Торжество Православия, и церковный агностицизм.

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ И ЦЕРКОВНЫЙ АГНОСТИЦИЗМ

Мир вам, дорогие братья и сестры,

верные чада Русской Православной Церкви Московского Патрирхата!

Мы, наша община Святого Собора Архистратига Божия Михаила со всеми Небесными Силами, поздравляем вас с праздником Торжества Православия, совпавшим в этом году с празднованием Первого и Второго обретения главы Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна! Празднование Торжества Православия было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью в 843 году, когда на Константинопольском соборе был утвержден Догмат о почитании икон, принятый на VII Вселенском Соборе! Сегодня во многих, если ни во всех, храмах совершался чин Торжества Православия, на котором провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, возглашаются главные догматы, ею исповедуемые, утверждаются постановления семи Вселенских Соборов. Церковь молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой.

Дорогие братья и сестры, многие ли из вас вслушивались и вдумывались в этот чин, особенно в ту его часть, где провозглашаются анафемы лжеучениям и ересям? У нас создается впечатление, что делают это –единицы, т.к. невозможно не заметить, что некоторые из анафем уже вполне можно отнести не только к отдельным нашим иерархам, не только к большинству наших епископов, но и ко многим и многим прихожанам храмов Московского Патриархата! Постараюсь объяснить, о чем речь.

Например, третий анафематизм провозглашает: «Дерзающим утверждать, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святой; не исповедующим, что Отец, Сын и Дух Святой – Един Бог, — АНАФЕМА»! Вот так: тем, кто не исповедует, что Отец, Сын и Святой Дух – Един Бог, а также Сын Божий, или Дух Святой не единосущны Отцу, — анафема!

Мы уже приводили в одной из своих статей и приведем еще раз цитаты из книги патриарха Кирилла «Слово Пастыря», где он в главе «О Святой Троице» пишет: «А что же тогда Бог Дух Святой (Кстати, само это «что» уже звучит кощунственно! Как знаменитое пилатовское: «Что есть истина?»)? Это Божественная энергия, предвечно исходящая от Бога Отца. Ибо не было такого времени, когда эта энергия не исходила бы, и не будет такого времени, когда она перестанет исходить. Исхождение Духа Святого не истощает природы Отца и Его личности, как не истощает Его личности и Его природы предвечное, вневременное рождение Сына. Бог всецело присутствует в Своей энергии, которую Он передает всему творению — окружающему миру…»i.

В православной догматике существует различение между понятиями Святого Духа как Лица-Ипостаси Бога Троицы, и благодати Божией как нетварной энергии, присущей всем трем Божиим Ипостасям. Святой Геннадий Константинопольский, толкуя апостольское приветствие, пишет: «Святым духом здесь называет не ипостась Духа, но подаваемую верным благодать Духа»ii. В цитате же патриарха Кирилла со всей определенностью говорится о Господе Святом Духе только как об энергии, исходящей от Бога Отца! Говорится о том, что исхождение Духа Святого «не истощает природы Отца», словно Лица Святой Троицы обладают какими-то различными природами! Напомним, что глава книги патриарха Кирилла называется «О Святой Троице», где, как мы видим, о единосущии и равночестности Отцу и Сыну Господа Святого Духа как третьего Лица Святой Троицы не говорится ни слова!

Подобное лжеучение о Святой Троице принадлежало ереси Маркелла, осужденной на II-м Вселенском Соборе, а также антиисихасту Варлааму Калабрийскому, с ересью которого боролся даже до смерти Святитель Григорий Палама!iii Похожий взгляд на природу Святой Троицы имеет печально известная латинская ересь Filioque,iv ставшая первой из последующих ересей Римской Церкви, увлекших её в раскол! Для более полного понимания антитринитарных взглядов патриарха Кирилла мы советуем прочитать статью греческого богослова Александроса Ромиопулоса, ссылку на которую разместим и в тексте, и в видео.v

Кстати, в этой же книге, в главе «О Матери Божией», патриарх Кирилл высказывает взгляды, схожие с нечестивым латинским догматом о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. На странице 397 он пишет: «Как свидетельствует церковное предание, Дева Мария была предочищена Духом, приуготовлена к зачатию и рождению Божественного Сына, так что последствия первородного греха не помрачили и не осквернили Ее душу. Это особое действие Божией благодати одновременно сочеталось и с особыми нравственными усилиями Самой Девы Марии»vi. И далее, на страницах 398-399, продолжает: «Ни в церковном Предании, ни в евангельских повествованиях Она не выступает в качестве Той, на Которую направлена спасительная миссия Ее Сына, ибо Она уже предочищена Духом Святым от влияния первородного греха. А иначе и быть не могло, ибо безгрешный Бог не мог соединиться с помраченной грехом человеческой природой».vii

Далее в десятом анафематизме провозглашается: «Отвергающим Соборы святых отцов и их предания, согласные Божественному Откровению, благочестно хранимые Православно-Кафолической Церковью, — АНАФЕМА»!

Понятно, что тот, кто попирает и извращает Догмат о Святой Троице и повторяет нечестивые латинские лжеучения о Пресвятой Владычице нашей Богородице, тем самым отвергает Соборы святых отцов и их предания, согласные Божественному Откровению и достоин и этой анафемы! А разве утверждение патриарха Кирилла о том, что христиане и мусульмане обращаются «…к одному и тому же богу-творцу»,viii согласно Божественному Откровению? Нет и нет! Это — открытое и явное нечестие, достойное провозглашаемых анафем! Но, к сожалению, это не все!

В феврале 2016 года епископат Русской Православной Церкви Московского Патриархата на Архиерейском Соборе принял ряд документов, которые попирают 9-й член Символа Веры – Догмат о Церкви, гласящий: «Верую… во Едину (т.е. Единую, Одну) Святую Соборную и Апостольскую Церковь»! Само название одного из соборных документов «Отношение Православной Церкви с остальных христианским миром» уже говорит о каком-то ином, кроме Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви «христианском мире»! Далее в пункте 6 говорится: «Православная Церковь констатирует существование в истории других, не находящихся в общении с ней, христианских церквей и конфессий… исходя из богословских и пастырских соображений, она благожелательно и положительно смотрела на диалог с различными христианскими церквами и конфессиями и на участие в экуменическом движении новейших времен вообще…».ix А как же «Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь»? Где четкое и ясное исповедание православного Догмата о Церкви? То, что мы процитировали здесь – лжеучение, не имеющее к православной экклезиологии никакого отношения! Чтобы у вас, дорогие братья и сестры, не было сомнений, что это мнение всего епископата Русской Православной Церкви Московского Патриархата, процитируем пункт 3 соборных Постановлений: «Члены Архиерейского Собора свидетельствуют, что в своем нынешнем виде проекты документов Святого и Великого Собора не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви».x Вот такое у наших архиереев «верую»!

Но и это тоже еще не всё! Признание «существования в истории других… христианских церквей и конфессий», кроме Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, неизбежно увлекает всех наших архиереев во главе с патриархом в лжеучение о некой «частичной благодати», существующей в псевдохристианских еретических сообществах! Например, печально известная совместная гаванская декларация Кирилла и Франциска подписана: «Патриарх Московский и всея Руси Кирилл» и «Епископ Римский, Папа Католической Церкви Франциск»! Т.е. через обоюдное признание своих титулов патриарх Кирилл признаёт, что Франциск не только «Епископ Римский», что само по себе уже является признанием, что римские: крещение, миропомазание и священство, являются «благодатными таинствами», но и — первосвященник католической – кафолической (эти термины тождественны), т.е. — вселенской церкви! Кстати, по протоколу подобных мероприятий вся терминология и титулатуры совместных документов обычно готовятся и обсуждаются заранее, а значит с тем, что Франциск – «глава вселенской церкви», патриарх Кирилл, оказывается, согласен!

Мы же считаем, что если бы псевдохристианские еретические сообщества и обладали какой-то «частичной благодатью», Сам Господь Святой дух в первую очередь указала бы им, что они – вне Церкви, они – еретики и должны оставить свои ереси и лжеучения и присоединиться ко Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви! Раз этого не происходит, то никакой благодати в их сообществах – нет!

А что же епископат? Епископат в лице Священного Синода отреагировал на встречу патриарха Кирилла с Франциском – кстати, самовольную, самочинную и противоречащую Уставу Русской Церкви — так: «Признать исторический характер состоявшейся в Гаване встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска… Одобрить Совместное заявление, подписанное по итогам встречи»!xi

Таким образом, признание так называемой «частичной благодати» в лоне латинской ереси – налицо! Оно обличает в лжеучении не только патриарха Кирилла, но и весь епископат Русской Православной Церкви Московского Патриархата! Кстати, коль речь идет о Святом Духе, давайте вспомним, что сказал Господь наш Иисус Христос неверовавшим в Него иудеям: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем»!xii

Давайте подведем печальные итоги. Мировоззрение и учение патриарха Кирилла и современных нам иерархов противно учению Православной Христовой Церкви о Господе Святом Духе и о самой Церкви! Но фактически оно противно учению о Боге-Троице в целом, так как невозможно в одно и то же время православно исповедовать Догмат о Святой Троице и учить о Господе Святом Духе только как о «Божественной энергии», которая «не истощает природы Отца»! Данное лжеучение, вместе с искажением

Догмата о Церкви попирает аж целых десять из двенадцати членов Никео-Цареградского Символа Веры! Десятый член говорит: «Исповедую едино крещение во оставление грехов», где под «единым крещением» понимается как то, что Таинство крещения может быть принято только один раз, так и то, что спасительно Крещение только Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви! Раз иерархами признается крещение и некоторые другие таинства, например, латинских еретиков (а это тоже – хула на Духа Святого!), значит ими попирается в числе прочих и десятый член Никео-Цареградского Символа Веры!

Так же и те из священников нашей Церкви, — большинство из них, — кто не обращается к своим епископам, указывая на их лжеучения, в силу своего молчания согласны с ними и совместно со своими архиереями возглашают православный Символ Веры, а фактически имеют уже другой – нечестивый и кривоверный! То же происходит и с мирянами! Ведь Господь и Бог наш Иисус Христос всей Своей Церкви заповедал: «…исполнить всякую правду»,xiii а Святой Апостол Петр учил: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть…»!xiv Вместо этого, большинство мирян Церкви совершенно не пытаются научиться личному православному исповеданию собственной веры и считают, что им не обязательно понимать Символ Веры, достаточно просто знать его текст! Достаточно просто ходить в церковь, исповедоваться, причащаться и, как говорится: «всё будет хорошо». У них нет потребности в собственном понимании основ православного вероучения и гласном и сознательном его исповедании! Вместо этого, предполагаю, есть тщетная надежда на свою формальную принадлежность к Русской Православной Церкви Московского Патриархата, как некое стадное чувство «локтя», де: вот, мы все в Церкви и дружными рядами следуем в Царство Небесное! Увы! Никакого общего и коллективного спасения в Церкви нет! Каждый из нас даст ответ пред Богом своей собственной христианской или не христианской жизнью, своим православным или неправославным исповеданием собственной веры, а не своей формальной принадлежностью к Церкви! Если же и миряне не требуют от себя православного исповедания веры, не указывают обеспокоенно своим пастырям на внедряемые в Церковь лжеучения и не требуют от них стояния в Православной истине, значит и они уже – не православные! А какие тогда?

Это интересный вопрос! Вообще, та степень равнодушия к чистоте церковного учения, которую демонстрируют сегодня клирики и миряне Церкви, — поразительна! Какие бы чудеса ни «выкидывали» епископы, вроде нарастающих повсеместно молитв с еретиками, совместных с ними мероприятий и согласия со всякими еретическими документами, — иереи либо молчат, либо с энтузиазмом включаются в подобную деятельность своих архипастырей! Какие бы чудеса ни «выкидывали» сами пастыри, вроде повсеместных песен, плясок и танцев в храмах, в тех самых храмовых помещениях, которые издревле зовутся – «святое»; какие бы сомнительные светские мероприятия ни устраивались ими и ни благословлялись, миряне либо молчат, либо тоже с энтузиазмом включаются в антицерковную и нечестивую деятельность, да еще и с истинным остервенением защищают своих «продвинутых» батюшек на просторах соц. сетей! Этому феномену нужно дать достойное определение!

В общем и целом «анамнез» таков: огромное, подавляющее большинство клириков Русской Православной Церкви в богословском плане попросту пассивно, но часть их – и не малая, — в угоду патриархийным трендам озабочены поиском общих культурных, социальных, нравственных и иных оснований для общения — и с псевдохристианскими еретическими сообществами, и с иудеями совершенно различных толков, и с мусульманами, и даже с буддистами-язычниками! При этом их, клириков, совершенно не беспокоит не только несовместимость, но даже прямая противоположность учения Православной Христовой Церкви учениям некоторых из этих религиозных сообществ; что их благочестивые православные предки – святые апостолы и все святые, — категорически запрещали не только совместные молитвы, но и всякую иную совместную с неверными деятельность! Так и говорили: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель»!xv Но клирики, так сказать: «поймали волну», которую гонят из кабинетов патриархийные и епархиальные экуменисты с модернистами, окунулись в мирологическиеxvi и прочие мирские стихии и концепции и, что называется, «закусили удила»!

Подобная вероучительная нечистоплотность, религиозный индифферентизм и обмирщенность многих клириков и мирян Русской Православной Церкви очень напоминают воззрения теологических агностиков, отделяющих культурно-этическую составляющую веры и религии, считая её некой светской школой морального поведения в обществе, от мистической и богословской, и не придают последней, богословской, существенного значения.xvii

Может мы не точны в определениях, но диагноз – верен! В приходской и монастырской среде очень непопулярно изучение основ веры и вообще всякое «богословие». Мне, в ответ на мои пастырские увещания читать святых отцов вроде Святителя Игнатия (Брянчанинова), приходилось слышать от монахинь одного очень известного и популярного у нас монастыря со славным духовником, что нам, де: «…это не нужно! У нас есть батюшка, он нам скажет, как жить»! А на мой вопрос: «А как же вы спасаться-то будете?», отвечали: «А мы – спасаемся! Слава Богу!»…

И пусть не думает о себе то большинство клириков и мирян Церкви, которое «премудро» и теплохладно помалкивает, не примыкая деятельно ни к представителям церковного модернизма, ни к немногочисленным ревнителям чистоты православия, что будут судимы Богом как православные христиане! Пусть послушают Преподобного Отца нашего Феодосия Печерского: «Множеством ересей своих они всю землю обесчестили… Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими… Чадо, если придется тебе умирать за святую веру Господа ради, то не оставь правой сей веры, но с дерзновеньем умри за веру Христову. Ибо святые умерли за веру, а теперь вот живут во Христе. И ты, чадо, если узришь каких-нибудь иноверцев, стязающихся с православными о вере и стремящихся соблазном отвести от правой веры несведущих верных, то ты, многосведущий, не скрой в себе своего знания, а помоги правоверным против кривоверных. Если поможешь им, то как овец избавишь их от уст львиных. Если же промолчишь, это равносильно тому, как если бы, отняв у Христа, предал ты их сатане, ибо тот научил кривоверных кривой их вере»! Пусть послушают Преподобного отца нашего Феодора Студита: «“Докажи же сам, если можешь, из Божественных изречений, что это не ересь, не указывай мне на большинство… Если они почитают Бога, то где смелость речей?xviii… А молчание (против ереси) есть отчасти согласие… Поэтому теперь, возлюбленный, настало время говорить нам… Согласно с Василием Великим, нам нужно в точности следовать правилам, – ибо иные речи прежде войны, и иные после войны!… Всякий, заступающийся и страждущий за истину, есть основание и вершина Церкви…”xix

Если же большая часть Церкви «премудро» и теплохладно молчит, а меньшая, но очень активная часть пошла по пути церковного модернизма и уклонения в ереси, есть ли еще те, кто способен, подобно прежним исповедникам Церкви, восставать на защиту чистоты нашей православной веры и стоять непоколебимо в истине? Безусловно – есть! В ответ на жалобу Святого Пророка Божия Илии: «возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее»,xx Господь Бог ответил ему: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его»!xxi Так и сейчас есть те, кто не преклоняет колени перед сокрушительными модернистскими веяниями в Церкви! Есть уже немало клириков из священства, применивших 15 правило Двукратного Константинопольского Собора и прекративших общение со своими еретичествующими епископами и патриархом! Все они непричастны ереси экуменизма и модернизму, все они служащие и священнодействущие пастыри Православной Христовой Церкви! Правда, ориентироваться нужно только на тех из них, кто, применив церковный канон, остался верным чадом Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Уверен, что и среди поминающих клириков есть верные пастыри, которые еще себя проявят, как исповедники и глашатаи истины Божией! Есть верные Христовы и среди мирян и даже таковых – я уверен в этом, — гораздо больше чем среди епископата и священства! Хочу обратить внимание на прихожан кафедрального собора г. Твери, которые очень ревностно, последовательно и православно противостали вторжению в собор кочетковской еретической общины и модернистским поползновениям правящего архиерея!xxii Они – пример для всех чад Церкви – и клириков и мирян!

Итак, дорогие братья и сестры, чтобы не быть теми, в чей адрес в этот Святой праздник Торжества Православия произносятся анафемы, вам, мирянам, и нам, клирикам, – каждому из нас, — придется изучить современную ситуацию в Русской Православной Церкви, оценить её с точки зрения учения Православной Христовой Церкви, её догматов и канонов, исповедать себя православными христианами и встать в ряды тех, кто своим исповеданием веры, учением и жизнью, однозначно, — с Господом нашим Иисусом Христом, Его Пречистой и Преблагословенной Матерью, Святыми Апостолами и всеми святыми мучениками, исповедниками, страстотерпцами, преподобными и праведными! Не смущайтесь тем, что нас с вами мало! Вот Господь говорит: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство»!xxiii Аминь!

С праздником Торжества Православия!

6 марта, 2020 года

Иеромонах Арсений (Железнов)

Келья Святого Собора Архистратига Божия Михаила

со всеми Небесными Силами.

ii http://www.odinblago.ru/slovo_pastirya/22 ii Ἑαυτοῦ δὲ τὸ πνεῦμα εἶπεν, ἐπειδὴ μὴ τὴν ὑπόστασιν τοῦ πνεύματος ἔλεγεν, ἀλλὰ τὴν δεδομένην αὐτῷ πρὸς τὸ εὐαγγελίζεσθαι χάριν τοῦ πνεύματος, Gennadius I Scr. Eccl. : Fragmenta in epistulam ad Romanos (in catenis) : Page 353, line 22 Πνεῦμα δὲ ἐνταῦθα οὐ τὴν ὑπόστασιν λέγει τοῦ Πνεύματος, ἀλλὰ τὴν δεδομένην τοῖς πιστεύουσι χάριν.Theodoretus Scr. Eccl. et Theol.: Interpretatio in xiv epistulas sancti Pauli : Volume 82, page 140, line 36. «Духом здесь не ипостась Духа именует, но подаваемую верным благодать». iii Свт. Григорий Палама, «О божественных энергиях». iv Филио́кве (лат. Filioque — «и [от] Сына») — добавление к латинскому переводу Никео-Константинопольского символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца… v http://amin.su/content/teoriya-bogoslovie/16/5442/ vi http://www.odinblago.ru/slovo_pastirya/86 vii http://www.k-istine.ru/catholicism/catholicism_bogoroditsa-01.htm viii https://www.youtube.com/watch?v=bzsYpk3xBIQ ix http://www.patriarchia.ru/db/text/4367700.html x «Московские новости», № 4, 26 января 1992 г., с. 20. xi Заседании 16 апреля 2016 года, п. 1. xii Матф., 12; 31-32. xiii Матф., 3; 15. xiv 1Пет., 3; 15-16. xv 2Кор., 6; 14-18. xvi Мирология является идейным обоснованием участия христиан в т.н. «борьбе за мир», т.е. пацифистской советской пропаганде с целью ослабления западной угрозы. Мирология предлагает предельно широкую идеологическую схему, которая способна оправдать как любые произвольные действия в общественно-политической сфере, так и бездействие в данной области. https://antimodern.ru/mirology/ xvii Бердяев Н. А. Гл. VIII. Теософия и гнозис // Философия свободного духа = Бердяев Н. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства. Ч. 1—2. — Paris: YMCA-Press, 1927—1928. — М.: Республика, 1994. — 480 с. — 25 000 экз. xviii Письмо 48, к Афанасию сыну, стр. 302. xix Письмо 43, к брату Иосифу и архиепископу, стр. 292-293 xx 3Царств, 19; 14. xxi 3Царств, 19; 18. xxii Канал на YouTube: «Тверской Прихожанин». xxiii Лук., 12; 32.

Обновлено: 09.03.2020 — 21:28
  1. Алексий

    Гражданин Железнов, Вы учите НЕВЕРНО! По Вашим словам, священникам и мирянам достаточно иметь своё собственное личное верное представление о церковных догматах, ну и ещё где-нибудь при случае об этом заявить, и при этом подобает ходить в храмы РПЦ, участвовать в т.н. «таинствах» этой еретической организации и иметь таким образом с еретиками единство и общение. РЕШИТЕЛЬНО НЕВОЗМОЖНО при таком образе действий оставаться православным! Потому что всякий поминающий ересеначальника (а поминовение происходит несколько раз на каждой службе) исповедует тем самым своё единство с ним, т.е. единство и согласие в ереси; и совершенно неважно при этом, что он там внутри себя думает или даже где-то что-то пропикнет о своём несогласии с предстоятелем. «ПОМИНАЮЩИЙ ЕРЕСЕНАЧАЛЬНИКА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРАВОСЛАВНЫМ» (ПРЕП. ФЕОДОР СТУДИТ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *