Свт. Андрей Критский о важности и силе Имени Божия

Святый Лука так говорит о сем событии в своем евангелии: «Егда исполнишася осмь дний, да обрежут Его, и нарекоша имя Ему Иисус, нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве» (Лук. 2, 21). Великий Лука изъясняет здесь нам великиe тайны. Поистине, его евангелие достойно Павла, который и сам похваляясь говорит о сем: «по благовествованию моему» (1Кор. 15, 1Рим. 14, 24). Что же желает сказать евангелист словами: «нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве?» Это он сам изъясняет, разсказывая о явлении Деве Марии ангела, который говорит: «Се зачнеши во чреве, и родиши сына, и наречеши имя ему Иисус. Сей будет велий и Сын Вышняго наречется» (Лук. 1, 31–32). О том же говорит и святой Матфей, рассказывая о явлении ангела Господня во сне Иосифу (Матф. 1, 18–21), причем добавляет: «Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком (Исаиею), глаголющим: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог» (Матф. 1, 22–23Ис. 7, 14). Ты замечаешь тождество речения евангелиста и пророка: «еже есть сказаемо, с нами Бог», то есть спасение народа, совместное пребывание Господа с рабами. А на языке ангельском Он наречен Иисусом, поелику все по Своему милосердию соделал для домостроительства нашего спасения. Но, приступая к Рожденному, я боюсь и ужасаюсь по человеческому способу обхождения приблизиться к Тому, Кто явился в мир непостижимым образом. Я нахожусь в нерешительности и, как беглый раб, страшащийся своего господина, скрываюсь. Но как мне освободиться от сего страха? Это укажет мне настоящий день, свидетельствующий о Том, Который принял человеческую природу и с нею имя. Имя это есть Иисус, что значит «спасение», как Эммануил означает «с нами Бог», то есть оно указывает на примирение и союз Бога с людьми, с того мгновения, как только Иисус назван Спасителем. Об этом получили благовестие прежде всего пастыри. И они не поклонились бы Младенцу, если бы не были ободрены к сему Его именем, после чего спокойно и отправились к Нему для поклонения. Что же сказал им ангел? – «Не бойтеся» (Лук. 2, 10). Какой же страх объял их? – Вместе с явлением пред ними ангела, «слава Господня, – говорится, – осия их, и убояшася страхом велиим» (Лук. 2, 9). Посему ободряя их, ангел убеждает их не бояться и наименованием Родившагося разрешает их страх. «Се бо, – говорит, – благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове» (Лук. 2, 10–11). Что говоришь ты, ангеле? Разве имя Иисус обладает столь великой силой? – «Да, отвечает он: ибо Иисус означает «Спас, Иже есть Христос Господь», – Богочеловек, всемогущий и милосердый. Посему я и возвестил пастырям не бояться и, повелев Иосифу наименовать Младенца в восьмой день, тем самым соделал Его доступным для всех людей. Самым естеством Рожденнoго я побуждался именовать Его соответствующими наименованиями. Подобно тому как Иосиф добровольно и без страха не последовал бы за Материю Младенца, если бы я не повелел ему сего, так я убедил и пастырей прибегнуть к Господу, как благодетелю и владыке, и возвестил дать Иисусу имя по обрезании, в восьмой день по рождении, дабы вы без страха решались притекать к Тому, Кто принял и человеческое естество. Сознавая столь великое к вам снисхождение Родившагося, прославляйте благодать настоящeго дня».

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии