О духовных рисках жёсткой формализации церковных наказаний духовенства

Одной из доминантных тенденций современного развития в глобальном цивилизационном процессе, вне всякого сомнения, стала всё более усиливающаяся, ускоряющаяся, проникающая во все уголки жизни и деятельности людей, охватывающая подавляющее большинство сегментов общечеловеческой практики, секуляризация обучения, управления знаниями, воспитания человека, межличностными, внутригрупповыми, общественными отношениями. Подчинённая князю мира сего, то есть дьяволу и сатане, материализованная среда жизнедеятельного обитания людей, намеренно ориентированная властными силами на неумеренное потребительство, возбуждение страстей, поддерживаемая безграничной, ошеломляющей, всепронзающей мощью изощрённых массмедийных воздействий, играющих на тонких струнах человеческой психики, усугубляемая липким личностным тяготением к сетевой информационной паутине, индивидуализированным телекоммуникационным средствам, оказывает определяющее влияние на самосознание человека, формируя у большинства населения бездушные, технократические, подчас низменные и безнравственные, мировоззренческие взгляды и установки в ущерб боговдохновенному, человечному, основанному на неповреждённом христианском вероисповедании, благодатному, живому и спасительному для души, миропониманию. Научно-материалистические, сугубо прагматичные, безбожные по своему сущностному смыслу формы общественного сознания начинают необратимо преобладать над божественными, незримыми и неосязаемыми, мистическими по сути своей, а вследствие этого, отрицаемыми в обществе, считающимися несуществующими, однако истинными и верными в действительности, идейными воззрениями. Вполне естественно, что подобные сложившиеся обстоятельства не могут не сказываться на состоянии деятельности Русской Православной Церкви, конечно же, не на её органичную и неповреждённую основу истинного духовного тела Единой Церкви Христовой, которую «врата ада не одолеют» (Мф 16:19), а, прежде всего, на реально действующую в законодательном поле Российской Федерации иерархизированную организационную структуру духовенства, состоящего из граждан РФ различного возраста, разного образовательного статуса, с разным опытом богослужебной деятельности, разными должностными позициями, санами и чинами в церковной иерархии. Нет особой нужды подчеркивать, что в реальном составе клириков РПЦ собраны люди самого разного личностного склада, индивидуального характера, темперамента, способностей, знаний, умений, обладающие своеобразием направленности личности, сочетания ведущих интересов и мотивов, многих других психологических особенностей. 2 Существование подобных субъективных отличий, обстоятельств, факторов и условий обусловливает категоричную необходимость создания единообразной организационно-методической документальной базы РПЦ, обеспечивающей жёсткие, прежде всего, единомышленные, вероучительные рамочные критерии поддержания деятельности церковных структур в строжайшем соответствии с незыблемыми догматическими основаниями, церковными канонами, решениями церковных соборов и преданием святых отцов. Изложенное выше уверенно позволяет считать, что разработка юридической комиссией Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви документа «Положение о церковных наказаниях клириков» (далее Положение) с рассылкой его для широкого обсуждения в православных приходах, является актуальной и полезной. Однако обращает внимание на себя тот факт, что Положение выполнено как сухой юридический документ, рафинировано ориентированный только лишь на организационный аспект богослужебной деятельности, правонарушений и наказаний клириков, в котором полностью отсутствует вероучительная, целеполагающая часть, объясняющая исходные идеологические позиции, принципы и методологические основания подхода при принятии решений о наказании священнослужителей. Подобный раздел, без изменения в основной структуре документа, мог бы быть представлен в Преамбуле, перед Общей частью Положения. Всем, без всякого сомнения, хорошо понятно, что Положение разработано в структуре Русской Православной Церкви, а потому ориентировано именно на её духовенство. Между тем, реальное духовное состояние РПЦ в рамках ведения тотальной информационной войны против Православия может подвергаться изменениям, особенно в связи с расширяющимся и крепнущим антихристовым экуменическим движением, вследствие чего, в идейную догматическую чистоту вероучительного тела канонического Православия различными способами имплантируются чуждые толкования евангельских текстов, священного писания и предания, что может разрушительно сказываться на экзегезу и истинность понимания Слова Божьего. В связи с этим предлагается внести конкретизацию, как в название Положения, так и во многие его части, где это необходимо. Так, заглавное название Положения могло бы быть представлено в следующей редакции: Положение о наказаниях православных клириков. Первый раздел Общей части мог бы быть конкретизирован так: Церковные нарушения в Православии. Второй раздел мог бы выглядеть следующим образом: Лица, подлежащие ответственности за церковные правонарушения в православных епархиях и приходах. 3 Третий раздел было бы правильнее принять в редакции: Вина православного клирика. Четвёртый раздел можно было бы конкретизировать следующим образом: Канонические прещения в отношении православного духовенства. Епитимия. Редакция Особенной части Положения могла бы быть следующей: Раздел VI. Преступления против православной веры и единства во Христе. Раздел VII. Церковно-должностные правонарушения в православных епархиях и приходах. Раздел VIII. Правонарушения в православном пастырском служении. Раздел IX. Церковные правонарушения православных клириков против ближнего и самого себя. Подобная понятийное уточнение заглавий разделов Положения позволяет исключить в последующем любые неоднозначные по исходной позиции толкования преступлений и правонарушений клириков РПЦ в условиях острой информационной войны с христианским Православием, пресекать возможные двойные стандарты, иезуитские искушения, порождаемые в поле взаимопроникновения богословских идейных парадигм, проистекающих из среды преданных анафеме, отпавших от Православного ядра вероучения Христова, псевдоцерковных сообществ, таких как римско-католическое, греко-римское, протестантское, лютеранское, баптистское, англиканское и других, не говоря уже об иноверных церквеобразных конфессиях. Основополагающее значение в достижении цели поддержания Христова вероучения в неповреждённом первозданном виде, сохранения истинного Слова Божьего в богослужебной практике Русской Православной Церкви, имеет категорическое избегание ересей, неправедных мудрований о вере, отступничества от православного вероисповедания. Поэтому в Преамбуле к рассматриваемому Положению хорошо было бы кратко изложить содержание и сущностный смысл несмываемого греха публичной проповеди еретических взглядов и воззрений в богослужебной деятельности Русской Православной Церкви. Именно ересь наиболее сильно разрушает единое вероисповедное духовное тело Церкви Христовой, а проведение судебных процедур без опоры на истинное, чистое, глубокое и точное понимание сути и смысла ересей может приводить к фатальной несправедливости в принятии судебных решений, в угоду формальности, нарушать сам дух евангельских назиданий Иисуса Христа: « 28Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф 11: 28-30). 4 Суть и смысл греха ереси, за который душа человеческая предстаёт перед Господом Богом нашим Иисусом Христом на предпоследней ступени посмертных воздушных мытарств, кардинально отличаются от сущностных особенностей греховных человеческих проявлений, подлежащих осуждению и взысканию на более ранних стадиях. Если в глубинной основе предыдущих форм греховных пороков, в той или иной мере, лежали побудительные причины, вселившиеся в естество человеческой плоти со времени эксцессивной онтологической катастрофы, повлекшей за собой отклонение реального жизнетворительного процесса от Замысла Создателя, обусловившее трагическую сущностную деформацию вселенской вещественной среды, утратившей важнейшие атрибутивные первоосновы Нерушимости и Вечности Жизни, то на этой ступени частного суда с души человека взыскиваются грехи непочтительного, невежественного и предосудительного отношения к истинному сущностному смыслу Нового Завета, претворяемого в Промысле Божьем. К греху ереси правомерно относить, проявляющееся в той или иной форме, ошибочное или сознательное отрицание либо опровержение претворённой подвижнической жизнеспасительной миссии Сына Божьего, вольное или невольное искажение истины о самоотверженном служении, смертном распятии и чудесном Воскресении Иисуса Христа, неприятие Единого Бога в нераздельной Тройце Отца и Сына и Духа Святого, всевозможные проявления намеренного отступничества от православного христианского вероисповедания, умышленного изменения, искажения и извращения догматов, принципиальных канонических основ вероучения Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Христовой. Претворение в земной обители новозаветного жизнеспасительного Помысла Божьего всегда осуществлялось, и сегодня продолжает осуществляться, среди людей, имеющих различные мировоззренческие позиции и вероисповедания: ветхозаветных иудеев, язычников, магометан, буддистов, индуистов и иных религиозных конфессий, всемирных коалиций атеистов модернистского научно-технологического уклада, воплотителей идей и целей монетарносилового геополитического доминирования и многих других. В связи с этим, участники любого из человеческих сообществ, объединённых особой системой идей, принципов, взглядов и убеждений, характерных для каждого из них, в случае приобщения к Святой Церкви Христовой, так или иначе, тем или иным способом, вольно или невольно, вследствие горделивого самомнения, личных амбиций, своевольного непослушания, идеологического упрямства, делали и продолжают делать попытки внесения собственных личностных представлений, толкований или интерпретаций в первозданную чистоту вероучительного содержания и догматических основ православного самосознания. 5 Отчётливо понимая в Своём имманентно прозорливом всеведении, что в реальности культурно-исторического процесса всё будет происходить именно так, Господь Бог наш и Спаситель Иисус Христос, пророчески определил, что любые намеренные или невольные попытки изменить, исказить и извратить главную суть, содержательный смысл заданных Им Лично догматических оснований христианского православного вероисповедания, будут всегда, неукоснительно и жёстко, расцениваться как наитягчайший грех против претворения жизнеспасительного Нового Завета в Промысле Божьем. То, что такое суждение является обоснованным, логичным и правомерным, авторитетно подтверждает святой преподобный Ефрем Сирин, живший в четвёртом веке на древних сирийских территориях, добившийся в течение своего жития непревзойдённой духовной чистоты и святости, оставивший нам многие замечательные труды, среди которых особое место занимают его сочинения против ересей. В одном из своих творений преподобный Ефрем Сирин писал: «Следовало ожидать, что на первых порах, вследствие вступления в Церковь иудеев и язычников, не хотевших вполне отказаться от иудейства и язычества и потому смешивавших христианское учение с воззрениями иудейскими, появятся еретические заблуждения относительно всей системы христианского вероучения, а не отдельного какого-либо пункта. Так действительно и было: с одной стороны явились еретики иудействующие, называемые также евионитами, которые стремились слить христианство с иудейством, даже с подчинением первого последнему, а с другой – язычествующие, или, как они назывались во 2 веке, гностики, а потом манихеи, стремившиеся из христианского вероучения в соединении его с восточным религиозным миросозерцанием или греческой философией образовать смешанную религиозную систему. Еретиков, как хульников и врагов Божиих, Писание называет не человеками, но псами, волками, свиньями и антихристами, как говорит Господь: «Не дадите святая псом» (Мф.7:6). И Иоанн говорит: «ныне антихристы мнози быша» (1Ин. 2:18). И их-то не надлежит любить и питать, ни молиться, ни есть вместе с ними, ни принимать их в дом к себе, ни приветствовать, чтобы не принять участия в лукавых делах их. Вопрос: Какой грех непростителен? Ответ: Грех против Духа Святого. Это грех всякого еретика, потому что еретики хулили и хулят Духа Святого. Им не будет отпущения «ни в сей век, ни в будущий», по слову Господню (Мф.12:32), ибо воспротивились Самому Богу, от Которого избавление. И кто поможет им?» (Преподобный Ефрем Сирин. Творения. Труд 81). Любимый ученик Христа, святой апостол Иоанн Богослов засвидетельствовал для всех поколений христиан одно из наиболее важных назидательных утверждений Спасителя, обладающее непреложным основополагающим смыслозадающим значением: «6…Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). 6 Исходя из этого постулата, всем нам надлежит безпрекословно принять, что любые искушения извратить содержание и сущностный смысл спасительного Пути, Истины и Жизни, в том понимании и значении, как это было завещано Самим Иисусом Христом в Его проповедях, показано и доказано Его собственным подвигом полносущного жертвенного самоотвержения для спасения Рода Человеческого, и через апостолов передано всем поколениям людей, являются неизгладимым тяжким грехом, за совершение которого каждый неизбежно понесёт мучительную кару, в реальности превышающую тяжесть всякой вины. И тысячекратно более, если еретиком будет клирик. Именно эта суть, этот особенный смысл, высвечиваются в словах апостола Павла, предупреждавшего в послании к Филиппийцам о глубокой пагубности проповедей «злых делателей», о непреходящем значении веры в Христа, в достоверное познание сути Его всепревосходящего спасительного пути: « 2Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, 3потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, 4хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, 5обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, 6по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. 7Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. 8Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа 9и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; 10чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, 11чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Фил 3: 2-11). Необычайно глубоко и наглядно, о непременной гибельности адептов любых религиозных воззрений кроме православного христианства, а также о глубокой греховности всех тех еретиков, кто не понял и не усвоил истинной сути и смысла новозаветного жизнеспасительного Промысла Бога, кто до сих пор продолжает сомневаться в безальтернативной единственности истинного пути спасения душ человеческих, показанного всему миру личным крестным подвигом Сына Божьего Иисуса Христа, убедительно доказывает в одном из своих писем православный святитель епископ Игнатий (Брянчанинов): «Вопрос, предложенный Вами, теперь предлагается сряду. «Отчего не спастись, – пишете Вы, – язычникам, магометанам и, так называемым, еретикам? между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!… Да! это противно даже здравому разуму человеческому! – А еретики – те же христиане. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими, это – безумно, и крайне гордо!» Постараюсь отвечать Вам в немногих по возможности словах, чтоб многословие нисколько не повредило ясности изложения. – Христиане! Вы 7 разсуждаете о спасении, а не знаете, – что такое спасение, почему человеки в нем нуждаются, наконец – не зная Христа – единственное средство нашего спасения! – Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой, Вселенской Церкви: Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий – разряд существ погибших. Погибель – удел всех людей, и добродетельных и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе. «Сниду к сыну моему сетуя во ад» (Быт. 37: 35), – говорит св. Патриарх Иаков о себе и святом сыне своем Иосифе целомудренном и прекрасном! Нисходили во ад по окончании земнаго странствования не только грешники, но и праведники Ветхаго Завета. Такова сила добрых дел человеческих. Такова цена добродетелей естества нашего падшаго! Чтоб возстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческаго было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, – совершено было Самим безпредельным Богом. Казни – жребий рода человеческаго, заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменен Его безконечным достоинством. Все добрыя дела человеческия немощныя, нисходившия во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных им таинств. Напрасно ж, ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступят в общение с Богом! напрасно Вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! она признавала, что величайшие добродетели падшаго естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святый, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущаго Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как Вы хотите, чтоб язычники и магометане, за то что они кажутся Вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю Вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! познайте Христа! – Поймите, что Вы Его не знаете, что Вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какия-то добрыя дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства». «…Не играйте Вашим спасением, не играйте! иначе будете вечно плакать. – Займитесь чтением Новаго Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая Церковь выдает за святых); изучите в святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, 8 какия мысли и чувствования приличествуют христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и христианство. Прежде нежели придет грозный час, в который Вы должны будете предстать на суд пред Богом, стяжите оправдания, даруемые Богом туне всем человекам – при посредстве христианства» (Святитель Игнатий (Брянчанинов) Избранные письма. Том 7. Письмо 203). Если попытаться самым кратким образом резюмировать столь убедительное и неравнодушное наставление святителя Игнатия, то неизбежно придётся вновь обратиться к утверждению Иисуса Христа из Евангелия от Иоанна: « 6…Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6), подчеркнув и повторив тысячекратно, и никого другого, кроме единственного и непревосходимого, Христа Спасителя! А потому, только лишь тот, кто твёрдо верует в Иисуса Христа, кто крестился в лоне Православной Церкви Христовой по добровольному изволению, кто необратимо встал на путь жертвенного христианского самоотвержения, кто ежечасно, даже ежеминутно, старается познать и принять истинный сущностный смысл спасительного новозаветного вероучения в первозданной его чистоте, кто прилежно с упорством усердствует в посте и молитве, в искреннем покаянном искуплении грехов, всеми своими силами стремиться достичь стяжания Духа Святого, только такой, и исключительно лишь такой православный христианин, будет иметь реальный шанс обрести спасение души в благоисполненной вечности Царства Небесного, и то лишь, при условии искреннего и полного упования на безмерную милость Христову. Все же те люди, кто по какой-либо причине не уверовал в Иисуса Христа, не принял и отторгнул истину веру Христовой, какими бы они хорошими и добрыми при этом не были бы в своей обыкновенной жизнедеятельной повседневности, не только не смогут достичь радости вечного жизненного блаженства, но даже не будут допущены до посмертных мытарственных испытаний во взыскующем воздушном поднебесье, поскольку, сразу после смерти их души неотвратимо и бесповоротно рухнут в черноту бездны нескончаемых душевных мучений, где геенна огненная, стоны беспрестанные и скрежет зубовный. И причина такого безвозвратного фатального падения всего лишь одна – неверие в Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа! И нет, и не может быть, в принципе, спасения в Царстве Небесном ни для кого, кроме тех, кто искренне и непоколебимо исповедует Христа Спасителя! Такое однозначное утверждение настоятельно требует неопровержимого обоснования его правомерности максимально веским богословским мнением, в связи с чем, процитирую высказывание святого апостола, евангелиста Иоанна Богослова из его второго апостольского послания, вполне подобающее данному суждению, полностью снимающее тревожащие душу сомнения: 9 « 7Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. 8Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. 9Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. 10Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. 11Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин 1: 7-11). В самом общем смысле, любое намеренное искажение и извращение людьми догматов Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Христовой, называется ересью, в ряде случаев, доходящей до богохульства. О сущности и происхождении ереси многократно писал, почитаемый очень многими исповедниками православной веры, святитель Игнатий (Брянчанинов): «Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелию. Ересь – грех ума. Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий; она – дщерь диавола, его изобретение, – нечестие, близкое к идолопоклонству. Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь – злочестием. В идолопоклонстве диавол принимает себе божескую честь от ослепленных человеков, ересию он делает слепотствующих человеков участниками своего главнаго греха – богохульства» (Святитель Игнатий (Брянчанинов) Избранные письма. Том 7. Письмо 203). Следуя сути и смыслу процитированных выше высказываний величайших православных святителей, на основании изучения обширного массива богословских и святоотеческих источников, выработано и сформулировано, как мне думается, достаточно достоверное, полное и точное определение понятия ересь, которое представлено здесь критическому вниманию читателей для ревностного обдумывания. ЕРЕСЬ: 1) высказывание, утверждение, суждение, концепция, учение, осознанная организационная, проповедническая или просветительская деятельность, направленная на дискредитацию, размывание и разрушение новозаветных вероисповедных духовных основ Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Христовой; 2) вольное или невольное искажение новозаветных евангельских догматов христианского Православия; 3) заблуждение, происходящее от намерения привести содержание, смысл и сущность православного вероучения в соответствие с ситуативными особенностями актуального общественного сознания или закономерностями текущего культурно-исторического процесса, поддерживаемое личностно мотивированным, упорствующим противлением Богодухновенной Истине. 10 Чрезвычайно важно понимать, что ересь, как и еретичество, является понятием сугубо духовным, а не институциональным, административным, организационным, уставным, обрядовым или культовым. Ересь уродует состояние ума, коверкает индивидуальное и групповое сознание, искажает и извращает глубинное содержание, смысл и суть православного вероучения, зиждущееся на искупительной крови Сына Божьего Иисуса Христа, отдавшего за воцарение новозаветной веры Собственную безценную жизнь. Ересь неотвратимо нарушает новозаветный жизнеспасительный Промысел и Волю Божью, являясь ни чем иным, как возведением хулы на Духа Святого. Осознавая значение такого понимания, любой благочестивый православный христианин, столкнувшись с фактической проповедью ереси в той или иной её форме, с открытой принародной пропагандой еретических суждений, с навязыванием и насаждением кем-либо из духовенства явных еретических взглядов, а более этого, с какими-бы то ни было церковными, возможно даже, соборными, определениями, основанными на ереси, исходя из стремления сохранить подлинную чистоту христианской православной веры, также, и для спасения собственной души от тягчайшего греха, обязан незамедлительно отделиться, сначала в своём собственном индивидуальном сознании, в душе, а потом практически и действенно, от любых еретиков, от любых носителей, выразителей, огласителей, проповедников или распространителей ереси, каким бы духовным саном они не обладали, так как, если этого не сделать, то значит непременно стать соучастником наиболее зловредного дела дьявола, разрушающего глубинные духовные устои христианского Православия. Необходимость и обязательность следования именно такой исповеднической православной позиции неоспоримо подтверждена 2-й частью 15-го Правила Двукратного Константинопольского собора: «Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в Церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений». Суть такого отношения к еретическим учениям, как и к их носителям, убедительно выражена вселенским святителем Василием Великим, который, также как многие из святых отцов, утверждал, что в Православии, отчуждение от еретиков, к числу которых следует относить тех, кто допустил искажение одного или нескольких догматов, изложенных в Символе Веры, как и установлений священного предания, освящённых долговременным неискажённым употреблением в церковной богослужебной практике, должно быть, прежде всего, осуществлено в смысловой сути самой православной 11 веры. Подобную духовную позицию святителя Василия Великого можно дополнить суждением одного из выдающихся, общепризнанных и авторитетных толкователей канонического права, византийского монаха Иоанна Зонара: «еретики суть все, мыслящие несогласно с православною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались». Борьба с всевозможными проявлениями ереси в православной церкви в течение её многовекового существования никогда не утихала. Но особое значение она приобрела в новейший исторический период, в наше время, когда огромное влияние на человеческую цивилизацию стали оказывать адепты устроения на Земле глобального монетарно-силового миропорядка, апостасийного, по сути, и противоестественного, в своей глубинной основе. Новые технико-технологические достижения, тотальный контроль денежных потоков и личного материального состояния каждого отдельного человека, массмедийные и сетевые информационные технологии, обладающие возможностями оказывать индивидуализированное воздействие на людей, созданные мировыми монетарными властями всемирные религиозные объединения, подобные Всемирному Совету Церквей, так или иначе, в той или иной мере, сказываются на реальном состоянии православной церкви, многие священнослужители которой, даже, церковные иерархи, епископы, митрополиты, психологически, и, к большому сожалению, духовно, не выдерживают сильнейшего внешнего давления, принимая и поддерживая еретические установления, прежде всего, экуменизм, считающийся у святых отцов и истинных исповедников христианского Православия всеересью, являющейся ментальной предтечей Антихриста. Для того чтобы аргументировать данное суждение, процитирую фрагмент стенограммы из доклада митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна Снычева (9 октября 1927 г. – 2 ноября 1995 г.), опубликованного в книге, изданной после его ухода в мир иной: «В таком мире есть и свой «аналог» соборности – дьявольский