что подлинно православный взгляд отличен от мировоззрения двух названных групп. В чем же он состоит? Попытаемся выяснить. Святые отцы Православной Церкви допускали возможность существования разных толкований числа имени зверя. Чаще всего это имя отыскивалось через соответствие суммы букв того или иного имени — числу зверя. Таким образом выявлялось множество нарицательных и даже собственных имен антихриста, а также его титулов. Например, выводились имена: «Худой руководитель», «Древний завистник», «Истинно вредный», «Неправедный агнец» и другие. Безусловно, все нарицательный имена, соответствующие числу 666, конечно, могут быть применимы к антихристу. Но нам кажется необходимым обратить внимание не на внешний поиск имени, а на раскрытие внутреннего смысла имени зверя. Не случайно ведь апостол Иоанн Богослов указал на то, что необходима мудрость, то есть христианское любомудрие, а не просто арифметический подсчет, дабы узнать число зверя. Мы знаем, что в Божественных именах, как, например: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, равно как и в других, в сжатом виде содержится все христианское исповедание. На это не раз указывали святые отцы — исихасты, говорившие о молитве Иисусовой. Антихрист, во всем пытаясь подделываться под Христа, также будет иметь имя, в коем сжато будет содержаться все его лжеучение. Имя антихриста станет своего рода кратким, но точным символом антихристианской веры. Современные люди уже в достаточной степени утратили интерес к догматическим и вероучительным вопросам, а в последние времена равнодушие к подобным вопросам дойдет до крайности. Никто не захочет утруждать себя изучением каких-либо догм. По этой причине вероу- чение антихриста будет выглядеть предельно просто, сжато, ярко и привлекательно. Имясимвол будет заключать в себе все основные положения этого лжеучения. Только так и можно объяснить, почему принятие начертания этого имени (печати антихриста) будет являться отречением от Христа и Его Церкви. В этом отречении от истинного Христианства и кроется главный смысл поставления печати антихриста. Поэтому ясно, что принятие печати несводимо к каким-то промышленным или коммерческим знакам на документах, деньгах и даже на теле (например, в концлагерях заключенные носят номера на одежде или рабам выжигают клеймо). Все сие не есть печать антихриста. Ибо принятие печати должно быть связано с сознательным отре- чением от Христа и принятием антихристова закона. Интересно проследить, как на протяжении тысячелетий сатана подготавливал человечество к принятию его религии. Культы почти всех языческих народов исповедуют некое триединое божество. Их исповедание есть осколки истинного боговедения. Идея триединого божества существует в буддизме, кришнаизме, брахманизме. В последнем она олицетворена как Тримурти. У египтян, славян и кельтов были свои древние божества-триглавы. В греко-римских религиозных культах эта идея отражена в по- читании трителой богини Гекаты, триглавой Сциллы, троич- ных божеств кабиров. Этруски почитали триликого Януса. Египтяне, греки, римляне и этруски верили, что существует злой Цербер, адский пес (волк) с тремя главами. Многочисленные божественные триады по- читаются языческими племенами Америки и Африки. Например, культ вуду, соприкасающийся с современным сатанизмом, исповедует некую антитроицу. Если бы не существовало сатаны, то можно было бы сказать, что языческие народы почитают истинного Бога-Троицу, хотя их представления во многом извращены. Но так как мир темной духовности как раз и является извращенным изображением мира Божественного, а диавол в своих действиях извращенно подражает Богу, то и получается, что извращенное божество язычников есть лжебог, пытающийся выдать себя за Бога истинного. Православная Церковь устами пророка Давида однозначно предупреждает нас, что «вси бози язык бесове» (Пс. 95, 5), то есть все боги народов — бесовские идолы. Следовательно, под личиной триединого божества языч- ников скрывается сам сатана и его слуги. Не случайно у христиан можно встретить трехглавое, трехликое или трехрогое изображение сатаны. Подобные изображения особенно часты у христианских народов Европы и Абиссинии. Но если две тысячи лет назад христианство, распространившись по всему лицу земли, обезоружило и связало религию сатаны, проявлявшуюся в многообразии языческих культов, то во времена антихриста сия религия зла в той или иной форме вновь будет принята всем человечеством. В чем же будет состоять антихристово вероучение? Оно сокровенно выражено для нас апостолом, как число шестьсот шестьдесят шесть. Как видим, в нем содержится три шестерки: шесть сотен, шесть десятков и шесть единиц. Если мы обратимся к Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов, то увидим, что число 6 там весьма редко встречается. Зато число 7 используется в Библии