Евсевий Памфил Кесарийский — о чуме

(1) Обычные во время зимы ливни и дожди не орошали землю в прежнем количестве; неожиданно обрушились голод, чума, к тому же появилась новая болезнь — язва, сопровождавшаяся огненным жаром и за эту особенность названная «антракс». Распространяясь по всему телу, она грозила великой опасностью. Проявлялась она преимущественно на глазах и сделала слепыми бесчисленное множество мужчин, женщин и детей.
(2) К этим бедствиям присоединилась еще война с армянами; их, людей, издавна бывших друзьями и союзниками Рима, притом христиан, и христиан ревностных, этот богоборец попытался принудить к жертвоприношениям идолам и демонам и этим сделал их вместо друзей врагами и вместо союзников — неприятелями.
(3) Все это обрушилось сразу, в одно и то же время, посрамляя богопротивную кичливость самонадеянного тирана, дерзко утверждавшего, что при нем не будет ни голода, ни чумы, ни войны, ибо он чтит идолов и теснит нас. Все эти бедствия, случившиеся вместе и одновременно, предварили его гибель.

(4) Сам он вместе со своими войсками терпел неудачи в войне с армянами; жители подвластных ему городов были вконец замучены чумой и голодом: мера пшеницы стоила 2500 аттических драхм.
(5) Тысячи людей умирали в городах, а еще больше в деревнях и селах; из цензовых списков, куда раньше внесено было большое число земледельцев, пришлось чуть ли не всех вычеркнуть: почти все погибли от недостатка еды и от чумной болезни.

(6) Обменивали у более зажиточных самые любимые свои вещи на крохотное количество пищи; распродав по мелочам свое имущество, доходили до крайней нищеты; жевали клочки сена; съев иногда, не разбирая, ядовитые растения, разрушали свое здоровье и гибли.

(7) Знатных горожанок нужда заставила забыть стыд: они выходили на площади и просили милостыни; краска стыда на лице и изящество одежды говорили о том, что они получили хорошее воспитание.
(8) Люди, иссохшие, похожие на призраки, боролись со смертью; шатаясь, скользя, не имея сил стоять, они падали на улицах и, лежа ниц, молили подать им кусок хлеба; до последнего вздоха выкрикивали они, что голодны: сил у них хватало только на этот горестный вопль.
(9) Пораженные множеством просящих, люди, по-видимому, состоятельные сначала щедро помогали, но под конец впали в состояние бесчувственности и жестокосердия, ожидая в скором времени той же горькой участи. По площадям и улицам много дней валялись без погребения голые мертвецы — зрелище для глядевших весьма жалостное.
(10) Некоторые даже стали пищей для собак. Остававшиеся в живых стали убивать собак, боясь, как бы они, рассвирепев, не сделались людоедами.
(11) Чума наравне с голодом пожирала целые семьи, особенно те, которые, имея запасы съестного, не страдали от голода. Поэтому правители, военачальники и многочисленные магистраты, жившие в достатке, словно нарочно оставленные голодом в добычу чуме, умирали мучительной и скорой смертью. Везде стенания — на улицах, рынках и площадях, всюду только плач, обычные звуки флейт и биение себя в грудь.
(12) Таким образом, воюя двумя названными орудиями: чумой и голодом,— смерть за короткое время скосила целые семьи: из одного дома выносили сразу двух-трех умерших.

(13) Так расплатился Максимин за свое высокомерие и обнародованные по городам постановления против нас, а между тем все язычники видели ясные доказательства благочестия христиан и их деятельной заботы о каждом.
(14) Среди этих безысходных бедствий они одни на деле обнаружили свою сострадательность и человеколюбие: ежедневно и безотказно достойным образом хоронили умерших (о многих некому было позаботиться), в каждом городе собирали вместе изголодавшихся людей и раздавали им хлеб, так что все признали Бога христиан и стали говорить, что только христиане — люди благочестивые и любящие Бога и что они засвидетельствовали это своими делами.
(15) Когда события приняли такой оборот, Господь, великий и небесный защитник христиан, явив через указанные бедствия Свой грозный гнев на всех людей, послал нам за то, что мы от них в избытке претерпели, светлый луч Своего Промысла, словно в глубоком мраке чудесным образом засиял для нас свет посланного Им мира, чтобы всем стало ясно, что Господь Сам блюдет нас во всех делах: наказывает Свой народ, когда нужно, испытывает его, но затем, достаточно вразумив его, являет Себя кротким и милостивым к тем, кто возлагает на Него свои надежды.

Обновлено: 22.03.2020 — 23:37
  1. В Неделю Крестопоклонную, по благословению благочинного Ачинского округа митрофорного протоиерея Евгения Фролова, прихожане Ачинских храмов в сопровождении штатного священника Казанского собора протоиерея Сергия Пигасова и настоятеля Троицкого храма поселка Новочернореченский иерея Алексия Александрова совершили автомобильный Крестный ход вокруг города.

     

    У Поклонных крестов, установленных на въездах в город, совершалось молебное пение «Во время губительного поветрия и смертоносной заразы». Также были вознесены молитвы о России, благополучии города, его жителей к святым царственным страстотерпцам, новомученикам и исповедникам Церкви Русской, святым праведным Даниилу Ачинскому и Феодору Томскому. Крестный ход сопровождали съемочные группы местного телевидения и пресса.

     

    Икона Царственных мучеников, софринская бумажная, мироточит давно. Лет 7. На крестном ходе потекли четыре струйки прозрачного мира, с правой стороны. Слава Богу за все! Аминь.

    https://www.youtube.com/watch?v=u_UKne0l_eI

  2. «Я врач и знаю, что такое вирусы»

    Священник Алексей Тимаков, настоятель храма свт. Николая при Центре борьбы с туберкулезом (ЦБТ), настоятель храма свт. Николая на Преображенском кладбище:

    – В нашем храме свт. Николая при Центре Борьбы с туберкулезом литургия, как правило, служится дважды – среди недели и в воскресенье.

    Приходят и пациенты, и бывшие больные, для которых храм стал родным, и медсестры. Обычно я исповедую по окончанию богослужения, а потом все, кто желает – причащаются

  3. ИА Панамера: Патриархия отправила передвижные плоские колокола(билы) для борьбы с короновирусом.

    https://www.youtube.com/watch?v=dKjImOenE_M

    Как известно издавна боролись с моровыми поветриями крестными ходами да колокольным перезвоном.

    Патриархия решила тряхнуть стариной и поставила несколько мобильных передвижных колоколен с билами — плоскими колоколами. В рамках защиты города: вначале автопробег по окружной дороге, затем у церквей и проблемных мест. Мероприятия собирают множество людей для профилактики легочных заболеваний. Замечено протекание болезней в легкой нелетальной форме. Готовятся поставки боевыми эпидемиологами в Италию и другие западные страны.

    ИА Панамера — Мы баем, вы читаете!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *