Как избежать раскольнических действий в общинах непоминающих при отсутствии православного епископата. Последнее время участились случаи неканонического поведения в ряде церковных общин, не поминающих экуменических иерархов. Если в общине нет священника, то поводов к нарушению церковных канонов весьма немного, т к службы совершаются мирским чином или келейно по монашески. Монах и монастырь — могут существовать в рамках церковно установленных правил почти ни в чем себя не лишая, кроме Евхаристии при отсутствии священника. Монашество вообще то изначально было не совместимо со священством, а все богослужения суточного круга — это монашеские службы. Ничего не теряет монашеская богослужебная жизнь от того, что нет у них возможности найти священника совершать Литургии. А вот для мирян, привыкших посещать приходские храмы по праздничным дням и получать окормление от священников через таинства исповеди и причастия все иначе. Миряне не имеют зачастую навыка и большого желания совершать все службы самостоятельно или келейно и по этой причине нуждаются в специалистах для совершения богослужений — приходских священниках. Но в эпоху гонений на православие священники — это дефицит, который трудно найти. Дело здесь не только в малочисленности стоящего в истине духовенства, но и в несамостоятельности и неавтономности иерейского чина при совершении Евхаристии и др таинств. Таковым самостоятельным в православной церкви чином является архиерейский святительский, имеющий преемство от апостолов. А вот найти канонического архиерея в такие времена — почти неразрешимая задача. Дело не только в обилии всяких раскольников-самосвятов, но и в том, что лиц, обладающих архиерейским саном еретики стараются убрать в первую очередь. Как же поступать общинам, в которых есть священники, но нет связи с епископом? Ответ здесь только один: не совершать ничего, что является прерогативой архиерея. Если священник остался без антиминса после изгнания правящим лжеархиереем со своего прихода, то он может совершать только те богослужения, которые не нарушают канонических норм. Таинства Евхаристии и Миропомазания (если нет мира), а также хиротонии он не может совершать. Таинства исповеди, крещения, соборования, венчания и пр церковные требы ему остаются доступны, если он не имеет канонических запретов на совершения их. Главным соблазном для общин со священниками является желание любой ценой иметь возможность совершать Евхаристию при отсутствии архиерея или законного, подписанного им антиминса. Здесь возникает коллизия, так как в конечном счёте по церковным канонам именно архиерей — совершитель данного таинства, а не пресвитер или диакон, которые в этом отношении являются делегатами епископа. Именно здесь интересы общин, лишенных архиерейского окормления могут понудить священников совершать противоправные действия, присваивая себе права архиерея. Всякие там левые и пиратские, украденные и недействительные антиминсы, выданные неизвестно кем и когда и непонятно для кого — становятся настоящим камнем преткновения и соблазна для церковных общин и путем, который мнится правым, но конец его в бездне раскола.
Историк, религиовед, храмовый архитектор. Сергеев Павел
комментарий нашего портала soborjane.ru
Все правильно написано, кроме одного НО! Тут требуется правка.
До п.Никона существовал чин причащения Великой Водой… которой можно причащаться и причащать без антиминса и власти епископа.
Этот чин как раз и устанавливался на время гонений или на тот случай если не будет епископа, для далеких скитов, для пустынников, для узников. для самобытных общин. Великой водой так-же причащались люди несшие покаянные епитимьи, а так-же отлученные от евхаристии по тем или иным каноническим причинам.
Оно так и называется — причастие кающихся, или причастие по икономии.
А еще ряд вопросов по последнему предложению —
1 А если священник творит евхаристию под в-стью еретичествующего епископа или поминающего ересиучителя, это лучше чтоль?
2 Или когда канонический строй нарушается самой официальной церковью, правда не в этом конкретно вопросе, а в других, разве не является она тогда раскольнической? Разве не находится в той самой бездне про которую пишите?
3 Нельзя действовать без власти епископа в истине, а если действуешь без власти епископа в ереси, что тогда, такой ли уж это раскол?
4. Каноны составлялись под Греческие антиминсы, знаете в чем разница с Русскими? В Русские подшиваются мощи, вот мощи и дают в-сть непоминающему священнику совершать евхаристию, в то время как для Греческих антиминсов требуется в-сть епископа.
4 Более того 52 правило карфагенского собора дозволяет пресвитеру совершать таинства в виду не имения епископа.