О женской и мужской нечистоте

[su_spoiler title=»Правило 4 Дионисия Александрийского» icon=»folder-1″]

Те, которым приключилось непроизвольное нощное истечение, также да последуют своей совести, и да испытуют самих себя, находятся ли от сего в сомнении, или нет: подобно как и ο пище глаголет апостол: сомневающийся, если ест, осуждается (Рим. 14:23). И в сем случае всяк приступающий к Богу да имеет благую совесть и благодерзновение, по собственному помышлению. Сии вопрошения ты возлюбленне, яко почитающий нас (ибо без сомнения, не яко не знающий), предложил нам, располагая нас быти единомысленными и единодушными с тобою, как и есмы. Яже не так, как учитель, но так как прилично нам собеседовати друг другу, со всякою простотою, мое мнение на среду предложил. Разсуди об оном, благоразсудительнейший сыне мой, и напиши мне, аще что представится тебе справедливейшее и лучшее, или же, аще усмотришь тако быти. Желаю тебе, возлюбленный сыне мой, здравствовати и в мире служити Господу. (Анкир. 23; Афанасия Вел. 1; Тимофея Алекс. 12).

Милаш. Под невольным ночным истечением, о котором говорит настоящее правило, нужно понимать истечение семени (σπέρματος). В первом правиле Афанасия Великого, иначе в его послании к Аммуну, оно названо φυσική Ικκρισις (naturalis excretio), и здесь об этом говорится подробнее. Относительно этого ср. Зонары λόγος προς τους την φυσικήν της γονής έκροήν μίασμα ηγουμένους124, равно и Вальсамона 10-й канонический ответ125. Вторая половина настоящего правила есть конец послания Дионисия к епископу Василиду.

Зонара. И это – ответ, данный отцем на (предложенный вопрос). Ибо, быв спрошен, должны ли те, у которых случилось непроизвольное истечение семени, причащаться Тайн, сказал, что потерпевшие сие должны последовать своей совести; то есть должны иметь судьей этого дела совесть, или собственное размышление, так что если истечение семени случилось непроизвольно, без предшествовавшего какого либо страстного возбуждения, если природа выделила его, как излишек, или оно произошло не вследствие пьянства и объедения: то потерпевшему сие не должно быть воспрещено приступить к святому жертвеннику; а если предшествовал какой либо страстный помысел, который, утвердившись в воображении, произвел ночное видение, и за сим последовало извержение семени, или если оно случилось от невоздержания в пище и питье, такой нечист, – не по причине извержения семени (семя не есть нечисто, как и плоть, которой оно есть излишек), но по причине дурного пожелания, которое осквернило мысль; такой (человек) не может иметь чистой совести и, значит, благого дерзновения по причине своего похотения: каким же образом он приступит к Богу, если сомневается? Приводит и место из великого Павла, написавшего об идоложертвенном: аще яст сомняяйся, осуждается (Римл. 14, 23). Об извержении семени пространно написал и великий Афанасий к монаху Аммуну.

Вальсамон. Быв спрошен: должны ли причащаться Тайн те, у которых случилось непроизвольное извержение семени, отец отвечал, что потерпевшие сие должны иметь судьею собственную совесть, так что если это случилось у них без предшествовавшего какого либо страстного возбуждения, когда природа сама по себе произвела извержение семени, как излишка, им не должно быть возбранено причаститься Тайн; а если у кого предшествовало, вследствие страстного помысла, вожделение и за сим последовало извержение, или если оно произошло от невоздержания в пище и питии, таковые – нечисты, – не по причине извержения семени (семя не есть нечисто, как и плоть, которой оно есть излишек), но по причине дурного помысла, который осквернил мысль. Итак, таковый не имеет благой совести и, значит, благого дерзновения приступить к Богу. Приводит и место из великого Павла, написавшего об идоложертвенном: аще яст сомняяйся, осуждается (Римл. 14, 23). Об истечении семени ищи и великого Афанасия послание к монаху Аммуну.

Синопсис. Непроизвольно подвергшийся ночному истечению, пусть следуют своей совести и рассматривают себя, достойны ли они осуждения, или нет. Ибо как по отношению к яствам, если кто вкушает вопреки своей совести, осуждается, так точно и здесь.

Славянская кормчая. Иже по неизволению истечение в нощи подъемше, своей совести да последуют, и сами себе да смотрят, аще зазрят себе в том, или ни. Яко же бо о брашнах, тако и о сем. Зазряи бо себе аще яст, осужден будет.
[/su_spoiler]

[su_spoiler title=»Ответ Святителя Василия Великого» icon=»folder-1″]
Василий Великий потерпевших нечто таковое удаляет от причащения святых Тайн. Ибо сей святый (отец), как написано в его сочинении о подвижничестве, быв спрошен: когда бывает у кого либо обычное и по естеству, должно ли дерзать допускать его к приобщению Тайн? – отвечал: «Апостол учит, что спогребшийся Христу крещением (Рим. 6:4) выше естества и обычая. К этому, с одной стороны, присовокупляет, что «ветхий наш человек с ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху» (Рим. 6:6); с другой – заповедует: «Умертвите убо уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение, ихже ради грядет гнев Божий на сыны противления» (Кол. 3:5, 6); наконец дает общее определение в словах: те, которые принадлежат Исусу Христу, «плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5:24). Я же узнал, что это совершенство, по благодати Божией, дано и мужам и женам через истинную веру в Господа. Приступать же кому нибудь в нечистоте к святым Тайнам, – это такое дело, страшный суд за которое мы узнаем уже из Ветхого Завета; а если здесь более святыни, то очевидно (и суд) еще страшнее, о чем научает нас Апостол, говоря: «Ядый… и пияй недостоин, суд себе яст и пиет» (1Кор. 11:29).[/su_spoiler]

Краткий итог:

Дело в том, что и женщина в известный период становится нечиста, не духовно конечно, а физически. То же касается и мужчин, речь о поллюции.

Если у мужчины была поллюция, то в этот день не прикасается ко Святому, ни причащается, в храме стоит в притворе. Если сопровождалось блудными снами — каяться на исповеди.

Даже после соития мужчины и женщины, в следующий день не следует преступать Святых Христовых Таин, а священнику запрещается приготовлять евхаристию. Несмотря на то, что ложе непорочно по известным причинам, наступает физическая нечистота. Если природа очень чувственная, сладострастная, то и духовная нечистота. Потому, что некоторые умудряются предаваться блуду и на супружеском ложе.

Что такое физическая нечистота? — Естественное истечение жидкостей из организма. Когда она заканчивается? С остановкой этих самых истечений. У девушек неделя, у мужчин обычно ночью, после, сутки на очищение. По супружеском ложе тоже сутки.

Вопроса послеродовой нечистоты, периода очищения затрагивать не будем, это и так известно, про это много где говорится, от святого писания, до канонов.

Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Владимир
Владимир
1 месяц назад

Мне не понятны призывы к исповеди во время блудных снов, как можно каяться в том, что в уме во время сна не слагаешь ? Это прилоги во время сна, если уже начинаешь слагать и сочетаться тогда да.