Заповеди Христовы — Безусловные принципы нашего спасения — Иеромонах Арсений (Железнов) Келья Святого Собора Архистратига Божия Михаила.

Учением Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Христовой является Божие откровение, сформировавшее на различных исторических этапах жизни Церкви её Священные Предание и Писание.

Священное Писание – это вся Библия, т.е. книги Ветхого и Нового Заветов. Преданием же Церкви, согласно Пространному Христианскому Катехизису святителя Филарета (Дроздова), является то, «что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки – потомкам: учение веры, Закон Божий, Таинства и священные обряды».i Далее святитель Филарет говорит о том, что Предание древнЕе Писания: «Древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия есть Священное Предание. От Адама до Моисея не было Священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой. Тем же способом сначала и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Необходимость Предания видна и из того, что книгами пользоваться могут не все, а Преданием все»,ii и для чего нужно, и насколько необходимо нам Священное Предание: «Предание нужно и теперь для руководства к правильному пониманию Священного Писания, для правильного совершения Таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления».iii О причастности же святоотеческих писаний и преданий к Преданию Церкви замечательно сказал Преподобный Викентий Леринский в своем определении принципа «согласия отцов», — Consensus(а) partum:

«Должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа.

А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека».iv Иными словами того же Преподобного Викентия: «…всеми мерами надобно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все…»v святые отцы.

Но мы, чтобы подойти к теме нашего главного разговора, упомянем и о той стороне церковной действительности, которую обличал Господь наш Иисус Христос, говоря иерусалимским книжникам и фарисеям: «…хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?»vi Как мы видим, Господь, обличая презрение Божиих заповедей фарисеями и книжниками, так же называет их учение «преданием», но иначе – «преданием человеческим» очевидно для того, чтобы никто из нас не путал его с Богодухновенным Преданием Церкви. Когда некто в Церкви, или даже целые поместные церкви или соборы учат иному, чем Священные Писание и Предание, то все таковые «учения и заповеди человеческие» имеют только лицемерную личину заповедей Божиих! Они не управляют чад Церкви в Царствие Небесное, но губят их и прогневляют тем самым Бога! Это происходило в Ветхозаветной Церкви, это же – с какой-то особо «эффективной» пагубностью, – происходит и с нами!

Примером «заповедей и преданий человеческих» является, например, современное синкретическое учение экуменизма, проповедующее извращенно понимаемое «богозаповеданное единство» Православных Поместных Церквей с сообществами еретиков и раскольников!

Но напрасно многие и многие православные христиане считают эту современную ересь главной проблемой Православной Христовой Церкви! По нашему глубокому убеждению, экуменизм, модернизм и прочие церковные «измы» и лжеучения, являются лишь индикаторами и показателями того, что гораздо опаснее и страшнее – утраты нами, православными христианами, личного христианского благочестия, признаками нашего непонимания заповедей Божиих, неприятия их безусловных и спасительных требований и – следовательно, — нашей неправильной, не угодной Богу, христианской жизни! Мы с вами, при этом, можем десятилетиями посещать храмы, приступать к таинствам и даже искренне негодовать от вводимых в церковную жизнь ересей и лжеучений, но, тем не менее, оставаться вне Христа, вне Богочеловеческого

организма Церкви, а значит — вне возможности своей искренней христианской жизнью, искренностью своих молитв умилостивить Спасителя к очищению Матери-Церкви от еретической и модернистской заразы!

Лжеучения и ереси вырастают, как вырастают грибы и плесени на том, что умирает и лишается жизни! Они есть признаки разложения христианского благочестия и христианского сознания вообще, признаки катастрофического обмирщения церковных институтов, которые как раз и долженствуют сохранять христиан от влияния мира, который «лежит во зле».vii Лжеучения и ереси, есть знамения «соли обуявшей»viii и «светильников угасших»ix! Впрочем, даже в медицине есть средства, способные обратить некротические процессы вспять! Господь же наш есть «путь и истина и жизнь»x и тот, кто соблюдет слово Его, «не увидит смерти вовек».xi

Итак, о том, что:

· заповеди Господа нашего Иисуса Христа имеют характер безусловных принципов нашей правильной христианской жизни и нашего спасения, и пойдет речь в этом и последующих материалах. Так же мы постараемся с помощью книг Святого Евангелия обосновать и доказать следующие тезисы:

· главным примером для нашей правильной христианской жизни является Сам Совершенный Человек и Господь наш Иисус Христос;

· учение Господа нашего Иисуса Христа требует от всех Его учеников, находящихся в браке и девстве, посильного отвержения мира, отречения от мира, который «лежит во зле».xii

Поясним их.

Мы исповедуем, что Господь наш Иисус Христос есть Совершенный Бог и Совершенный Человек. Совершенное человечество Христово безусловно имеет в себе зримое блистание Его Совершенного Божества и, тем не менее, «Бога человеком невозможно видети, на негоже не смеют чини ангельстии взирати…».xiii Мы глубоко уверены, что Господь Своим воплощением от пречистых кровей Приснодевы Марии показал нам не столько Себя – Бога, сколько Себя – Совершенного Человека, совершенство Которого не является для Его последователей и учеников чем-то невозможным и недостижимым! Скажем больше: Господь показал нам в Своем совершенном человечестве нас самих — такими, какими бы хотел видеть Сам! Доказательством этому служат слова Спасителя: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»,xiv в которых Господь указывает на Себя как на Истину и путь, следуя которым, мы несомненно придем в Жизнь Вечную; слова: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет»;xv слова: «Я есмь лоза, а вы ветви…,xvi а также сказанное Им Своим ученикам на Тайной Вечере: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду».xvii Потому прославленные Церковью во святых монашествующие и зовутся «преподобными», что всей своей жизнью – постом, молитвой и смирением, — они стремились быть подобными Господу Иисусу Христу. Поэтому познаваемое нами совершенное человечество Христово является для нас главным примером для нашей правильной христианской жизни и нашего спасения.

Говоря о втором тезисе, необходимо сначала указать на то общепринятое в православной среде мнение, что христиане должны либо жениться и выходить замуж, либо «идти в монастырь», причем почти всегда сам собою разумеющимся представляется именно брак; приводятся в пример слова Божии, сказанные в последний раз аж праотцу Ною: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю…»,xviii и даже слышатся концепции, что человечество, размножаясь, «должно пополнить число отпавших от Бога ангелов»…

Мы не согласны с данными взглядами и считаем самым уместным указать, согласно тезису первому, на пример Спасителя, Который прожил именно безбрачную жизнь. Брак, разумеется, более естествен падшему человеческому естеству, и если бы брак и безбрачие были, если можно так выразиться, равноспасительными, что помешало бы Господу нашему Иисусу Христу, вступив в брак, указать на него, как на путь «царский», срединный, следуя которым ученик Христов не уклонялся бы ни на «десно, ни на «шуе»? Ничего! Ни совершенное Божество Спасителя, ни Его совершенное человечество, буде такова Его воля, не были бы унижены браком! Но Господь, благословив брак в Кане Галилейскойxix, тем не менее, указывает нам на пример собственной безбрачной жизни – «Я есмь путь…». На возглас апостолов: «…если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться», Господь ответил: «не все вмещают слово сие, но

кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит»xx, где слова «Кто может вместить, да вместит» указывают, на наш взгляд, именно на волю Божию, а не только на Его пожелание!

Подобный же взгляд на данную проблему демонстрирует всё святоотеческое предание, или вот, например, «Пространный Христианский Катехизис» святителя Филарета (Дроздова): «Не всем должно вступать в брак. Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить его…».xxi И вот сейчас самое главное: совсем не означает, что вступающие в брак христиане ориентируются своей жизнью на обычную мирскую жизнь – на обычную жизнь внешнего мира, а ведь именно так и считается в большинстве случаев. В брак ученики Христовы – давайте так понимать наше христианство, — вступают, чтобы не «разжигаться»xxii похотью, и если понимать христианскую жизнь, как ежедневную аскезу ради исполнения заповедей Божиих, ради усвоения сердечной чистоты и спасительного смирения, то христианский брак, — это брачный союз двух аскетов, двух Христовых учеников, которые примером для своей жизни избирают жизнь своего божественного Учителя — Совершенного Человека и Господа нашего Иисуса Христа! Более подробно по данным вопросам мы постараемся сказать в следующих материалах.

Для придания нашему повествованию системности, возьмем лучшую из имеющихся систем мысли – Наибольшие заповеди Божии и евангельские заповеди блаженства. По ходу повествования мы так же постараемся по возможности сказать обо всех заповедях Христовых, которые содержатся во Святых Евангелиях. Господи, благослови!

НАИБОЛЬШИЕ ЗАПОВЕДИ БОЖИИ

«Один из книжников… подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!i Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя.ii Иной большей сих заповеди нет».iii Господь наш Иисус Христос, Сам, будучи истинным синайским законодателем, объединяет в наибольшие – две заповеди синайского законодательства, разнесенные в две отдельные книги – Второзаконие и Левит.

Таким же образом, поставляя в прямую связь любовь к Богу и ближнему, проповедует и Святой Иоанн Предтеча: «…приготовьте – говорит он приходящему к нему креститься народу, — путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие… И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же».iv

Подобным же образом толкуются наибольшие заповеди Божии святоотеческим преданием. Например, Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Есть два пути к погибели: дурное учение и развращенная жизнь. В соответствие этому, чтобы мы не уклонились в нечестивые учения, нам повелевается любить Бога, а чтобы не впасть в развращенную жизнь, должно любить ближнего. Любящий ближнего исполняет все заповеди; исполняющий же заповеди любит Бога, так что эти две заповеди соединяются, друг друга поддерживают и содержат в себе все прочие заповеди».v

И всё же у первой Наибольшей заповеди о любви к Богу должно быть и свое собственное измерение, свой собственный смысл, который мы сможем найти и понять, если вспомним то главное, что открыл миру Господь наш Иисус Христос – Бог есть Любовь.vi Бог, заповедав человеку любить Его, требует, чтобы и человек стал совершенной любовью к Богу и всему Его творению; чтобы любовь эта обнимала всю сферу чувств человека; стала единственным желанием его сердца, единственным устремлением его воли, и чтобы человек положил к достижению этой любви весь свой разум и все свои силы! Причем, под всем сердцем, и всею душею, и всем разумением, и всею крепостию должно понимать, что ничто из этого не может быть отдано чему-либо другому, что Богу не угодно!

Но мы, современные православные христиане, к сожалению, стремительно утрачиваем потребность увязывать свою повседневную деятельность с заповедью о любви к своему Создателю и с заповедями Божиими вообще; мы даже разглагольствуем этаким образом, де: «кесарево кесарю, а Божие Богу»,vii демонстрируя не только непонимание данного изречения Господня, но и извращая его смысл! Зная заповеди и декларируя их, мы тратим свои сердце, душу, разум и силы на достижение материального достатка, комфорта, уважения ближних, т.е. – на служение сребролюбию, сластолюбию и славолюбию и даже не ставим своей целью угождать Богу делом и мыслью — каждый день, каждый час и каждую минуту своего бытия. Раздвоенность нашей жизни на декларативно-христианскую и повседневно-обмирщенную и есть те самые двуличие и лицемерие, которые так непримиримо обличал Спаситель, говоря: «Горе вам,… лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония»!viii

Итак, давайте найдем в Святом Евангелии заповеди Христовы, учащие нас тому, как исполнять первую Наибольшую заповедь о любви к Богу в своей повседневной христианской жизни.

1.

Человечество в лице прародителей Адама и Евы и вследствие их грехопадения было лишено небесной славы и жизни вечной и изгнано из Рая на землю, проклятую Богом: «Адаму же сказал (Бог): за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».ix Само изгнание Адама из Рая уже фактически возвратило его в тот прах, из которого он был взят; годы жизни, будь они сто лет или тысячу, не меняли ничего! Согрешивший «всеродный»x Адам преселил человечество из бессмертия – в смерть, более того: преселил человечество туда, куда до этого с небес был низвергнут сатана!xi

Мы, смертные человеки, привычно говорим о злых духах, что они, де – ангелы падшие, определяя тем самым их настоящую злую сущность, противоположную ангельской. Но ведь и мы, люди, — существа падшие, унаследовавшие от согрешивших прародителей грубо-телесную, — почти скотскую природу! Мир падших людей, по учению Церкви весь «лежит во зле»;xii в глазах Божиих мы с вами, братья и сёстры, погибли; весь мир человеческий – погиб, потерян и утрачен для Небес! Эту мысль нужно усвоить и запомнить; она необходима нам не только в ходе нашего повествования, но и для нашей правильной христианской жизни и спасения! «…Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им»!xiii – восклицает Царь и Пророк Давид! Ему вторит Святой Пророк Исаия, передавая слова Божии: «…огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их».xiv

Но нам с вами известно так же, что: «…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, — это обетованное Адаму и Еве «семя жены», поразившее змиеву главу,xv — дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».xvi Господь Иисус Христос подтверждает мысль о том, что мир падших людей погиб для Неба, говоря: «…Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее»,xvii и указывает на онтологическую противоположность Царства Небесного и мира падших людей: «…вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от мира сего. Потому я и сказал вам, что вы умрёте во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам».xviii Господь даже открывает, кто является настоящим «отцом» неверующих в Него людей: «…если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего».xix

Здесь, когда прозвучали слова Спасителя о любви к Нему, «Сущему от начала» — Богу, давайте вспомним тезис, озвученный выше и на котором мы настаиваем: главным примером для нашей правильной христианской жизни является Сам Совершенный Человек и Господь наш Иисус Христос,xx а значит любящий Бога последовательный ученик Христов, должен и сам стать «не от мира сего», как и его Божественный Учитель и Господь! Вектор нашей правильной христианской жизни, нашего стремления к собственному спасению, должен направлять нас прочь от земли и от её, кажущихся нам такими милыми и дорогими, такими привычными и естественными, реалий! Новый Завет Бога с человеком, все его Книги учат последователей Христовых этой «неотмирности», самоотвержению ради Господа и отречению от мира «который лежит во зле»!xxi В сознательном и произвольном выборе – служении Богу, а не дьяволу; стремлении в Небо, а не к земным утехам, — с обязательным покаянным изменением собственной жизни и исполнением всех заповедей Божиих и заключается смысл первой Наибольшей заповеди о любви к Богу! Вот Господь говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».xxii «Не можете» не в смысле «трудно», а — невозможно! Невозможно сущностно, онтологически!

Приведем в пример фрагмент Чина Оглашения, которое проходил каждый крещеный православный христианин:

Священник поворачивает крещаемого лицом на запад, с поднятыми руками, и спрашивает:«Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его?»

Крещаемый: «Отрицаюся».

Снова спрашивает священник: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его?»

Крещаемый: «Отрицаюся».

В третий раз спрашивает священник: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его?»

Крещаемый: «Отрицаюся.»

Священник спрашивает: «Отреклся ли еси сатаны?»

Крещаемый: «Отрекохся».

Снова спрашивает священник: «Отреклся ли еси сатаны?»;

Крещаемый: «Отрекохся».

Третий раз спрашивает священник: «Отреклся ли еси сатаны?»

Крещаемый: «Отрекохся».

Священник говорит: «И дуни, и плюни на него».

После этого крещаемый поворачивается лицом к востоку.

Священник спрашивает: «Сочетаваеши ли ся Христу?»

Крещаемый: «Сочетаваюся».

Снова спрашивает священник: «Сочетаваеши ли ся Христу?»

Крещаемый: «Сочетаваюся».

Третий раз спрашивает священник: «Сочетаваеши ли ся Христу?»

Крещаемый: «Сочетаваюся».

Священник спрашивает: «Сочетался ли еси Христу?»

Крещаемый: «Сочетахся.»

Священник: «И веруеши ли Ему?»

Крещаемый: «Верую Ему, яко Царю и Богу», и произносит Символ Веры.

Как можем мы, христиане, давшие такие ясные, страшные и священные обеты, не понимать, что этот чин и является нашим добровольным отречением от мира, лежащего во зле, и от всякой над нами власти демонов – этих «миродержителей тьмы века сего».xxiii Произнесенные обеты сочетают нас с нашим Божественным Учителем и Господом Иисусом Христом и обязывают нас долгом любви к Нему, долгом изменения своей порочной жизни и исполнения заповедей Его, долгом ученичества у Него, исповедничества и самоотвержения за Него и Его учение!

Этому учит и возлюбленный Христов ученик – Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, говоря: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего»!xxiv Ему с той же определенностью вторит Святой Апостол Иаков, брат Господень: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! (Это нам с тобою, читатель!) Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу»!xxv Давайте сделаем из цитат святых апостолов логические выводы. Раз в том, кто любит мир, нет любви Отчей, значит в христианине, любящем Бога, не должно быть, не может быть любви к миру! Раз дружба с миром есть вражда против Бога, значит дружба с Богом, — а это возможно, и об этом сказано будет далее, — есть вражда с миром, в первую очередь в самом себе! Фрагментом Чина Оглашения, словами святых апостолов и этими выводами подтверждается наш тезис: «учение Господа нашего Иисуса Христа требует от всех Его учеников, находящихся в браке и девстве, отвержения мира, отречения от мира, который «лежит во зле».xxvi

Но нами поставлена цель – показать, что именно заповеди Господа нашего Иисуса Христа:

1. принципиально и безусловно требуют от христиан любви к Нему как Богу, с исполнением всех Его заповедей;

2. принципиально и безусловно требуют принять жизнь Совершенного Человека и Господа Иисуса Христа за главный пример для своей христианской жизни;

3. принципиально и безусловно требуют от христианина самоотвержения и исповедничества с отречением от враждующего с Богом мира.

Начнем по порядку:

1.Одной из самых интересных заповедей о любви к Богу мы считаем слова Господни, которые приводит в своем Евангелии Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», которую мы привычно понимаем как заповедь о любви к «друзьям своим» — ближним. Но вот, Господь уже в следующем предложении называет исполняющих Его заповеди друзьями Своими: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам»,xxvii как-бы указывая, что и за Него Самого – нашего истинного Друга и Господа, — мы должны полагать свои души, т.е. – исполнять Христовы заповеди даже с решимостью положить за них и за Господа жизнь!

И далее: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет… Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я

возлюблю его и явлюсь ему Сам. Иуда — не Искариот — говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается».xxviii

2. Господь Иисус Христос призывает нас к Себе и заповедует нам для нашего спасения брать пример с Него и руководствоваться примерами Его жизни, Его служения и страдания:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».xxix

«Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».xxx

«…Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет».xxxi

«Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его».xxxii

«Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю».xxxiii

«Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».xxxiv

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает».xxxv

Впрочем, одних, вероятно отличающихся особой зависимостью от жизненных благ, Господь предупреждает:

«…Один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову»,xxxvi как-бы говоря: если сможешь снести тяготы такой жизни, можешь быть Моим учеником, — иди за Мною!

Других же убеждает идти за Ним, отвергнув всё, чем удерживает их мир:

«Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов».xxxvii

И другому сказал:

«…Одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест».xxxviii

Думаю, нет необходимости умножать число евангельских цитат. Из уже приведенных здесь видно, что Господь наш Иисус Христос указывает на Себя не только как на истинного Бога, не только как на крестную Жертву за грехи всего мира, но и на Себя – Человека, Чьи жизнь, служение и страдания должны стать примером для жизни, служения и страдания всех уверовавших в Него!

3.Господь Иисус Христос требует от нашей к Нему любви самоотвержения и исповедничества с отречением от мира падшего человечества и Сам показывает нам пример такого самоотвержения:

«И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя… И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, [вне] дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь».xxxix

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня».xl

«И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами».xli

«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется».xlii

«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода… Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой».xliii

«Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами».xliv

«…Возложат на вас руки и будут гнать [вас], предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам».xlv

«Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня».xlvi

«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его».xlvii

«Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними».xlviii

И наконец, будет уместным показать примеры любви к Богу святых, — истинных учеников и последователей нашего Спасителя, — подвизавшихся в исполнении всех Его заповедей самоотверженно и исповеднически. Собственно можно просто указать на Святцы, ибо все святые Православной Христовой Церкви прожили жизнь так, как и заповедал Господь. Можно указать на примеры святых апостолов Петра, Андрея, Иакова, Иоанна, Филиппа и Матфея, которые по первому же зову своего Божественного Учителя оставили всё и последовали за Ним. Но мы прибегнем к помощи иных евангельских героев, которые воистину свидетельствуют своей жизнью, что «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое»!xlix Итак:

Святой Иосиф из Аримафеи. Иосиф Аримафейский, человек высокого ума и праведной жизни, был богат и являлся членом синедриона. Имея слабую веру, он не решался исповедовать Иисуса Христа Сыном Божиим, однако отклонился от участия в преступном голосовании синедриона, осудившем Христа на казнь. Скорбь и негодование при виде бездыханного Богочеловека сделали его более мужественным. Не скрываясь и не остерегаясь более, он пошел к Пилату просить, чтобы тело Иисуса было передано ему. Пилат не отказал в просьбе Иосифу, и он, не теряя времени, купил длинный кусок тонкого полотна и снял тело с Креста. Купленное Иосифом полотно было умащено ста литрами смирны и алоя и истерзанное тело Богочеловека было перенесено в гробницу, которая находилась в саду, принадлежавшем Иосифу Аримафейскому, недалеко от места распятия. В этом саду по приказанию Иосифа в скале был высечен гроб, который он приготовил для своего погребения, и в котором еще никто не был погребен. Здесь и было положено тело Иисуса Христа.

Изгнанный иудеями из пределов иудейских, Иосиф Аримафейский проповедовал Христа в Англии, где и преставился.l

Святой Никодим. Из рассказов евангелистов видно, что Никодим был крайне робок, даже для решения волновавших его душу вопросов он приходил к Иисусу Христу ночью.li Но и этот робкий человек посоветовал иудеям не осуждать Христа, не выслушав Его Самого и не рассмотрев Его дел. Потом Святой Никодим упоминается евангелистом при снятии тела Иисуса Христа с Креста. В течение жизни Иисуса он держался в стороне, но теперь, в день смерти Спасителя, сердце его исполнилось состраданием и угрызениями совести: он пошел ко Кресту, неся с собой на погребение истинно царское приношение – состав из смирны и алоя, «литр около ста»,lii которым и умастили полотно, купленное Иосифом Аримафейским.

Святой Никодим пострадал от иудеев за веру во Христа и апостольскую проповедь и был изгнан из Иудеи. После смерти Святого Никодима знаменитый еврейский учитель Гамалиил похоронил его близ гроба Святого Первомученика Архидиакона Стефана.liii

Святые Гамалиил и сын его Авив. Знаменитый еврейский законоучитель Гамалиил, а вместе и учитель святых апостолов Павла и Варнаввы, упоминается в книге Деяний апостольских, где говорится, что он подал благоразумный совет синедриону относительно апостольской проповеди. Он сказал: если это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками.

В сказании о мученической кончине Архидиакона Стефана говорится, что убийцы бросили тело первомученика на съедение зверям и птицам, и весь день и ночь оно лежало непогребенным. Но на вторую ночь славный законоучитель Гамалиил, который сам с сыном Авивом веровал во Христа и втайне святым апостолам «друг являяйся», послал верных людей взять мощи Святого Стефана и похоронил их у себя в селе недалеко от Иеруслаима. В том же селе Гамалиил скрывал Святого Никодима, изгнанного иудеями за проповедь Христову, и по кончине похоронил его близ гроба первомученика, где потом был погребен и сам с благочестивым сыном своим Авивом.liv

Святой Закхей. Закхей, начальник мытарей, был человек очень богатый. Он проживал в Иерихоне, и когда Иисус Христос проходил этим городом, то Закхей очень желал видеть Его, а так как был очень малого роста, то за толпой, окружавшей Христа, не мог ничего видеть. Для этого Закхей забежал впереди пути Иисуса Христа и взлез на дерево, чтобы с высоты его лучше увидеть Спасителя. Когда Христос поравнялся с деревом, на котором сидел Закхей, то взглянул на него и сказал: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Закхей поспешно сошел и принял Христа с радостью. Во время пребывания Господа в доме Закхея, он сказал: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». На что услышал от Господа: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».lv

После Вознесения Христова Закхей последовал за апостолом Петром, которым был поставлен епископом Кесарии Палестинской, где и проповедовал Христа.lvi

Святой Лонгин сотник. Св. евангелист Матфей повестует, что во время крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа сотник, стоявший на страже, видя страшное содрогание всей природы после последнего вздоха Спасителя, в ужасе воскликнул: «Воистину, Сей был Сын Божий!» Имя этого сотника было Лонгин.

После погребения Спасителя Лонгин опять стоял на страже у гроба Господня. Когда же Господь воскрес и Своим чудесным восстанием навел на стражу ужас, тогда Лонгин совершенно уверовал в Иисуса Христа вместе с двумя другими воинами; а когда иудеи и старейшины предложили воинам деньги, чтобы они рассказывали, будто тело Иисуса было похищено Его учениками, то Лонгин не взял их и с риском для собственной жизни свидетельствовал о Воскресении Христа. Пилат и начальники иудейские негодовали потому, что Лонгин был известен кесарю. Они всячески старались погубить его, но он уклонился от них и оставил военную службу. Приняв крещение вместе с двумя товарищами он поселился в Каппадокии, где успешно проповедовал слово Божие. Впоследствии Лонгин поселился в поместье своего отца и там пребывал в посте и молитве.

Слух об успешной проповеди Лонгина дошел до начальников иудейских. Они уговорили Пилата написать донос кесарю и обвинить Лонгина в том, что он, своевольно оставив воинское звание, что тогда каралось смертью, возбуждает народ против кесаря. Озлобленные враги христиан всячески старались, чтобы кесарь Тиверий осудил на смерть Лонгина и его товарищей, в чем, наконец, и преуспели.

Из Иерусалима в Каппадокию тотчас были посланы воины для исполнения приговора. Им было велено не открывать никому цели своего путешествия для того, чтобы Лонгин, узнав о том, не мог укрыться от грозившей ему казни. Но святому была уже открыта его близкая смерть, и он, не боясь её, радушно встретил посланных, пригласил к себе в дом, угощал их, но до времени скрыл свое имя и обещал им на другой день указать жилище Лонгина. Воины, упившись вином, рассказали радушному хозяину о повелении кесаря казнить Лонгина и двух его товарищей. Когда Лонгин узнал, что он не один осужден на смерть, то послал за своими товарищами, а сам провел всю ночь в молитве. Утром он вышел навстречу своим друзьям и, обняв их, сказал: «Пришел час нашего освобождения, мы вместе предстанем перед Господом Иисусом Христом, Которого видели во время страдания, смерти и погребения. Мы были свидетелями Его Воскресения, а теперь увидим его во всей славе Его». Потом они пошли к воинам и просили их скорее исполнить то, что им было приказано. Воины изумились и сначала не верили, потому не хотели предать смерти того кто так радушно принял и угощал их, но Лонгин уговаривал их не медлить. Он простился со всеми домашними. Надев погребальное платье, указал, где похоронить его тело и потом, обняв своих товарищей и помолившись с ними, преклонил голову под меч. Голова Лонгина по приказанию Пилата была привезена в Иерусалим и брошена вне города.lvii

Святой Иулиан Кеноманийский. Святой Иулиан по преданию был тот самый Симон Прокаженный, который, незадолго пред крестною смертью Господа, устроил для Него в своем доме богатую вечерю, причем

Мария, сестра Лазаря, умастила ноги Христа драгоценным миром и отерла их волосами своими.lviii Симон, приняв крещение, получил имя Иулиан и был послан Святым Апостолом Петром в Галлию для проповеди евангельской. Он прибыл в Кеноманию, поселился за городом в малой хижине и начал свою проповедь среди язычников. Идолопоклонники сначала слушали его с недоверием, но проповедь святого сопровождалась великими чудесами. Святитель Иулиан молитвой исцелял разные болезни. Постепенно к нему стали стекаться многочисленные толпы людей, просивших помощи. Исцеляя телесные недуги, святой Иулиан исцелял и души, просвещая приходящих к нему светом Христовой веры.

Чтобы утолить жажду многочисленных посетителей, святой Иулиан, помолившись Господу, воткнул свой жезл в землю и извел из сухого места источник воды. Это чудо обратило в христианство многих язычников. Однажды святителя пожелал увидеть местный князь. У ворот княжеского жилища сидел слепой, которого святой Иулиан пожалел и, помолившись, даровал ему зрение. Навстречу святителю вышел князь и, узнав о только что совершившемся чуде, припал к ногам епископа, прося крещения. Огласив князя и его семейство, святой Иулиан назначил им трехдневный пост, а потом совершил над ними Таинство Крещения.

По примеру князя ко Христу обратилось и большинство его подданных. Князь пожертвовал епископу свой дом для устройства в нем храма и обеспечил Церковь средствами. Святой Иулиан усердно заботился о духовном просвещении своей паствы и по-прежнему исцелял больных. Святой епископ Иулиан долго оставал-ся на своем престоле, указывая пасомым путь к Небу. Святитель скончался глубоким старцем. До конца дней своих благовествовал он о Христе и совершенно истребил идолопоклонство в стране Кеноманийской.lix

Святая Фотина мученица. Когда Иисус Христос проходил через Самарию, Он остановился у колодца, выкопанного еще патриархом Иаковом. Ученики отлучились в город купить пищи. Оставшись один, Спаситель сел у источника. В это время из города пришла за водой женщина. Господь попросил у неё напиться.

Самарянская женщина, признав в Иисусе Христе иудея, говорит Ему: «Как ты, будучи иудей, будешь пить воду от меня – жены самарянской; иудеи не имеют общения с самарянами». Тогда Иисус Христос сказал ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила у Него, и Он дал бы тебе воду живую».

Эта самарянка, с которой беседовал Господь, впоследствии приняла святое крещение с именем Фотина. После Вознесения Господня Святая Фотина благовествовала в Карфагене и Риме, и во время гонения Неронова со многими просвещенными ею христианами приняла мученический венец.lx

Святая Конкордия. Святитель Климент Александрийский в жинеописании апостола Петра свидетельствует, что от брака апостола Петра были дети: сын и дочь. По другому же преданию дети его, дочери, назывались Петронила и Фелипула. О судьбе детей апостола Петра мы не имеем никаких преданий, а о супруге его известно, что она сопровождала его в трудах и подвигах и, сомнения нет, трудилась в распространении слова Божия. Конкордия сподобилась принять мученический венец прежде своего супруга, и сам апостол Петр был свидетелем её мученической кончины. Перед смертью апостол Петр ободрял Конкордию и напутствовал её ко Христу. Так повествует о кончине супруги апостола Петра Конкордии Святой Климент Александрийский.lxi Святые апостолы, исповедники и мученики Христовы, молите Бога о нас!

Нас могут спросить: «Почему в пример богоугодного и покаянного изменения и последующей правильной христианской жизни мы приводим жития святых? Ведь они – святые, а мы…», и т.д. Во-первых, мы для того и постарались привести в пример жития тех святых, о которых упоминают Святые Евангелия, и о которых известно, что за Господом, во время Его земной проповеди и служения, они не следовали, а некоторые до своего христианства были даже людьми малорелигиозными и безнравственными. Во-вторых, отвечу встречным вопросом: о ком в Церкви мы можем сказать с полной уверенностью, что они – спаслись? Обычно все отвечают правильно и однозначно: о тех, кто прославлен Церковью во святых! Тогда какие основания, какое право мы с вами имеем жить иначе, чем жили святые, и при этом надеяться на спасение? Ведь святые старались жить так, как заповедал и жил Господь Иисус Христос, сказавший: «Я есмь путь… никто не приходит к Отцу, как только через Меня», следовательно, примеры жизни кого-бы то ни было еще, кроме Спасителя и святых, не могут быть надежны, чтобы управить нас в Царство Небесное!

Впрочем, всё же можно указать на примеры жизни учеников Христовых, не все из которых сподобились церковной канонизации. Это жизнь первых христианских общин. Мы знаем о них не мало. Книга Деяний Апостольских говорит нам: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее».lxii Чем не пример к подражанию для

нас, современных, крайне индивидуализированных христиан? О жизни первых христианских общин мы более полно поговорим в следующей главе.

И наконец, нужно сказать еще вот о чем. Наша правильная христианская жизнь обязательно должна иметь и правильные признаки, знамения. Например, Господь Иисус Христос говорит о Себе: «лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову…».lxiii Может не совсем правильно требовать от ученика Христова не иметь дома, хотя нам известны и такие примеры, но имущественный статус, т.е. нищета и крайняя нестяжательность Спасителя безусловно требуют того же и от Его учеников. Господь говорит Своим ученикам: «…Я посреди вас, как служащий»,lxiv и, разумеется, указывает им, что и они должны служить друг другу и любому из своих ближних. Далее: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше».lxv Это значит, что если мы в нашем служении Богу и ближним не подвергаемся гонениям, значит наше христианство не убедительно, оно никоим образом не досаждает сатане, и вообще оно, наше христианство, – под большим вопросом! Не буду называть каких-то еще признаков правильной христианской жизни; каждая из заповедей Божиих, творимая христианином богоугодно и смиренно, неизбежно наделяет его таковыми признаками и знамениями. Лишь бы мы с вами не забывали, что «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».lxvi И еще вот этого:

«Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их».lxvii


i Святитель Филарет Московский (Дроздов), «Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви», п. 17. ii Там же, п. 21. iii Там же, п. 24. iv https://azbyka.ru/soglasiya-otcov-princip-consensus-patrum v Преп. Викентий Леринский «О вероизложениях вообще, или об общем характере православной догматики». vi Марк., 7; 7-9; Матф., 15; 1-9. vii 1Иоан., 5; 19. viii Матф., 5; 13. ix Матф., 25; 8. x Иоан., 14; 6. xi Иоан., 8; 51. xii 1Иоан., 5; 19. xiii 9 песнь канона 6 гласа. xiv Иоан., 14; 6. xv Иоан., 10; 9. xvi Иоан., 15; 5. xvii Иоан., 14; 12. xviii Быт., 9; 1. xix Иоан., 2; 1-11. xx Мф., 19; 10-12. xxi Святитель Филарет Московский (Дроздов), «Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви», п. 360. xxii 1Кор., 7; 9. i Втор., 6; 5. ii Лев., 19; 18. iii Марк., 12; 28-34; Матф., 22; 34-40; Лк., 10; 27. iv Лк., 3; 4-6; 10-11. v Блж. Феофилакт Болгарский, Толкование на Мф., 22; 34. vi 1Иоан., 4; 8-16. vii Матф., 22; 21. viii Матф., 23; 27-28. ix Быт., 3; 17-19. x Пасхальный канон, 6-я песнь, 2-й стих. xi Ис., 14; 12. xii 1Иоан., 5; 19. xiii Пс., 48; 13. xiv Ис., 6; 10. xv Быт., 3; 15. xvi Иоан., 3; 16-17. xvii Матф., 18; 11; Лк., 19; 10 xviii Иоан., 8; 21-25. xix Иоан., 8; 41-45. xx «Заповеди Христовы – безусловные принципы нашего спасения», Ввеедение. xxi «Слово мир есть имя собирательное, обнимающее собою так называемые страсти. Если человек не знал прежде, что такое мир, то не достигнет он до познания, какими членами далек от мира и какими связан с ним… По умозрительному исследованию, миром называется и состав собирательного имени, объемлющего собою отдельно взятые страсти. Когда вообще хотим наименовать страсти, называем их миром; а когда хотим различать их по различию наименований их, называемоих страстями». Преп. Исаак Сирин, «Слова подвижнические», Слово 2, стр. 40-41. xxii Матф., 16; 24; Лук., 16; 13. xxiii Ефес., 6; 12. xxiv 1Иоан., 2; 15-16. xxv Иак., 4; 4. xxvi «Заповеди Христовы – безусловные принципы нашего спасения». Введение. xxvii Иоан., 15; 13-14. xxviii Иоан., 14; 15-27. xxix Матф., 11; 28-30. xxx Иоан., 8; 12. xxxi Иоан., 10; 1-9. xxxii Матф., 10; 24; Лук., 6; 40. xxxiii Иоан., 12; 24-28. xxxiv Иоан., 14; 1-6. xxxv Матф., 12; 30. xxxvi Матф., 8; 19-20. xxxvii Матф., 8; 21-22. xxxviii Марк., 10; 17-21; Матф., 19; 16-26. xxxix Марк., 3; 21; 31-35. xl Матф., 10; 37-42. xli Марк., 8; 34-38. xlii Матф., 10; 16-22. xliii Иоан., 12; 24-28. xliv Иоан., 16; 1-4. xlv Лук., 21; 12-15. xlvi Иоан., 15; 18-21. xlvii Матф., 10; 32-36. xlviii Лук., 13; 23-30. xlix 2Кор., 5; 17. l «Жизнь и труды апостолов», Киево-Печерская Успенская Лавра, 2013 г., стр. 315. li Иоан., 3; 1. lii Иоан., 19; 39. liii «Жизнь и труды апостолов», Киево-Печерская Успенская Лавра, 2013 г., стр. 316. liv Там же, стр. 317. lv Лук., 19; 1-10. lvi «Жизнь и труды апостолов», Киево-Печерская Успенская Лавра, 2013 г., стр. 319. lvii Там же, стр. 325-326. lviii Мк., 14; 3-9; Ин., 12; 1-8. lix «Жизнь и труды апостолов», Киево-Печерская Успенская Лавра, 2013 г., стр. 360-363. lx Там же, стр. 394-395. lxi Там же, стр. 417. lxii Деян., 4; 32. lxiii Лук., 9; 58. lxiv Лук., 22; 27. lxv Иоан., 15; 20. lxvi Лук., 17; 10. lxvii Лук., 6; 26.

Обновлено: 21.09.2019 — 11:00