как символ некой законченности, завершенности, полноты (часто — полноты совершенства). Во Христе человечеству была явлена полнота Божества. Антихрист же, хотя и объявит себя Христом, но в нем, разумеется, не будет полноты Божества, более того, он соединит в себе всякую неполноту, ущербность, незавершенность. Символом незавершенности, стремящейся выглядеть как завершенность, и является число шесть. В числе зверя эта незавершенность предельно усилена, — не просто — шесть, но — шестьсот шестьдесят шесть! Если Сын Божий неслиянно и нераздельно сопребывает со Отцом и Святым Духом, то сын погибели, антихрист, пребывает в теснейшем единстве с сатаною и лжепророком. Втроем они являют собою как бы лжетроицу: дух злобы — зверь — второй зверь. Эти три ущербных лица, единые по своей духовной сущности, соединены во единую незавершенность, символ которой — 666. Итак, в числе имени зверя заключено вкратце все адское исповедание лжерелигии антихриста. В этом и состоит злая сила сего звериного имени. «Нравственное» учение сатаны может быть тоже выражено как некое триединство зла: злой разум, злые чувства, злая воля. Это антинравственное учение также может быть символически выражено в имени зверя, точнее говоря, в троич- ном числе этого имени. Поэтому-то принятие людьми этого антихристова имени в виде некой печати и будет на деле являться отвержением от Христа и от Церкви Христовой. Сын погибели — антихрист, будучи человеком, предоставить возможность диаволу, через него, открыто действовать в мире и при помощи лжепророка прельщать и губить людей. Но и большая часть человечества с радостью воспримет эту гордую проповедь человекобожия, главными постулатами коей будут следующие: «Человек! Познай что твое Я это и есть часть Божества. Ты — воистину Бог! Ты — сам себе закон. Никто не властен над твоим Я. Пример для тебя — твой мессия (антихрист) — великий человек, познавший, что он — бог!» Лжерелигия антихриста может быть охарактеризована, как религия человеческая, в том смысле, что она — небожественна, суетна, преходяща. Потому число зверя и названо в Апокалипсисе — «числом человеческим» (Откр. 13, 18). Число человеческое есть имя человека-антихриста, который объявит себя богом, но, в сущности, будет являться всего лишь жалким рабом падшего ангела. Скажем теперь несколько слов о той тесной связи, которая соединяет три лица лжетроицы. По учению Православной Церкви вся жизнь и деятельность антихриста будет так или иначе связана с сатаной, которому он полностью предастся по собственной воле. Антихрист будет близок с диаволом, как ни один человек за всю мировую историю. Антихрист сделается подлинным орудием сатаны. В свою очередь лжепророк, именуемый в Священном Писании «вторым зверем», будет как никто близок к «первому зверю» — антихристу. Через антихриста сатана даст огромную власть и силу лжепророку, который будет действовать «со всей властию первого зверя» и будет заставлять всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю. Чудесами, которые дано будет ему творить пред зверем, лжепророк обольстит многих людей, говоря, «чтобы они сделали образ зверя». Дано будет «ему вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13; 11-12, 14-15). Как можно заключить из второго стиха девятнадцатой главы книги Откровение — именно благодаря лжепророку многие люди примут печать антихриста. Но через три с половиной года власть беззакония окон- чится навсегда. Ибо явится во славе Господь Иисус Христос и поразит всех врагов Божиих. А диавол будет «ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут му- читься день и ночь во веки веков» (Откр. 20, 10). В свете всего вышесказанного мы вправо предположить, что если печать антихриста есть принятие религии антихриста, то само начертание этой печати будет неким сатанинским таинством-обрядом. Этот обряд станет как бы антиподом христианского таинства миропомазания. Вспомним, что миропомазание это печать Духа Святого. В противоположность сему принятие начертания имени зверя — пе- чать духа диаволова. Многие люди думают, что печать антихриста будет чемто вроде штампа, или клейма, или электронного передатчика, вживленного под кожу. Основанием подобного образа мышления является действительно фантастически бурное развитие науки и техники в этом направлении. Но, скорее всего, это развитие науки призвано отвлечь внимание человечества от подлинной печати антихриста, которая не будет иметь ничего общего со сверхдостижениями науки, техники и медицины. В то время как подозрительное или восторженное внимание людей будет приковано к какой-то очередной новинке прогресса: вживляемому под кожу передатчику или чему-либо подобному, подлинная печать антихриста будет поставляться тихо и без особо-го шума. Способ поставления печати будет предельно прост, а главное — совершенно безболезнен, чтобы не вызывать каких-либо подозрений. Это будет на первый взгляд ни к чему не обязывающий обряд, этакое романтическое приключение, дань современной культуре. Сие сатанинское таинство в духовном смысле будет антиподом таинства христианского, а внешне оно будет подражать таинствам Православной Церкви. Как в таинстве миропомазания священник помазует новообращенному чело и руки, так и в действе поставления антихристовой печати служители антихриста, возможно, будут помазывать людей какой-либо «священной жидкостью», что будет являться символом добровольного принятия антихриста и его религии. Иконописное предание Православной Церкви подтверждает данное предположение. На иконописной прориси, изображающей пролитие первой чаши гнева Божия на имеющих начертание зверя, то есть имеющих печать антихриста (Откр. 16; 1, 2), изображен сатана, на голове которого огненная трехрогая корона (выше мы говорили о символике троичности зла), он наносит людям на чело «начертание зверино» — печать антихриста. Причем сие начертание сатана наносит, помазуя чело неким раствором, зачерпывая его кисточкой из специального сосуда, который он держит в другой руке («Лицевая Библия», 1914 г.). Разумеется, печать антихриста может быть поставляема и каким-либо другим «священным» предметом или просто рукой служителя всемирной (антихристовой) религии. Вернемся теперь к тем двум группам людей, о которых мы говорили в начале статьи, и посмотрим: как каждая из них будет реагировать на печать антихриста? Вероятнее всего, и те, кто равнодушен к вопросу принятия печати, и те, кто ревностно изучает знаки на деньгах, документах и продуктах, чтобы найти там печать антихриста, — окажутся вне Церкви Христовой. Первые — потому, что, даже принимая печать антихриста, будут утешать себя мыслью, что это всего лишь какой-то очередной и вполне допустимый экуменический общечеловеческий обряд. А вторые — потому, что еще до начала поставления антихристовой печати (или даже еще до прихода самого антихриста) обвинять земную часть Церкви Христовой в принятии «антихристовой печати», хотя на деле это будет какая-нибудь очередная кредитная карточка или документ личности нового образца. Далее такие «ревнители не по разуму» объявят только свою группу, не принимающую этих «печатей» (карточек, документов, продуктов с клеймами и т.п.), истинной Церковью. Ясно, что это будет не что иное, как новый раскол или секта. Подобные печальные примеры многочисленны, к сожалению, уже и в наши дни, а тем более они умножатся в последние времена. Царский спасительный путь заключается в том, чтобы, во-первых, не принимать (только) тех новшеств цивилизации, принятие коих явно связано с отвержением от Христа, а во-вторых, не принимать участия в каких-либо неправославных обрядах, ибо это путь, ведущий к самому главному обряду сатаны — принятию антихристовой печати (то есть к отвержению от Христа, прикрывающемуся внешне невинным символическим действием). Также нужно помнить важный признак печати антихриста: она будет поставляема всему человечеству во всем мире. Отсюда два вывода: 1. Какие-либо регистрационные мероприятия в том или ином отдельном государстве не есть собственно печать антихриста (хотя они и могут являться подготовкой оной). 2. Нужно бдительно относиться к регистрационным мероприятиям мирового масштаба, если они как-либо касаются исповедания веры. Такой подход к данному вопросу убережет нас от впадения в погибельные крайности. Каковы же последствия принятия печати антихриста? Если печать зверя есть отвержение от Христа, то можно ли покаяться после ее принятия? Православная Церковь учит нас, что до своей физической смерти всякий человек, по милости Божией, имеет возможность покаяться. Поэтому можно предположить, что даже некоторые из тех, кто, увлекшись общим порывом обольщенного человечества, примут печать зверя, но потом одумаются, — по неизреченной и неоскудевающей милости Божией получат возможность покаяния и будут прощены Господом. Но, скорее всего, это будут лишь единич- ные случаи и само такое обращение и покаяние, после принятия печати, может рассматриваться только как чудо Божие. Сознательное же принятие погибельной печати с упованием на последующее покаяние явится страшным и непростительным лукавством пред очами Божиими. Посему, пока еще есть время, будем приуготовляться к грядущим испытаниям. Приуготовление же сие состоит в точ- ном исполнении всех спасительных заветов и законоположений нашей Матери Православной Церкви. Пока у нас еще есть возможность и духовные силы, будем неустанно умолять Милосердного Бога словами молитвы Господней, которую не случайно заповедал нам Спаситель: «Отче наш… не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».

Инок Всеволод (ФИЛИПЬЕВ), Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилл (США), 1998 г.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии