Молитва Задержания

Молитвы задержания
 .

Это молитвенное правило было составлено старцем Пансофием Афонским в 1848 году, дабы удерживать силой Божией диавола в его действиях. Также  эти молитвы читают для избавления от всякой людской злобы, зависти и подлости. Это молитвословие рекомендовано подвижникам благочестия для ежедневного чтения. Какого-то особого благословения на это не требуется.

.

Сила сих молитв в утаении от слуха и взора людского, в тайнодействовании ея

Икона: Молитва Задержания
Икона:  «Молитва Задержания»

Молитвы задержания

Яко неплодную смоковницу, не посецы мене, Спасе, грешного, но на многая лета пождание ми даруй, напаяя душу слезами покаяния, да плод принесу Ти, Многомилостиве.
 .
Милосердный Господи! Ты некогда устами служителя Моисея, Иисуса, сына Навина, задерживал целый день движение солнца и луны, доколе народ Израильский мстил врагам своим.
Молитвой Елисея пророка некогда поразил сириян, задерживая их, и вновь исцелил их.
.
Ты некогда вещал пророку Исаии: Вот, Я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым, и возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило.
.
Ты некогда устами пророка Иезекииля затворил бездны, останавливал реки, задерживал воды.
.
И Ты некогда постом и молитвою пророка Твоего Даниила заграждал уста львов во рву.
.
И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы окрест стоящих мя о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании.
 .
Так и ныне разруши злые хотения и требования всех осуждающих меня, загради уста и сердца всех клевещущих, злобствующих и рыкающих на меня и всех хулящих и унижающих мя.
 .
Так и ныне наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих.х.
Не Ты ли вещал апостолу Павлу: говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла.
Смягчи сердца всех противоборствующих благу и достоинству Церкви Христовой.
 .
Посему да не умолкнут уста моя для обличения нечестивых и прославления праведных и всех дивных дел Твоих. И да исполнятся вся благая начинания наша и желания.
.
К Вам, праведницы и молитвенницы Божии, наши дерзновенные предстатилие, некогда силою своих молитв сдерживающие нашествия иноплеменников, подход ненавидящих, разрушившие злые замыслы людей, заграждавшие уста львов, ныне обращаюсь я с молитвой моей, с моим прошением.
.
И Ты, преподобный великий Еллий Египетский, некогда оградивший в круге крестным знамением место поселения ученика своего, повелел ему вооружиться именем Господним и не бояться отныне демонских искушений. Огради дом мой, в коем я живу, в круге молитв твоих и сохрани его от огненнаго запаления, воровского нападения и всякаго зла и страхования.
И Ты, преподобный отче Поплие Сирийский, некогда своею непрестанною молитвою десять дней демона державший неподвижным и не могущим идти ни днем, ни ночью; ныне окрест келии моей и дома (моего) сего удержи за оградою его вся сопротивныя силы и всех хулящих имя Божие и презирающих мя.
И Ты, преподобная девственница Пиама, некогда силою молитвы остановившая движение шедших погубить жителей тоя деревни, где жила, ныне приостанови все замыслы врагов моих, хотящих изгнати мя из града сего и погубити мя: не допускай им приближатися к дому сему, останови их силою молитвы своей: «Господи, Cудия Вселенной, Ты, которому неугодна всякая неправда, когда приидет к Тебе молитва сия, пусть Святая Сила остановит их на том месте, где постигнет их.»
И Ты, блаженный Лаврентий Калужский, моли Бога о мне, как имеющий дерзновение пред Господом предстательствовать о страждущих от диавольских. Моли Бога о мне, да оградит Он меня от козней сатанинских. 
козней сатанинских.
И Ты, преподобный Василий Печерский, соверши свои молитвы запрещения над нападающими на меня и отжени все козни диавольские от мене.
.
И Вы, вси святии земли Российской, развейте силою молитв своих обо мне все бесовские чары, все диавольские замыслы и козни — досадить мне и погубить меня и достояние мое.
И Ты, великий и грозный страже, Архистратиже Михаиле, огненным мечем посекаяй все хотения рода человеческого и всех приспешников его, хотящих погубить мя. Стой нерушимо на страже дома сего, всех живущих в нем и всего достояния его.
.
И Ты, Владычице, не напрасно именуемая Нерушимой Стеной, будь для всех враждующих против меня и замышляющих пакостная творити мне, воистину некой преградой и нерушимой стеной, ограждающей меня от всякаго зла и тяжких обстояний.
.
Молитва преподобного Макария, аввы Египетского
 .
Господи, как Ты хочешь, и как знаешь — помилуй. Но да будет тако! Да будет тако! Да будет тако!
ДОГМАТИК
Глас 1-й
.
Всемирную славу, от человек прозябшую и Владыку рождшую, небесную дверь, воспоим Марию Деву, бесплотных песнь и верных удобрение; Сия бо явися небо и храм Божества; Сия преграждение вражды разрушивши, мир введе и Царствие отверзе. Сию убо имуще веры утверждение, Поборника имамы из Нея рождшагося Господа. Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии, ибо Той победит враги, яко Всесилен.
 .
Молитва Небесным Силам
.

Т р о п а р ь

Глас 2

.

Небесных воинств Архистратизи, молим Вас присно мы, недостойнии, да Вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя Вашея Славы, сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избавите нас, яко чиноначальницы Вышних Сил.
.

К о н д а к

Глас 2

.

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам испросите, велию милость, яко Бесплотных Архистратизи.
.
В е л и ч а н и е:
.
Величаем вас, Архангели и Ангели, и вся воинства, Херувими и Серафими, славящие Господа!
.
.


Богословские обоснования молитв задержания


В основе молитв задержания лежит Святое Писание. В иных случаях молитвы обращены к опыту святых, о котором повествует Святое Предание Церкви. Чтение этих молитв не только просвещает ум, но и сердце, вселяя в него искреннею веру, что Бог в силах остановить любое зло и защитить уповающего на Него в любой ситуации, какой бы безвыходной она не казалась человеку. Однако, при чтении этих молитв непременно надо иметь сердце смиренным, а ум не лукавым, ибо от лукавого и несмиренного молитвенника Бог отвращается. Нельзя так же читать эти молитвы, полагаясь только на силу их слов, ибо не слова творят чудеса и не слова помогают в нуждах, но только Бог, внимающий нашим молитвенным словам.
.
Веруйте в Бога и через молитвы говорите с Ним, как с любящим Отцом, в чьем милосердии и помощи вы очень нуждаетесь и не посрамится вера ваша. 
.

1.
Евангельский текст о бесплодной смоковнице Церковь читает в Великий Понедельник Страстной седмицы, церковный хор поет на службе стихиру покаяния (гл. 7):
Яко неплодную смоковницу, не посецы мене, Спасе, грешного, но на многая лета пождание мне даруй, напаяя душу слезами покаяния, да плод принесу Ти, Многомилостиве. 
Так же в Великий Понедельник с амвона звучат проповеди о бесплодной смоковнице, в которых священники призывают верующих внимательно разглядеть свое житие, дабы проверить себя, готовы ли они к жатве Господней, да, убоятся быть бесплодными перед Господом.
2.
Господь вещал пророку Исаии, что возвратит на 10 ступеней солнечную тень.
Об этом библейском событии мы можем прочитать в Ветхом Завете:
4 И было слово Господне к Исаии, и сказано:
5 пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет,

6 и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей. 7 И вот тебе знамение от Господа, что Господь исполнит слово, которое Он изрек. 8 Вот, я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило. (Ис. 38; 8)

И в ином месте:
8 И сказал Езекия Исаии: какое знамение, что Господь исцелит меня, и что пойду я на третий день в дом Господень?
9 И сказал Исаия: вот тебе знамение от Господа, что исполнит Господь слово, которое Он изрек: вперед ли пройти тени на десять ступеней, или воротиться на десять ступеней?
10 И сказал Езекия: легко тени подвинуться вперед на десять ступеней; нет, пусть воротится тень назад на десять ступеней.
11 И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым, на десять ступеней. (4Цар.20; 8-11)
3.
Господь устами Иезекииля затворил бездны и остановил реки.
Об этом библейском событии мы можем прочитать в Ветхом Завете:
15 Так говорит Господь Бог: в тот день, когда он сошел в могилу, Я сделал сетование о нем, затворил ради него бездну и остановил реки ее, и задержал большие воды и омрачил по нем Ливан, и все дерева полевые были в унынии по нем. (Иез. 31; 15)
4.
Господь молитвами пророка Даниила заграждал уста львов во рву.
Об этом библейском событии мы можем прочитать в Ветхом Завете:
16 Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!
17 И принесен был камень и положен на отверстие рва, и царь запечатал его перстнем своим, и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении о Данииле.
18 Затем царь пошел в свой дворец, лег спать без ужина, и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него.
19 Поутру же царь встал на рассвете и поспешно пошел ко рву львиному,
20 и, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?
21 Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи!
22 Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления.
23 Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего. (Дан.6; 16-23)
А так же в Евангелие:
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих. (Евр. 11; 33)
5.
Господь велел апостолу Павлу говорить и не умолкать, ибо Он запретит кому-либо делать ему зло.
Об этом библейском событии можно прочитать в Новом Завете:
9 Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай,
10 ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе.
11 И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию.  (Деян.18:9-11)
6.
Преподобный Еллий Египетский повелел своему ученику вооружиться именем Господним (очевидно Иисусовой молитвой), дабы оградиться этим от демонских искушений, а затем осенил крестным знамением место поселения ученика.
Эта история описана в Лавсаике, книге повествующей о жизни и молитвенных подвигах египетских отцов пустынников, а так же упоминается в житие святого Еллия Египетского:
«Один из молодых послушников обители, которую посетил святой Еллий, просил его взять с собой в глубь пустыни. Преподобный Еллий предупредил юношу о великих трудах, подвигах и искушениях, которые неминуемо постигают всех отшельников, но, так как послушник продолжал усердно просить, он взял его с собой. В первую же ночь послушник, устрашенный ужасными видениями, в трепете прибежал в пещеру к преподобному Еллию. Преподобный утешил его, успокоил и повел обратно. Оградив пещеру крестным знамением, преподобный сказал, чтобы юный отшельник не боялся, ибо страхования более не повторятся. Поверив слову святого, послушник решил остаться в уединении и впоследствии достиг такого совершенства, что сподобился, как его наставник святой Еллий, получать в нужное время пищу от Ангела.»
7.
 Преподобный Поплий Сирийский, своей непрестанной молитвой десять дней  держал демона неподвижным, так что он ни днем, ни ночью не мог никуда идти.
Эта история о молитвенном подвиге св. Поплия взята из Древнего патерика (Дп. 12; 12)
«Во время Юлиана возмутителя, когда он с войском сошел на низ Персии, то послал демона, чтобы он скорее шел на запад и принес ему оттуда какой-нибудь ответ. Когда же демон пришел в то место, в котором жил отшельник, то пребыл десять дней неподвижным, не могши идти вперед ни днем ни ночью, потому что монах в эти дни не переставал молиться; и демон, будучи праздным, возвратился к пославшему его. Он же спросил его: почему ты замедлил? Демон отвечал: я замедлил и пришел назад, ничего не сделавши; ибо я пробыл десять дней, сторожа Поплия монаха, когда он перестанет молиться, чтобы идти далее, — но он не переставал, почему я и не мог идти, но возвратился, ничего не сделавши. Тогда нечестивый Юлиан, рассердясь, сказал: возвратившись назад, я совершу на нем мою месть. Но чрез несколько дней Юлиан был убит по воле Провидения. И тотчас, один из бывших с ним военачальников, пошедши, взял все, что он имел, и роздал нищим, и пришел к старцу, чтобы быть монахом, — и, сделавшись великим подвижником, скончался о Господе.»
8.
Преподобная девственница Пиама, силою своей молитвы остановила движение шедших погубить жителей деревни, где жила.
Об этом упоминается в житие святой:
Преподобная Пиама подвизалась недалеко от Александрии. В доме своей матери святая жила, как в затворе: ни с кем не виделась, пищу принимала через день, после молитвы пряла лен. Святая Пиама сподобилась получить дар прозрения. Когда жители соседнего, более многолюдного селения, ослепленные алчностью, были готовы истребить односельчан святой девы, чтобы во время разлива Нила распределить воду только на своих полях, святая Пиама духом узнала об этом злодейском намерении и объявила о нем старейшинам села. Испуганные старейшины упали в ноги святой, умоляя ее пойти к соседям и удержать их от преступления. Преподобная Пиама не пошла на встречу, так как давно отказалась от общения с людьми. Всю ночь святая провела в молитве, а наутро вооруженные жители соседней общины, направлявшиеся к селению святой девы, внезапно остановились и не могли двинуться дальше. Господь открыл несчастным, что удерживает их молитва святой Пиамы. Люди опомнились и раскаялись в своем злоумышлении. Они отправили в село послов с просьбой о мире и говорили: «Благодарите Бога, Который по молитвам девы Пиамы избавил вас». Святая мирно отошла ко Господу в 337 году.
9.
Блаженный Лаврентий Калужский, имел дерзновение пред Господом предстательствовать о страждущих от козней диавольских.
Примеры этому можно найти в житие святого:
1 июня 1622 года праведный Лаврентий исцелил бесноватого жителя Калуги Стефана. Однажды родные вели Стефана в обитель помолиться праведному Лаврентию, но бесноватый, устрашаемый злыми духами в виде лютых зверей, устремлявшихся растерзать его, сопротивлялся. Близ церкви Богоявления Господня внезапно явился Стефану Христа ради юродивый Лаврентий, отогнал от него злых демонов и велел идти в монастырь Рождества Христова, к своему гробу. Страждущий исполнил повеление угодника Божия, пришел, приложился ко гробу и по окончании молебна возвратился в дом свой здоровым.
В 1632 году у гробницы блаженного Лаврентия получил исцеление другой бесноватый. Он был так сильно мучим бесом, что во время своего трехдневного пребывания в монастыре устрашил всех монахов. Но на 4-й день, за Богослужением, во время пения Херувимской песни, страдалец получил совершенное избавление от бесовского томления.
10.
Преподобный Василий Печерский, будучи иноком, достиг великих добродетелей. Он утешал и наставлял инока Феодора, жившего в пещерах и терпящего искушения от диавола.  Когда по послушанию игумена преподобный Василий уехал на 3 месяца, диавол принял его внешний образ и стал являться так преподобному Феодору, коварно наставляя его на погибель. Когда же святой Василий вернулся в монастырь и посетил инока Феодора, то злой обман демона открылся. Вот, как преподобный наставлял святого  инока, чтобы тот убедился во лжи диавола и мог бы избегать этого искушения в будущем:
«Если хочешь убедиться, сделай так: не позволяй никому из пришедших к тебе начинать беседы с тобою, прежде чем он не сот­ворит молитвы Иисусовой; если вошедший не захочет, тогда узнаешь, что он есть бес». После этого преподобный Василий сотворил молитву запрещения, призывая на помощь святых, и, наставив Феодора, ушел в монастырь в свою келлию. Бес не дерзнул снова явиться препо­добному Феодору, и для него стало явно коварство обольстителя. С той поры он заставлял каждого приходящего к нему прежде всего сотворить молитву Иисусову и потом уже беседовал с ним. Так преподобный Феодор победил врага и избавился при помощи Божией от уст льва, ищущего добычи (1Пет. 5:8)

11. Молитва ко всем святым земли Российской:

И Вы, вси святии земли Российской, развейте силою молитв своих обо мне все бесовские чары, все диавольские замыслы и козни — досадить мне и погубить меня и достояние мое.

была бы  более понятна, если бы возносилась за всю землю Российскую и о проживающих на ней коренных народах, в этом случае она приобрела бы соборный характер, но так как молитвенное правило все-таки келейное, то молитва написана от первого лица.

12. Так же и молитва к архистратигу Михаилу имеет личный характер. По церковной традиции Архангелу Михаилу молятся с просьбой о защите от диавола, которого он низвергнул с небес за отступление от Бога и гордость, а так же с просьбой о помощи и покровительстве от земных врагов, стихийных бедствий, войны и напрасной смерти.  В православной иконографии Архангел Михаил пишется в воинских доспехах с мечом или копьем в руках (см. православные иконы Архангела Михаила: 1, 2, 3)

13. В молитве к Владычице нашей Богородице пред молитвенником предстает образ Матери Божией «Нерушимая стена».  Сей образ в Православной Церкви возник неслучайно, в основании его лежат молитвенные слова Канона к Богородице (песнь 9): «Пристанище и предстательство к Тебе прибегающих буди, Дево, и стена нерушимая, прибежище же и покров и веселие».  Богословская правда этого образа запечатлена так же и на иконе, именуемой «Нерушимая стена». (см. икону МБ «Нерушимая стена»). Перед этой иконой молятся об избавлении от всяких напастей, веруя, что Матерь Божия заступиться за каждого, кто исповедует Ее Сына Иисуса Христа, в каких бы тяжких обстоятельствах он не оказался.

14. Возглас к Богу «Господи, как Ты хочешь, и как знаешь — помилуй!»,  взят старцем Пансофием из Патерика (см. стр. 236). Только вручив свою жизнь и свою волю в руки Премудрости Божией и возможно так восклицать. Именно поэтому старец подкрепляет слова древнего подвижника своим смиренным молитвенным воздыханием: «Но да будет тако! Да будет тако! Да будет тако!«

15. В заключение идут общеизвестные церковные молитвы, употребляемые не только для келейного моления, но и в богослужениях:

Догматик — краткое песнопение догматического содержания, посвященное Богородице.
Тропарь  — краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой  или святые.
Кондак  — небольшое песнопение, параллельно тропарю раскрывает сущность праздника. Основоположником кондаков является Роман Сладкопевец (556г.)

СТАТЬИ:
.

А так же  внешние ссылки:
 «Данная ссылка является свидетельством того, что до недавнего времени молитвенное правило именуемое «Молитвы задержания» было благословлено Церковью для келейного моления мирян и даже не требовало отдельного благословения для верующего.
Та же самая глава из книги о. Константина Пархоменко, отредактированная позже (Это замечание относится к 2013 году. В настоящее время (2016 г.)  в упоминаемой книге о. Константина Пархоменко по данной ссылке нет даже упоминания молитвы задержания. Это вовсе не значит, что за три прошедших года Церковь стала святей, скорее наоборот, это свидетельство о существовании скрытой формы реформирования молитвенной жизни Церкви, в которой сегодня укрепились либерально-обновленческие силы, стремящиеся преобразовать православную веру в нечто иное, чуждое молитвенной и подвижнической жизни святых отцов.)
«По этой ссылке (редакция книги 2013 г.) мы видим, что спустя некоторое время, о. Константин уже рекомендует брать благословение  на чтение «Молитв задержания» у духовника и устраняет из молитвенного правила молитву с темным смыслом о послании духовной слепоты* на восстающих. Думаю, что такая предосторожность вполне оправдана, во всяком случае в отношении невоцерковленных прихожан, так как вокруг «Молитв задержания» образовалось очень много самодеятельных рекомендаций от околоцерковных суеверных тетушек и бабушек, которые совершенно далеки от Православной веры и ее понимания. Богословское значение смущающей молитвы нужно или разъяснить, или отказаться от самой этой молитвы, что и предлагает о. Константин.
_________________
*Духовная слепота — в общепринятом, не библейском смысле, означает затмение ума. Задумал, например, человек сделать что-то злохитрое, но вдруг ум его затмился и он уже не понимает, как ему исполнить задуманное, а потому легко запутывается в собственных злокознях: «Рыл яму другому, а попал в нее сам».
Updated: 27.06.2017 — 10:29

The Author

Килияс Росикос

Никакой пощады врагу, любить будем когда победим! . . . А́ще ктó не лю́битъ Гóспода Иисýса Христá, да бýдетъ прóклятъ, марáнъ Аѳá. (1 кор. 16:22)
Проект создан 3 октября 2007г. как обличительно аналитический ресурс - Стой за Веру до Венца! Стой за Правду до Конца! Православие или "хлеб" Frontier Theme
Перейти к верхней панели