суррогат, пролагающий путь грядущему антихристу, готовящий объединение обезверившегося мира не под покровом Закона Божия, не в лоне спасительной Истины Христовой, но – под игом «человека греха, сына погибели» (2 Сол. 12, 4), которого «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Сол. 2, 8). В области религиозной это злое начинание прикрывается лжеучением о необходимости объединения всех вероисповеданий (вне зависимости от истинности или ошибочности любого из них) — экуменизмом. В области государственной – лжеучением о неизбежности грядущего объединения человечества в единое сверхгосударство с общим мировым правительством во главе (мондиализмом). Если это пагубное ослепление возобладает в России, то будет не только безнадежно повреждена чистота православной веры. 12 Под вопросом окажется сама возможность возрождения русской государственности, ибо державное строительство немыслимо без ясно осознанного нравственно-религиозного идеала, без четкого разделения добра и зла, без всенародного соборного единения вокруг святынь живой веры. Тем же, кто – по незнанию или злонамеренно – хочет замутить эти святыни, затуманить Истину Христову, святой первоверховный апостол Павел еще два тысячелетия назад сказал: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?.. Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор. 6, 14-16). Обо всем этом необходимо помнить, когда проповедники экуменизма твердят о его «миротворческом» характере или пытаются представить его как вопрос сугубо внутрирелигиозный, не имеющий к жизни общества прямого отношения. Сегодня вопрос об отношении к экуменизму вновь поднялся со всей остротой. Та духовная агрессия, которая была развязана в последние годы против России со стороны инославных конфессий, подтвердила наши худшие опасения: острие ее главного удара по-прежнему направлено против Русского Православия» (Митрополит Иоанн (Снычев), «Русская симфония. Очерки русской историософии», издательство «Царское дело», СанктПетербург, 2015 год, стр. 503-512). В таких реально существующих злостно-агрессивных духовных условиях неокрепшим в вере людям весьма легко принять завуалированную словесами ересь экуменизма за новую трактовку христианского православия, тем более, если эта трактовка открыто проповедуется священнослужителями во многих православных храмах, да, в дополнение к этому, ещё и ревностно контролируется епископатом, жёстко наказывающим всех тех священников, кто не соглашается с насаждаемыми разрушительными новациями. В действительности же, каждый христианин, который по неведению, либо из-за духовной лености, душевной безчувственности, из-за конформного нежелания портить отношения со священниками, либо, по какой-нибудь иной личной причине, неосторожно согласившись в своей душе с ересью, или, просто, своевременно не предав ей значения, неизбежно впадает в еретический грех, оказывается пособником распространения еретических суждений, отступает от христианского православия, предаёт, подобно Иуде, Христа, становясь прямым пособником дьявола. И когда неизбежно придёт время посмертных воздушных мытарств, этот тягчайший грех, неизбежно выступит тем самым неодолимым препятствием, которое наглухо загородит грешной человеческой душе дальнейший путь к благодатному живительному свету Царства Небесного, предопределив её неотвратимое безвозвратное закабаление беспощадно-жестокими бесовскими мучителями. 13 «Прошу вас, от всей души прошу – берегите веру Православную! Защищайте Истину Божию! Нас будет мало, но Господь нас не оставит! Как мы можем говорить, братья и сестры, что у нас другая вера, что другое учение должно быть в нашей Церкви? Не верьте им! Это люди, которые готовят путь антихриста. Они отступники и предатели нашей святой Православной веры»: слова эти – крик души епископа Лонгина (Жара) из проповеди на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Всё, что описано выше, не является праздным, а осуществлено для того, чтобы, по возможности, исключить неправедные решения Общецерковного суда Русской Православной Церкви, особенно при вынесении наказаний клириков, совершивших преступления и правонарушения согласно статьям VI.1, VI.2. и VI.3. анализируемого Положения. 11.06.2019 16:24:40 В.Б.Заремба

Обновлено: 25.02.2020 — 09:38
  1. Килiас Росиас

    При копипасте улетело форматирование текста, позже исправим и разобьем на абзацы для более легкого чтения.

    Данный текст опубликован, для разбора и обсуждений, дискуссия приветствуется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *