Почему современные иконы менее благодатны, в отличие от древних икон?

[…]Подобает быти живописцу смирену, кротку, благоговейна, непразднословцу, несмехотворцу, несварливу, независтливу, непьяницы, неграбежнику, неубийцы. Наипаче же хранити чистоту душевную и телесную со всяцем опасением, не могущим же до конца тако пребыти по закону женитися и браком сочетатися, и приходити ко отцем духовным начасте и во всем извещатися и по их наказанию и учению жити в посте и в молитве, и воздержании, со смиренномудрием, и кроме всякого зазора и безчинства, и с превеликим тщанием писали образ господа нашего Исуса Христа и пречистыя его Богоматери, и святых пророк и апостол, и священно мученик и святых мучениц, и преподобных жен и святителей и преподобных отец по образу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцев и знаменовати с добрых образцов.[…]

Проклят творяй дело Божие с небрежением.

Стоглавый Собор 1551г. глава 43.

Исходя из данного правила, иконы дозволялось писать только монахом, и не молодняку, а прошедшим искус. Сейчас в 21 веке, иконы клепают роботы, словно тушенку какую нибудь, массово — путем литографии. Все бывшие художники перепрофилировались в иконописцев, (с их слов икону продать легче). При этом сам человек может быть вообще не пойми каких взглядов и верований, не пойми какой нравственности про быт вообще молчу. Знавал одну тетеньку иконописку, заядлую собачницу, она значит помолится, сядет икону писать, а под ногами собака бегает, в соседней комнате муж телевизор смотрит, папироску смолит, семья молодая — значит и супружеское ложе есть, хотя правильно на момент написания иконы жить как брат и сестра. Хорошо если брак венчанный, а если нет, а если икону пишет сожительствующая тетка или дядька? В правиле написано впав в телесную нечистоту нельзя приступать к написанию икон. И вот она бегает отвлекаться на бытовуху, то покушать приготовит, то стирку заведет, в промежутках садится икону дописывать. Про пост в наш век вообще молчу, хромают люди то и дело  на скоромное срываются, то сыр, то молока, то яиц поедят, то колбаски. В то время как в старину пока пишешь икону, несешь строгий пост. Сейчас иконописцы набьют чрево, и из праздности икону пишут, что бы творческий потенциал не угас. И еще когда художник или иконописец, создает произведение так или иначе вкладывает в него частицу своей души, свой характер, даже свой пол, например если женщина берется писать образ Спасителев, тот получается женоподобный на лик, не хватает в нем мужественности, строгости, слишком мягкие и приторные черты лица. По отношению к Богородице такое допустимо, но не ко Христу. Вообще считаю, что женские иконы должны писать женщины, а мужские мужчины. Что касается эмоций, то их вообще не пишут, позиция, лик, движения, должны иметь нейтральную форму, выражать внутреннюю тишину.

Современные иконы очень сложно намолить, они изначально мертворожденные, что бы такая икона ожила нужно приложить немало духовных усилий, помимо освящения ее в храме. Современные иконы, конечно излучают тонкую благодать, но также и духовность лица их написавшего, и если иконописец человек тяжко грешащий, то молитва перед такими иконами бывает с  большим затруднением. В этом плане конечно роботы лучше, они ничего не вкладывают, они просто копируют, хорошо если древний какой-то образ, а не поганый новодел. Тут скорее принцип из двух зол выбираем меньшее. Если есть денюжка, лучше обратиться в монастырскую иконописную мастерскую, а не субсидировать частные иконописные лавочки. Теперь вопрос к вам, если икона пишется в безблагодатной атмосфере, безблагодатными людьми, какая на выходе будет икона? Безусловно все иконы Святы, даже написанные в таких неканоничных условиях, речь именно об ощущении и осязании благодати от таких икон. Вы же не будете спорить, что одно и то же солнце греет по-разному? Весной — мягко, Летом — паляще, Осенью — переменно, Зимой не греет вообще. Так же и с иконами. Одни излучают мощную, греющую благодать, другие очень тонкую, а третьи вообще молчат, ничего не источая.


Что портит икону?


1) ненадлежащее для того помещение, лишенное тишины и покоя (фоновый шум создающий суету, отвлечение на бытовуху)

2) не держание поста

3) крещеный, но не православный по духу и разуму

4) телесная нечистота

5) отсутствие молитвы во время написания иконы

6) низкая нравственность, нераскаянные грехи

7) наличие нечистых животных в помещении

8) присутствие сторонних лиц совершающих грех, параллельно письму иконы

9) желание придать иконе индивидуальность, неповторимость, эксклюзивность

10) вписывание в икону собственных фантазий, не имеющих богословского обоснования в православном духе

11) отсутствие благословения на иконописную деятельность или наличие слепого благословения без всыновления и окормления иконописца

12) наличие в помещении — светских, оккультных, иноверных, инославных, эротических книг или картин.


Для пунктов 9 и 10, в той-же главе 43 стоглавого собора, находим такую строчку —
*чтобы гораздые иконники и их ученики писали с древних образцов, а от самосмышления бы своими догадками Божества не описывали.

Подписаться
Уведомить о
guest
14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии