Определение Собора Епископов РПЦЗ о старом обряде 1974г.

Определение Собора Епископов РПЦЗ о старом обряде

Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей рассмотрел вопрос об отношении Русской Церкви к содержавшимся ею некогда церковным обычаям и обрядам, известным под общим названием старого обряда, содержащихся в богослужебных книгах,изданных до середины XVII столетия, а также о запрещениях и клятвах, которые были наложены московскими соборами 1656 и 1667 года и отдельными лицами на соблюдающих эти обычаи.

Ввиду того, что:

1. Православная Христова Церковь издревле допускала разнообразие местных обычаев при условии единства в истинах веры;

2. Что старые обряды не выражают какого либо неправославного мудрования, в котором их обвиняли участники помянутых соборов;

3. Что наложенные этими соборами клятвы были причиной многих бедствий для Русской Церкви и привели не к умиротворению Церкви, чего хотели их составители, а к церковному расколу и отпадению от Церкви многих приверженцев старых обрядов, к безплодной полемике по обрядовым вопросам, в пылу которых обеими сторонами применялись недопустимые «поносительные выражения», а также к гонениям на инакомыслящих, отчего пострадали многие ревнители старых обычаев;

4. Что старые обряды составляют часть нашего общего церковно-исторического наследия, которое не следует искоренять;

5. Что с тех пор, как в 1800 году Русской Церковью было позволено употребление старых обрядов, запрещение их перестало быть действующим и подлежит отмене;

6. Что в прошлом веке Русской Церковью, во главе с митрополитом Филаретом Московским, предпринимались шаги для отмены клятв на старые обряды, что не осуществилось лишь по недоразумению;

7. Что Предсоборное Присутствие 1906 года, при деятельном участии митрополита Антония (Храповицкого), постановило ходатайствовать перед будущим Поместным Собором «отложить клятвы на двуперстно молящихся, как положенные по недоброму разумению» и «разрушить их подобно тому, как Собор 1667 года разрушил клятву Стоглавого Собора на немолящихся двуперстно»;

8. Что Собор 1917—1918 годов, хотя и не составил по этому вопросу соборного деяния (так как не имел возможности спокойно закончить свои занятия), однако решил, по свидетельству митрополита Антония (Храповицкого), отменить эти клятвы, принимать в нашу Церковь старообрядческих епископов в сущем сане и поставить старообрядческих епископов для единоверцев, а патриарх Тихон, вскоре по своем восшествии на патриарший престол, поставил первого православного старообрядческого епископа (умученного впоследствии), епископа Охтенского Симона (Шлеева), защитника старых обрядов и сторонника отмены клятв;

9. Что блаженнейшие митрополиты Антоний (Храповицкий) и Анастасий (Грибановский) сами неоднократно служили по старым книгам в единоверческих церквах;

10. Что Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей указом от 26 августа/ 8 сентября 1964 года признал старые обряды православными и благословил употребление их для желающих;

11. Что 3-й Всезарубежный Собор с участием клира и мирян настоятельно просил Собор Епископов отменить эти клятвы; 
Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей определяет:

1. Почитать древние богослужебные обычаи и обряды, содержащиеся в богослужебных книгах Русской Церкви до середины XVII столетия, православными и спасительными;

2. Запрещения и клятвы, наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи Соборами 1656 и 1667 годов, а также отдельными лицами, как наложенные по недоброму разумению участниками этих соборов, считать недействительными, отмененными и яко не бывшими;

3. Разрешить употребление старых обрядов для желающих соблюдать их и находящихся в общении с Православной Церковью, с тем, однако, чтобы от этого не происходило замешательства в церковной жизни существующих приходов Русской Православной Церкви Заграницей,

4. От желающих быть принятыми в церковное общение старообрядцев не требовать отречения от старых обрядов и принятия ими современных. Поставлять им священников, а если нужно, и епископов, которых обязать в точности исполнять древний чин;

5. Призывать старообрядцев с их стороны почитать наши обряды равночестными со старыми;

6. Скорбя о происшедшем разделении, в особенности о бывших гонениях на приверженцев старых обрядов, Собор Епископов, однако, не считает себя в праве судить об ответственности отдельных лиц за происшедшее, т.к. участники этих событий все давно предстали пред судом Божиим, которому и должны дать ответ за свои дела. Русская Православная Церковь Заграницей никогда не участвовала во враждебных действиях против старообрядцев. Поэтому Собор Епископов обращается к старообрядцам с призывом забыть прежние обиды и несправедливости, и вместо того, чтобы помнить зло, подумать о том, как устроить наилучшим образом свою церковную жизнь в изгнании, для спасения христианских душ;

7. Собор Епископов призывает всех православных христиан не возобновлять, по мнимой ревности о Православии, ненужных обрядовых споров, а в особенности не повторять недопустимых порицательных выражений, так как и те и другие обряды священны. Такие выражения, где бы и кем бы они не были употреблены в прошлом, Собор Епископов отметает и вменяет, яко не бывшие.

12/25 сентября 1974 г., г. Нью-Йорк.

Председатель Собора:

+ Митрополит Филарет

Подписаться
Уведомить о
guest
10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Georgiy
Georgiy
3 лет назад

«5… почитать наши обряды равночестными со старыми;» = интересно,на чем основана такая уверенность в равночестности?Может было кому откровение с небес,явления ангелов?А как же быть с анафемами стоглавого собора? = «Аще-ли кто двѣма персты не благословляетъ якоже и Христосъ, или не воображаетъ крестнаго знаменія, да будетъ проклятъ, святіи отцы рекоша» » 7. Собор Епископов призывает всех православных христиан не возобновлять… ненужных обрядовых споров» Как тогда,так и сейчас правда никого не волнует.Но «Любящий неправду ненавидит свою душу»(Пс.10.3)

ioanna
Администратор
Ответить на  Georgiy
3 лет назад

«Аще-ли кто двѣма персты не благословляетъ якоже и Христосъ, или не воображаетъ крестнаго знаменія, да будетъ проклятъ, святіи отцы рекоша»

А какие именно святые отцы рекоша, можете сказать конкретно?

Наталья Никитина
Ответить на  ioanna
3 лет назад

Отцы стоглавого Собора так постановили.

Georgiy
Georgiy
3 лет назад

(((Новообрядцы тоже могут собрать какой нибудь поместный собор, и догматизировать троеперстие)))= Ну дак они и собрали (БМС 1666-67гг) и догматизировали и анафемы свои наложили.((( что-бы хоть один единственный Вселенский Собор, проклинал за не соблюдение обряда?!)))= Да вы же сами писали= http://soborjane.ru/2016/03/07/strashnejshaya-eres-obryadoborchestva/ =»Обрядоборчество это более обширная версия иконоборчества».Иконопочитание до соборного постановления было не догматом ,а обрядом. А раскол новообрядчества касается той же самой проблемы, что и иконоборческий раскол — церковного Предания и отношения к нему. Иконоборцы провели свой неправильный Собор. Новообрядцы провели свой неправильный собор(1666-67г). Но иконоборцы, осознав, что были неправы, раскаялись в своей неправоте и отвергли, осудили решения своего неправильного… Подробнее »

Georgiy
Georgiy
3 лет назад

Стоглавый Собор никаких самостоятельных анафем не налагал на не крестящихся двоеперстием и перстосложение не догматизировал. Это никонианские сказки. Стоглав лишь процитировал уже существующее постановление Восточной Церкви, которое содержится во множестве греческих кормчих разных веков вплоть до 16 века. То есть Стоглав не новое что-либо учредил, противное разуму прочих Церквей, а как-раз-то засвидетельствовал свое единство с Поместными Церквями, процитировав их постановление. А вот никониане, напротив, противопоставили свои выдумки древним соборным определениям.

Georgiy
Georgiy
3 лет назад

Это Собор 1029 года, например. О нем пишет Каптерев.https://pravbeseda.ru/library/index.php?id=465&page=book .А с текстом из греческих кормчих можно ознакомиться в труде Бенешевича = http://www.staropomor.ru/Ustav%282%29/kormchaya.html (смотри часть 3 ,Чин принятия от еретиков,стр.173= http://www.staropomor.ru/Ustav%282%29/kormchaya/k3.pdf ) . Но суть вопроса-то в другом. В постановлении Стоглава говориться, что кто не крестится двумя перстами, как Христос, тот проклят, «святии отцы рекоша». То есть из самого текста постановления следует, что не участники Стоглава законотворчеством занимаются в данном случае, но что они цитируют святых отцов. Собственно они процитировали чин принятия в православие от яковит(хвалисин), который был общий во всей Восточной Церкви. И в нем содержится анафема на не крестящихся… Подробнее »