Последование причащения св. богоявленской водой

Протоиерей Василий Прилуцкий (12.01.1882–1936)

При обозрении чина великого водоосвящения, мы отметили любопытный факт «причащения» богоявленской водою всех, присутствующих при совершении этого водосвятия. Здесь же мы заметили, что это причащение, по своей обстановке, напоминало собою причащение св. тайнами Тела и Крови Христовых. Углубляясь внутрь истории, мы должны сказать, что такое вкушение св. богоявленской воды не было явлением случайным, а исходило из того своеобразного почитания, которое воздавали наши религиозные предки великой агиазме.

В древней Руси, св. богоявленская вода, как бы, приравнивалась к св. тайнам. Такое отношение к ней, прежде всего, открывается из предписаний о достойном ее сохранении. Одно из таких предписаний «о святой воде Богоявления, како достоит со страхом сохранити ю» гласит: «Иже убо от святых богоявлений святыя воды на раз взятие освящения делма, овии глоголют на три часы, а друзии на 2 часа, но понеже нужа ради и далечого разстояния пути, един час. По прехожении же того соблюдати ю честне, яко на самых причастие святых таин. Аще уканет или пролиется, место то углем горящим да изжется или да истешется и в воду вмещется. Или на ризе уканет, да изрежется и в непроходимая места полагается»415. Вкушать св. богоявленскую воду, как и св. Дары, можно было только натощак, после «великого говения». На почве такого отношения к богоявленской воде, происходили иногда у нас большие недоразумения. По уставу, до питья богоявленской воды не дозволялось даже вкушение «доры» (антидора)416. Но в 1482 году, чудовский архимандрит Геннадий дозволил подчиненной ему братии пить богоявленскую воду после принятия пищи, т. к. в этом году навечерие Богоявления приходилось в неделю, и великое водоосвящение совершалось не по окончании литургии, а после вечерни, перед которой полагается трапеза. Митрополит Геронтий чрезвычайно строго отнесся к нарушителю установления отцов и наказал его, а, докладывая об этом поступке великому князю, между прочим, говорил: «такую священную воду обесчестил, иже св. отцы оглашенным (т. е. кающимся) в причастия место повелеша единою в году на Пасху испивати, а не покаяльником тогда на Богоявление пити преже доры, а он (Геннадий) едше велел пити«. Возникал даже вопрос, можно ли, по принятии св. богоявленской воды, целовать священника в руку, и решался отрицательно418. После вкушения богоявленской воды, как и после принятия св. таин, плевать на землю воспрещалось419.

На чем же основывалось такое глубокое благоговение наших предков перед св. богоявленской водой?

Первенствующее значение в этом отношения принадлежит, конечно, идущему из глубокой христианской древности верованию в чудесные свойства этой воды. Так, благочестивое христианское чувство всегда признавало за богоявленской водой чудесное свойство в течение продолжительного времени не портиться и вообще не изменять своих природных качеств. Об этом свойстве в свое время свидетельствовал св. Иоанн Златоуст420, такое же верование поддерживалось, без сомения, (как и теперь поддерживается) и среди религиозного русского народа. Кроме того, православная церковь считает богоявленскую воду великой святыней и предписывает употреблять ее для освящения некоторых предметов, и в известных случаях, даже и храмов421. Но, что в данном отношении всего важнее, так это, имеющий за собою несомненно греческое происхождение, обычай вкушать святую богоявленскую воду тем, которые находятся под епитимией, и на время отлучены от причащения св. Таин. О существовании такого обычая у греков свидетельствует Гоар422. В дренерусской богослужебно-канонической практике, так же применялся подобный обычай. В потребнике, изданном в 1651 г., в »Сказании восприемлющим исповеди иереем, како должны по божественным правилом духовная своя чада разсмотряти и связовати и разрешати» читаем: «В запрещениях (находящиеся) должны суть, на Рождество Христово и Богоявление и на три дня Пасхи, рекше в великий четверток, в великую субботу, и в великую неделю Пасхи и святых апостол память, вместо причащения, приимати освящение святых Богоявлений»423. Как засвидетельствовала история, такой епитимье подвергались в русской церкви, иногда, и высокие особы424.

В памятниках рассматриваемого времени «Последование о причащении св. воды великого освящения» предваряется кратким указанием о применении этого последования: «егда не леть есть кому причаститися святых и животворящих, пречистых Христовых тайн плоти и крови, да по совету духовного настоятеля, егда время приспеет, да причастится освященные воды богоявления. По обычном уготовлении, яже ко причащению, сия изглоголет моления». 

Вопрос о происхождении этого оригинального Чинопоследования доселе не выяснен в науке. Прот. Никольский, исследуя этот Чин, не мог указать источников его появления в русской богослужебной практике. Вопросу о происхождении данного чина уделяет несколько страниц в своем исследовании «Тайная исповедь» и проф. Алмазов, но также не решает его категорически. Считая этот вопрос темным428, проф. Алмазов, путем чисто априорным, доказывает греческое происхождение рассматриваемого чинопоследования429. Каких-либо положительных подтверждений своего мнения почтенный профессор не мог указать, так как, по его словам, данное чинопоследование совершенпо отсутствует, как в греческих, так и в югославянских памятниках церковной письменности430. Со своей стороны, для выяснения вопроса о происхождении последования причащения богоявленской водой, мы можем указать, что вопреки заявлению проф. Алмазова, данное чинопоследование встречается в некоторых югославянских богослужебных памятниках431, откуда оно, нужно полагать, и перешло в наши русские богослужебные книги.

Чинопоследование причащения богоявлевской водой существовало в наших богослужебных памятниках до патриарха Никона, и в, новоисправленный при этом патриархе, Требник 1658 г. уже не было внесено. Очевидно, в это время русская церковная власть обратила внимание на то преувеличенное значение, какое приписывалось богоявленской воде, и, желая положить конец этому, изъяло из употребления означенное чинопоследование.
(искоренение этого чина с вычеркиванием его из существующих как и не включение в более поздние требники есть не что иное как ересь никонианства)


Сам чин:


ПОТРЕБНИКЪ.
Послѣ́дованіе о причаще́ніи святы́я воды́ вели́каго освяще́нія на Богоявле́ніе.

Егда́ нѣ́сть лѣ́ть кому́ причасти́тися Святы́хъ и Животворя́щихъ Пречи́стыхъ Христо́выхъ Та́инъ Пло́ти и Кро́ви, да по совѣ́ту духо́внаго настоя́теля, егда́ вре́мя приспѣ́етъ, да причасти́тся свяще́нныя воды́ Богоявле́нія.

По обы́чномъ уготовле́ніи е́же ко причаще́нію, сія́ изглаго́летъ моле́нія:

Іере́й, сотвори́въ нача́ло по обы́чаю, [глаго́летъ]: Благослове́нъ Бо́гъ на́шъ… 

Та́же: Царю́ Небе́сный… Трисвято́е, и по Отче на́шъ. 

Іере́й: Яко Твое́ е́сть Ца́рство, и си́ла и сла́ва… 

Та́же: Го́споди поми́луй, 12. Сла́ва, и ны́нѣ. Пріидѣ́те поклони́мся, три́жды.

Посе́мъ псало́мъ 50: Поми́луй мя́, Бо́же… Посе́мъ: Вѣ́рую во Еди́наго Бо́га…

Та́же тропари́ сія́, гла́съ 5: Иже ча́шу имѣ́я неисчерпа́емыхъ сокро́вищь, да́ждь ми почерпьсти́ во́ду сію́ во оставле́ніе грѣхо́въ, я́ко утѣсня́емъ е́смь жа́ждею, благоутро́бне Го́споди, и спаси́ мя́. Сла́ва, и ны́нѣ: Дѣ́во Чи́стая, Сло́ва пола́то, ду́шу мою́ покажи́ до́мъ Пресвята́го Ду́ха, воды́ исто́чника живонача́льна напо́й мя́, горѣ́ніемъ грѣха́ иста́ема, я́ко да по́ долгу сла́влю Тя́.

Посе́мъ моли́тва ко свято́му причаще́нію Іоа́нна Златоу́стаго: Го́споди Бо́же на́шъ, Иже со Безнача́льнымъ Твои́мъ Отце́мъ сразумѣва́емъ, и со Присносу́щнымъ и Безсме́ртнымъ Ду́хомъ спребыва́я, Иже вся́каго освяще́нія Да́тель, Иже и пре́жде Свои́мъ Креще́ніем во́ды освяти́лъ еси́, и ны́нѣ при́сно си́хъ, Твои́мъ Святы́мъ призыва́ніемъ, освяща́я Са́мъ, и се́ю свято́ю водо́ю, и прише́ствіемъ и дѣ́йствіемъ Свята́го Ду́ха, сотвори́ рабу́ Твоему́ (имяре́къ), бы́ти причаща́ющуся, въ просвѣще́ніе души́, во освяще́ніе тѣ́лу, во умерщве́ніе страсте́мъ, во отверже́ніе лука́выхъ по́мыслъ, во отложе́ніе лука́ваго настоя́ніи, во храни́ло на вся́ку по́льзу прили́чну; я́ко да ея́ благода́тію покрыва́емъ, невреже́нъ отъ вся́каго навѣ́та пребу́детъ, въ сла́ву Твоего́ преблага́го и свята́го и́мени, моли́твами Пречи́стыя Ти́ Ма́тере Влады́чица на́шея Богоро́дица и всѣ́хъ святы́хъ, ами́нь.

Та́же сотво́рь три́ покло́ны, глаго́ля тропа́рь Креще́нію, гла́съ 1: Во Іерда́ни креща́ющу Ти ся Го́споди, Тро́ическое яви́ся поклоня́ніе: Роди́телевъ бо гла́съ свидѣ́тельствоваше Ти́, возлю́бленнаго Тя́ Сы́на имену́я, и Ду́хъ въ видѣ́ніи голуби́нѣ извѣ́стоваше словеси́ утверже́ніе: явле́ися, Христе́ Бо́же, и мíръ просвѣще́и, сла́ва Тебѣ́. Сла́ва, и ны́нѣ, конда́къ, гла́съ 4: Яви́лся еси́ дне́сь вселе́ннѣй, свѣ́тъ Тво́й, Го́споди, зна́менася на на́съ, и́же въ ра́зумѣ пою́щихъ Тя́: пріи́де бо и яви́ся, Свѣ́тъ неприкоснове́нныи.

Посе́мъ причасти́ся со́ страхомъ святы́я воды́ и со благобоя́зньствомъ.

Посе́мъ моли́тва, и́же во святы́хъ отца́ на́шего Іоа́нна Златоу́стаго, по причаще́ніи святы́я воды́: Сла́ва неизрече́ннѣй и неизлѣ́дованнѣй Ти́ бла́гости! Сла́ва премно́гому долготерпѣ́нію Твоему́! Сла́ва благоутро́бію Твоему́! Яко ны́нѣ мя́ грѣ́шнаго и недосто́йнаго раба́ своего́ освяще́ніемъ сподо́билъ еси́ освяще́нныя воды́ сея́ прича́стіемъ. Укрѣпи́ ми́ ея́ ра́ди живо́тъ, и, невреди́ма всего́ соблюда́я, неуловле́на мя́ сопроти́вными содѣ́лай, непорабо́щена покажи́ мя́ нечи́стымъ помысло́мъ, всего́ мя́ обнови́, всего́ во блага́я вождели́ дѣ́ланія, всего́ впери́ ко Твоему́ жела́нію. Яко Ты́ еси́ сла́дость душа́мъ на́шимъ, и Тебѣ́ сла́ву возсыла́емъ со Безнача́льнымъ Ти́ Отце́мъ и со Пресвяты́мъ и благи́мъ и животворя́щимъ Ти́ Ду́хомъ, ны́нѣ и при́сно и во́ вѣки вѣко́мъ, ами́нь.

Іере́й: Прему́дрость.
Та́же: Досто́йно е́сть… Сла́ва, и ны́нѣ. Го́споди поми́луй, два́жды. Го́споди благослови́.
Та́же отпу́стъ Креще́нію: Крести́выйся отъ Іоа́нна во Іерда́ни, Христо́съ и́стинный Бо́гъ на́шъ…

Источникъ: Потребникъ. — Москва: Печатный дворъ, 7141 [29 Іюня 1633 г.]. — Листъ 430-431 об. [Изданъ при царѣ Михаилѣ Ѳеодоровичѣ и патрiархѣ Филаретѣ]

Подписаться
Уведомить о
guest
36 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Иван
Иван
Ответить на  Килiас Росiас
29.12.2021 22:15

Это называется уже парасинагога, т.е. САМОЧИННОЕ сборище.

Иван
Иван
Ответить на  Килiас Росiас
30.12.2021 08:57

Во-первых, я тебе не друг, потому как не имею друзей ни среди раскольников в лице всевозможных осколков РПЦЗ и т.н. «катакомбниковвв», а по сути самрсвятов вроде лжеархиепископа Сергия Агеева, а также прочих кривоверов и сектантов.
Во-вторых, более 5 лет не хожу в храмы РПЦ МП, захваченные еретиками.
В-третьих, опираясь не на свой ум, а на соборный разум Церкви в лице общепризнанных вселенских учителей, наставлений и поучений святых отцов древности, а также во всем следую постановлениям 7 Вселенских и 9 Поместных Соборов.
В-четвёртых, стараюсь как зеницу ока хранить чистоту Православной веры, как главный залог спасения души и посему не вхожу в общение ни с какими-то ни было сектантами, еретиками-двуперстниками , приверженцами выдуманного сатаной «древлеправославия» и прочими скопищами и плевелами диавола.

Иван
Иван
Ответить на  Килiас Росiас
31.12.2021 00:54

Святитель Феофан Затворник Вышенский о старообрядцах и старообрядческом расколе /Цитаты взяты из книги «О Православии с предосторожностями от погрешений против него. Слова Епископа Феофана.» (издательский отдел Московского патриархата, 1991)/ 1) Из главы 15 «Раскол не старина, а новшество», стр. 56–58: «…Они все (старообрядцы. – Примечание публикатора.) твердят, что толки их суть древлеотеческое предание. Какое древлеотеческое? Всё это новые выдумки. 
Древлеотеческое предание содержится Православною Церковию. Мы заимствовали св.учение от святой Православной Греческой Церкви и все священные книги от неё к нам перешли. Книги сии в древности все содержали так, как мы теперь содержим. Но лет за 100 или 150, до блаженного Патриарха Никона и благочестивейшего Государя Алексея Михайловича, переписчики неопытные начали их портить, и в продолжение сего времени все портили и портили и, наконец, до того все перепортили, что терпеть уже нельзя было. Эти порчи, внесенные в книги, все без изъятия были новины. Когда потом их отменили, и книги поставили в тот вид, как было издревле – разве это значило, что новину внесли в книги?! Не новину внесли, а возвратили их на старое. В наших книгах теперь все так, как есть в греческих, и как в наших древних, после равноапостольного князя Владимира. Поди, кто хочет, посмотри в Патриаршей библиотеке, в Москве, старые книги, и – сами уверитесь. Стало, старые книги у нас, а не у раскольников, и древлеотеческое предание тоже у нас, а не у них. У них же все новины, — книги новы, и предание ново. Поясню вам это примером. Софийский собор в Киеве – древнейший Собор, — был расписан изначала по стенам. Когда-то потом, не упомнит никто, заштукатурили эту роспись и на новой штукатурке снова расписали храм. Старая роспись осталась под низом. А вот, в недавнее время, эту новую штукатурку и с расписанием отбили, и восстановили то расписание, которое было под нею – древнейшее. Что это – новину внесли они в Софийский храм или поставили его в древний вид? Конечно, в древний вид поставили. Теперь Софийский храм находится в таком виде, как был в древности, а не в том, как был лет за 20. Вот так и с книгами было. Когда выбросили из них все, вновь внесенное, не поновили их, а на древнее возвратили, и наши исправленные книги суть воистину древние, а не раскольнические – испорченные.

Иван
Иван
Ответить на  Килiас Росiас
31.12.2021 00:54

Вот, что пишет свт. Феофан Затворник Вышенский о т.н. «старообрядцах» :
«Так и отражайте, когда кто из раскольников начнет толковать вам, что у них древние книги. Их книгам не больше 2-хсот, много 3-хсот лет; а нашим 1000 есть, и более. А когда станут они уверять, что у них древлеотеческое предание – у поповцев, или беспоповцев, у Филиповцев или Федосьевцев, у спасова согласия или у перекрещенцев, или у новых Австрийских проходимцев? Разве древлеотеческих преданий 10-ть? Ведь оно одно.
 Когда у них оно не одно, стало, оно не есть древлеотеческое, а все человеческие выдумки. У нас оно одно, и совершенно согласно с древнейшим преданием нашим, согласно с Греками и всеми православными Христианами, на всей земле существующими. У нас всюду согласие, а у них всюду разногласие. В иной деревне толка три-четыре, а то и в одном доме, тоже случается, и друг с другом не сообщаются. Где же тут единая Церковь Христова? Какое же это тело Церкви, когда все члены распались и разошлись в разные стороны? Где же это едино стадо? И как можно сказать, что единый, истинный, Божественный Пастырь есть их пастырь? 
Судя по сему, ясно, как день, что у них нет истины, нет последования Христу, нет Церкви. А когда нет Церкви, нет спасения: ибо только в Церкви спасение, как в ковчеге Ноевом, Церковь Христова имеет священство. У них нет священства; стало, нет и Церкви. – Церковь Христова имеет Таинства. У них некому совершать Таинств; следовательно, у них и Церкви нет. Как это они дерзают еще отверзать уста свои и, приступая к православным, совращать их! Спасать, говорят хотим. Чем спасать, когда сами гибнут?! Сами гибнут и других влекут в пагубу, а не спасают. Заметьте себе. – Спасение без благодати невозможно; благодать не дается без Таинств; Таинства не совершаются без священства. – Нет священства, нет Таинств; нет Таинств, нет благодати; нет благодати, нет и спасения.»

Georgiy
Georgiy(@georgiy)
Ответить на  Иван
06.01.2022 10:18

((( Спасение без благодати невозможно; благодать не дается без Таинств; Таинства не совершаются без священства. – Нет священства, нет Таинств; нет Таинств, нет благодати; нет благодати, нет и спасения )))

Забыл Феофан только добавить,что священства нет без православной веры!Без правой веры,вообще ничего не может быть!
А это просто папизм.Без патриархов и епископов уже и Церкви,что ли нет?Даже будь они хоть трижды еретиками?Может Феофан и правила такие найдет,что надо следовать всегда своему епископу,несмотря на его ереси?Ведь по разуму Вселенского Собора = «ересь отделяет от церкви ВСЯКОГО человека» !Будь он хоть кем = хоть епископом,хоть патриархом,хоть папой римским,хоть ангелом с неба.

И я не оправдываю этим беспоповцев.Хотя беспоповцы здесь много ближе к истине,чем изречение Феофана.Идеология беспоповцев противоречит обетованию Христа,потому не приемлема ни в каком виде!
Я, согласно с дораскольной Церковью, веру полагаю на учения и догматы св. апостол, вс. соборов и др. правил и законоустановлений Церкви, а вы в людей верите (некую преемственность человеков без догматов и истинной веры во Христа) 😎

[Большой Катихизис] Вопрос: «Чесому учимся сего девятаго стиха, во едину святую соборную и апостольскую церковь?»

Ответ: «Учимся сим вещем о Церкви Божии. Первей, яко едина есть соборная Церковь Божия. обаче во едином Дусе Iсус Христове. во единой вере, и во единых догматех о той вере, и святых тайнах учащих. и во единой главе Господе нашем Iсусе Христе [Ефес. зач. 219], и под единым чином его и рядом, правил же апостольских, и вселенских седми соборов святых богоносных отец, пастырей и учителей. сиречь, святых пап патриархов и митрополитов; архиепископов, епископов, и всего священного чина. Другой вещи учимся. яко сия Церковь Божия есть святая, сих ради вин. первая убо яко от Христа Жениха и главы своей [ефес. зач. 219], верою, и тайны с Ним соединившися освящается. вторая же, яко Дух Святыи пребываяи в ней выну, соблюдает ю и во святыни сохраняет. Третий вещи учимся, яко сия едина церковь есть вселенская, или соборная. сиречь, яко она всех верных везде во всем мире, и в коемждо веце сущих обьемлет, и в себе содержит. Четвертой вещи научаемся, яко веруем во едину святую соборную и апостольскую церковь, сиречь, уповаем на учения и догматы святых апостол, и святых вселенских седми соборов, а не в люди верим…»

Вопрос: Что есть Церковь соборная?
Ответ: «Церковь соборная есть, понеже от всех святых седми вселенских соборов преданныя догматы в ней соблюдаеми суть. »

Никон черногорский (Тактикон. Сл.22):
«Соборныя бо церкви не стены суть, но правая учения и предания Божественных правил, святыхъ соборовъ и святыхъ апостоловъ.»

Дионисий Ареопагит: «Основанием и сущностью нашей иерархии являются Богопреданные словеса» (подтверждено и VII Вселенским Собором).
Поэтому тот, кто сохранил правыя учения и предания Божественных правил, сохранил Богопреданныя словеса, – тот и в Церкви. А кто это порушил – тот и вне Церкви.

Иван
Иван
Ответить на  Килiас Росiас
31.12.2021 00:54

«Они говорят, что это у них древлеотеческие догматы. Какие это древлеотеческие? Они все новы, и древние Отцы о них совсем не знали. Вот как дело было: тотчас по крещении наших праотцев при св.Равноапостольном князе Владимире приняты были священные книги от греков в славянском переводе, — и когда нужны были кому, тот нанимал переписчиков, и они списывали их. Пока были у нас греки-митрополиты, они, зная хорошо и греческий и славянский языки, и строго смотря за переписчиками, тотчас исправляли, если замечали ошибки. Но когда греки перестали у нас быть митрополитами, русские, не зная греческого языка, не могли замечать ошибок. – Так книги начали портиться. Это началось лет за 150 до патриарха Никона, и книги все более и более портились. Один опустил одно “аллилуия” из 3-х, а другой не посмел дополнить его, и стали писать “аллилуия” дважды. Имя Господа: Иисус – писалось “Ис.”, а произносилось все же “Иисус”. Не зная греческого языка, с которого взято сие слово, начали произносить – “Исус”, — а потом и всеми буквами писать – “Исус”. Следовало спросить у греков, а они не спросили. – Иному вздумалось, что лучше двумя перстами креститься, он и внес это в книги. Так один одну внес в книги ошибку, другой — другую; один одну прибавку сделал, другой — другую. Как писалось, так печатать потом стали. Хоть печатчикам приказано было исправлять книги; но как они исправляли их по испорченным уже книгам, а больше по своему смышлению, то они еще более ошибок и прибавок наделали. Ко времени патриарха Никона этих ошибок и прибавок было так много, что и учение истинное стало повреждаться. Заметив сие, патриарх Никон вошел в совет со всеми Патриархами, и все единодушно собором велели исправлять книги не по своему смышлению и не по русским книгам, а по древним греческим, которых навезли тогда всех родов великое множество. Когда поправили сим порядком книги, тогда они все стали, как были от начала со времен Владимира Равноапостольного. Все новые прибавки и ошибки выброшены, а поставлено все, как следует быть, и как было в начале. Так, патриарх Никон книги священные не поновил, а воротил на старое. Все же новизны отбросил. Вот эти новизны и остались у раскольников и составляют их древлеотеческие догматы, как они говорят. Вы же сами посудите, какие это древлеотеческие? Древлеотеческие! – им всего будет, если от нас считать, лет 200 или 300. И это древние! – Древние-то, как Апостолы постановили, содержим мы, а у них все ново. И они не староверы, а нововеры. – Так вы их и считайте.»

Georgiy
Georgiy(@georgiy)
Ответить на  Иван
06.01.2022 09:46

(((Заметив сие, патриарх Никон вошел в совет со всеми Патриархами, и все единодушно собором велели исправлять книги не по своему смышлению и не по русским книгам, а по древним греческим, которых навезли тогда всех родов великое множество. Когда поправили сим порядком книги, тогда они все стали, как были от начала со времен Владимира)))

По каким ещё «древним греческим»???Это наглая ложь.Вся реформа была основана на лжи.Множество историков давно уже эту ложь доказали.Да и сами никонианские миссионеры и богословы,эту ложь давно осознали ( и не повторяют больше) = https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/puti-russkogo-bogoslovija/3#sel=42:1,44:29
Но зато эту ложь усердно писали ( по заказу синода)практически все послераскольные «святые» и богословы,типа Сысоева и прочих = http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=199
Одно только подложное деяние на еретика- Мартина-арменина,чего только стоит!?А знаменитый Филарет, митрополит Московский,ещё и изрек в защиту этих подлогов, весьма меткую фразу, ставшую исторической: «Авторы подлогов неправдой послужили правде». Иезуитское правило «Святая цель оправдывает все средства» стало практическим вековым догматом новой, никоновской церкви.
Неправдой служили «правде» = вот девиз всех послераскольных лжебогословов и «святых»!
Да только,»что общего у света со тьмою»?Лжущие прямым текстом — могут ли быть святыми???
В любом случае,мы должны ориентироваться не на частные мнения того или иного авторитета,а на Соборные деяния!
А Никонианские соборы 1655,1656,1658,1666-67 годов,официально ложно объявили двуперстие(и пр.старые обряды) ЕРЕСЬЮ! https://azbyka.ru/forum/threads/stoit-li-idti-k-staroobrjadcam.20869/post-391824
А собор 1971 года признал старые обряды благодатными и спасительными!Ну и кому нужно верить :Никонианским лже соборам и,последующим им лжесвятым, или Собору 1971 года?
Все эти «труды» казенных миссионеров и богословов,писавших по заказу синода,против старых обрядов,имеют ничтожное значение(попросту макулатура),после собора РПЦ МП 1971 года.

Иван
Иван
Ответить на  Килiас Росiас
31.12.2021 00:55

Таким образом, святые нашей Православной Церкви : это и свт. Димитрий Ростовский и прп. Паисий Величковский, и прп. Серафим Саровский, и свт. Игнатий Брянчанинов, и свт. Феофан Вышенский Затворник, и свт. Филарет Московский (Дроздов), и святой праведный Иоанн Кронштадский, а также все без исключения старцы конца прошлого века- начало этого, заканчивая великим старцем иеромонахом Василием Тульским (Новиковым) как один НЕ ПРИЗНАВАЛИ не только старообряцев как церковь, но и не признавали за ними никакой Апостольской приемственности и соотвественно отвергали наличие благодати у старообрядцев. Также все вышеперечисленные святые были единомысленны со всей полнотой Святой Соборной и Апостольской Церковью и были ей послушны, поэтому никто из них не признавал решения Стоглавого Собора о признании т.н. «старообрядческого» двоеперстия за истинное или «равночестное» православному троеперстному перстосложению и почитали и признавали законными решения 2-х Московских Поместных Соборов : 1655-1656 гг. и 1666-1667 гг. наложивших строгие церковные прещения на тех , кто крестится двумя перстами (предали анафеме). 
Все решения и определения 2-х Московских Поместных Соборов по отношению к т.н. «старообрядцам» были признаны всеми Поместными Церквями.

Иван
Иван
Ответить на  Килiас Росiас
31.12.2021 09:01

Нет никаких святых у поганых пистолетчиков-двуперстников.

Покайся и стань православным христианином.

До встречи на Страшном Суде Божием !

Последний раз редактировалось 16 дней назад Килiас Росiас ем
Иван
Иван
Ответить на  Килiас Росiас
31.12.2021 16:25

*ругань, с переходом на личность — удалена модератором*

Последний раз редактировалось 16 дней назад Килiас Росiас ем
Georgiy
Georgiy(@georgiy)
Ответить на  Иван
31.12.2021 19:39

Иввн пишет: …святые нашей Православной Церкви : это и свт. Димитрий Ростовский и прп. Паисий Величковский, и прп. Серафим Саровский, и свт. Игнатий Брянчанинов, и свт. Феофан Вышенский Затворник, и свт. Филарет Московский (Дроздов), и святой праведный Иоанн Кронштадский, а также все без исключения старцы конца прошлого века- начало этого, заканчивая великим старцем иеромонахом Василием Тульским (Новиковым) как один НЕ ПРИЗНАВАЛИ не только старообряцев как церковь, но и не признавали за ними никакой Апостольской приемственности и соотвественно отвергали наличие благодати у старообрядцев. Также все вышеперечисленные святые были единомысленны со всей полнотой Святой Соборной 

О каком ещё «ЕДИНОМЫСЛИИ» вы бредите?Все эти «святые и старцы» хулили старую веру и старые обряды!А Собор РПЦ МП 1971 года,признал эти (хулимые)обряды равноспасительными и равноблагодатными!Так кому в итоге,верить то надо?Вашему Собору(1971 г.) или вашим «святым»?
Каким духом эти люди хулили старую веру = Святым что ли?Или они просто писали по заказу синедриона синода?

…не признавали за ними никакой Апостольской приемственности и соотвественно отвергали наличие благодати у старообрядцев

А РПЦ никогда не руководствуется исключительно церковным правом, она действует исходя из интересов конкретного момента. Так до патриаршества нашего всегда иерархию признавали, принимали священников в сущем сане, мирян без чиноприема вовсе.

Иввн пишет:…Это называется уже парасинагога, т.е. САМОЧИННОЕ сборище.

Похоже,что за ником «Иван»,скрывается наша бывшая Людмила,(Феодосия , Данила …)
Парасинагога,это её любимое выражение.
Мятётся бедная душа,всё ищет чего то!?

Иввн пишет:..более 5 лет не хожу в храмы РПЦ МП, захваченные еретиками.

В-третьих, опираясь не на свой ум, а на соборный разум Церкви в лице общепризнанных вселенских учителей, наставлений и поучений святых отцов древности, а также во всем следую постановлениям 7 Вселенских и 9 Поместных Соборов.

В-четвёртых, стараюсь как зеницу ока хранить чистоту Православной веры, как главный залог спасения души и посему не вхожу в общение ни с какими-то ни было сектантами, еретиками-двуперстниками , приверженцами выдуманного сатаной «древлеправославия» и прочими скопищами и плевелами диавола.

ВСЕ то у вас ,еретики,сектанты или самосвяты!А сами то вы где пребываете?Где сегодня Церковь Христова обретается?Под юрисдикцией какого епископа вы находитесь?Никакого!Ну тогда вы сами сектант и есть,увы.
Сами то,как креститесь?Скольки перстами?

Килияс пишет:…Церковь была в полноте до чудачеств Никона и Тишайшего, после них два осколка — новообрядный и старообрядный. (один другого не лучше)

И у тебя ,Килияс,получаются ВСЕ раскольники(осколки)?Значит (в то время) ВСЕ были не правы?Никто в Истине не устоял?Так что ли?Врата ада одолели Церковь???
Так где же всё это время Церковь Христова обреталась?И где Она сегодня?

Последний раз редактировалось 17 дней назад Georgiy ем
Иван
Иван
Ответить на  Килiас Росiас
31.12.2021 09:37

Дорогой еретик-двуперстник Даниил
🤦🏽‍♀️🤦🏽‍♀️🤦🏽‍♀️

Иван
Иван
Ответить на  Килiас Росiас
31.12.2021 11:26

Не надо писать свой бред, притягивая «за уши» всех и вся, начиная от святой княгини Ольги.
На Русь Православная вера пришла от греков, а греки всегда крестились ТРОЕПЕРСТНО, за исключением древних еретиков Ария, Македония и Нестория.
Так что лжец ты сам !

Последний раз редактировалось 16 дней назад Килiас Росiас ем
Иван
Иван
Ответить на  Килiас Росiас
31.12.2021 09:17

Ты беззаконно и антиканонично вводишь новое «таинство», что выдаёт тебя с головой как конченного!

Последний раз редактировалось 16 дней назад Килiас Росiас ем
Иван
Иван
Ответить на  Килiас Росiас
31.12.2021 09:12

Святая Соборная и Апостольская Церковь НЕ ЗНАЕТ такого чина «причащения богоявленской водой», потому как это не есть Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и никак не может заменить это Великое Таинство.

Иван
Иван
Ответить на  Килiас Росiас
31.12.2021 09:13

Пить богоявленскую воду и освящать ею предметы и дома можно, но «причащаться» ей ни в коем случае НЕЛЬЗЯ !!!