Можно ли клясться Христианину, тем более соборно? Ни в коем случае!

А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя Мф. 5:34

По благодати евангельского учения закон, данный через Моисея, достиг совершенства. Закон предписывает не клясться ложно, Евангелие — вовсе не клясться. Прежде это предписывал Святой Дух через Соломона, говоря: Не приучай уст твоих к клятве (Сир. 23:8). И еще: Ибо, как раб, постоянно подвергающийся наказанию, не избавляется от ран, так и клянущийся непрестанно именем Святого не очистится от греха (Сир. 23:10). Поэтому нам не следует клясться.

Свт. Хроматий Аквилейский

Евсевий (Церк. Ист. 6:5) рассказывает о мученике Василиде, что его товарищи, по какому-то случаю, требовали с него клятвы; но он утверждал, что клясться ему никак не позволено, потому что он христианин — и открыто исповедовал это. Исповедание Василида сперва принимали за шутку, но когда он твердо стоял на своем, то наконец отвели его к судье, который, выслушав то же самое, заключил его в темницу. Через несколько времени Василид был обезглавлен.

Свт. Феофилакт: “клятва, кроме: ей и ни, излишня и есть дело диавола. Но скажешь, неужели и закон Моисея, повелевая клясться, был худ? Узнай, что в то время клятва не составляла худого дела; но после Христа она — дело худое, подобно тому, как обрезываться и вообще иудействовать. Ведь и сосать грудь прилично младенцу, но не прилично мужу”.

Слова мученика Аполлония (180-185 г. по Р. X.), который заявил своему судье, что произносить клятву для христианина есть нечто постыдное, и тут же прибавил: “если ты желаешь, чтобы я поклялся, что мы почитаем императора и молимся за его управление, то я принесу достоверную в этом клятву пред истинным Богом”, (судья был язычник — Святой таким образом пытается исповедать Имя Божие, но судья не согласился на это)

И как Господь не только запретил убивать и прелюбодействовать, но и гневаться всуе и взирать прелюбодейно, так и запретил не только клятвопреступление, т.е. ложные клятвы, или преступать истинные клятвы, но чтобы НЕ КЛЯЛСЯ НИКТО, СОВЕРШЕННО.

Прп. Никодим Святогорец

Таким образом, и Господь, и здесь Его брат последовательно запретил, чтобы христиане не клялись абсолютно, дабы не вошло это в привычку, и дабы не впали они в клятвопреступление, что есть явное отречение от Бога. Отрекается же от Бога клятвопреступник, преступая слова данные Ему. Как сказал Богослов Григорий в четверостишиях: «Ложная клятва есть отречение от Бога». Тот же, кто не клянётся вовсе, никогда не впадёт в клятвопреступление. Поэтому и святой Иаков с большой тщательностью возвещает здесь христианам, прежде всего не клясться вовсе, и как бы говорит им: Ничто иное, христиане, не старайтесь так сильно хранить, из всего, что я вам сказал, как то, чтобы не клясться совершенно, потому что за клятвами следует клятвопреступление, клятвопреступление же, тяжелее всякого другого греха, потому что несёт в себе отречение от Бога.

Прп. Никодим Святогорец

Внимай же возлюбленный, если брат Божий запрещает здесь христианам, клясться абсолютно внешними творениями, насколько более он запрещает клясться Богом?

Прп. Никодим Святогорец

Богослов Григорий говорит: «Избегай всякой клятвы. Но чем же уверить других? — Словом и жизнию, удостоверяющею в слове. Ложная клятва есть отречение от Бога. К чему тебе призывать в посредники Бога? Сделай, чтобы посредником твоим были твои добрые нравы»

«А клятва пусть совсем отсутствует в нашем языке, ввиду поспешных и необдуманных слов, а также по необходимости случающихся иногда перемен. Поистине достойно всякого соревнования, это каждый скажет, иметь язык осторожный и редко уклоняющийся к недолжному. А как дело это трудно достижимое, то и само слово Божие указало нам на это, ибо «язык никто не может укротить» (Иак.3:8), по сказанному. Будем произносить слова без клятв. Тогда, если обстоятельства и принудят преступить что, меньше будет вина и проступок подвергнется более слабому обвинению»

Святой Кирилл Александрийский

«клясться хуже чем убивать» (там же, беседа 15).

Свт. Иоанн Златоуст

—————

Крестоцелование это клятва не именем Божиим, а Самим Богом, да еще соборная — по дурости наши предки сами себя прокляли, и даже не тем, что ее нарушили, а тем, что поклялись.

Да и сама санкция в этом каноне очень суровая, а почему? А что бы уберечь нас от клятв, что бы мы убоявшись наказания вообще никогда, ни в чем НЕ КЛЯЛИСЬ!

Поэтому каяться нужно не в том, что ее преступили, а в том, что вообще клялись — нарушили заповедь Божию, да еще соборно!

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии