Беседа о желаемом глаголемыми старообрядцами наименование «старообрядец» — Священноархимандрит Павел Прусский

Один достопочтенный старообрядец при собеседовании со мною выразил неудовольствие, что якобы старообрядцы терпят обиду от правительства чрез то, что при записях их браков и новорожденных не позволено им писаться старообрядцами.

Я ответил: Позволить и запретить вам в официальных бумагах, а особенно в записях ваших браков и новорожденных, именоваться старообрядцами зависит от распоряжения правительства: до меня это нимало не касается. А справедливо ли, по праву ли вы ищете, или требуете для себя названия «старообрядец», или не по праву, об этом, если угодно, побеседуем.

Старообрядец сказал: Неужели, по вашему мнению, название старообрядец по справедливости не должно нам принадлежать? Вы знаете, что мы содержим старые обряды, положенные в старопечатных книгах: посему неоспоримо нам принадлежит и имя старообрядец. Чем вы можете это сильное доказательство опровергнуть? Чем докажете, что несправедливо желаем мы называться старообрядцами? И какое вместо этого другое наименование считаете более нам свойственным?

Я ответил: Хотя для вас и вожделенно имя, старообрядца; но таково ли оно действительно, чтобы стоило слишком дорожить им? Оно еще не означает сына Св. Соборной и Апостольской Церкви, или православно верующаго христианина, а только означает содержателя старых обрядов. Но и это название по праву и справедливости может носить только тот, кто неизменно и во всей целости соблюдает все старые обряды, а не так, чтобы одни из них избрал для исполнения, а другие отлагал. Напротив, то лицо, или то общество, которое в целости всех старых обрядов не соблюдаем, называться старообрядцем или старообрядцами законнаго права не имеет. Так ли по вашему?

Старообрядец ответил: это справедливо вы сказали.

Я продолжал: вот на этом основании, которое вы и сами одобрили, и будем теперь изследовать вопрос: может ли по справедливости принадлежать вам имя старообрядца, или нет?

Старообрядец ответил: на этом основании этот вопрос разсматривать я вполне согласен, — да иначе его и разсматривать невозможно.

Я сказал: Мы начнем разсмотрение с самаго, по мнению старообрядцев, важнейшаго предмета, то-есть сложения перстов для крестнаго знамения. Посему позвольте мне вас спросить: как вы слагаете персты на крестное знамение? И не отказывайтесь отвечать мне на это мое вопрошение моим о том знанием.

Старообрядец ответил: Большой и два малых перста мы совокупляем во образ Святыя Троицы, а два, указательный и великосредний, во образ двух во Христе естеств, Божества и человечества: вышним, то-есть указательным, образуем Божество, а нижнем, то-есть великосредним— человечество; а преклонением перста великосредняго образуем преклонение небес и смиренное нас ради Сына Божия на землю сошествия: и теми двумя перстами полагаем на себе крестное знамение. Так указано в книге Кирилловой и во Псалтырях — учебной и со возледованием, напечатанных при патриархе Иосифе, в слове о крестном знамении. И все мы одинаково таковым сложением знаменаемся крестным знамением.

Выслушав ответ старообрядца с объяснением о сложении перстов, я спросил его: А почему вы не знаменаетесь так, как положено в тех же помянутых вами книгах (напечатанных при патриархе Иосифе) в слове именуемом Максима грека, и в Книге о вере, во главе 9, и в Малом Катихизисе, где повелевается персты вышний и великосредний имети оба простерта (значит великосредний не наклонен)? Или, почему не слагаете персты на крестное знамение, как повелевается в Великом Катихизисе?
Там повелевается оба перста, указательный и великосредний, имети наклонена, а не простерта, и сложивши три перста возлагати на главу и проч. (Большой Катехизис лист 6). Это повеление Великаго Катихизиса вам, если желаете называться старообрядцами, наипаче следовало бы исполнять, потому что оно древнее прочих указаний, напечатанных при патриархе Иосифе [ 1 ]. Я оставляю уже и не поминаю, находящееся в Кирилловой книге на листу 236, древнее указание в Панагиотове слове — тремя перстами полагать на себе крестное знамение; также оставляю и прочия древния указания о сложении трех первых перстов, как то: от жития Александра Ошевенскаго и прочих; но вопрошаю: почему вы, из указанных мною выше в старопечатных книгах перстосложений, избрали теперь вами употребляемое, а не избрали указанное в так называемом слове Максима грека, или в древнейших пред Иосифовскими книгах, например Великом Катихизисе?

Старообрядец ответил: мы потому избрали употребляемое теперь перстосложение, что находим его более правильным и полным.

Я сказал: Действительно ли вы избрали более правильное перстосложение, или нет, теперь разсматривать это я не буду, потому что у нас не о том идет речь. Я только замечу вам на ваши слова: значить вы не безусловно и не без разсмотрения покоряетесь старопечатным книгам, или, не безусловно следуя этим книгам, употребляете именно те обряды, которые признаете древнейшими, но разсматриваете их и избираете из них те, которые мнятся вам быть лучшими, или справедливейшими, так что если и знаете из старопечатных же книг, или из других источников, что в более глубокой древности употреблялось другое перстосложение, которое однакоже вам не нравится, вы это старое обходите, а приемлете и содержите младшее, которое, по своему разсуждению, почитаете более правильным. Итак, вы не то перстосложение избрали, которое старее, по указанию даже старопечатных книг, но избрали и содержите то, которое вам понравилось, или, лучше, к которому вы привыкли. Таким образом по самому перстосложению, почитаемому у вас главнейшим из обрядов (а некоторыми и догматом), справедливо ли вас именовать старообрядцами? Нет, — справедливее вас можно именовать самоизбирателями обрядов.

Перейдем теперь к разсмотрнию другаго, тоже весьма уважаемаго вами, обряда: я разумею положение седмипоклоннаго начала: Боже милостив,— три поклона, Достойно есть, — поклон, Слава, — поклон, И ныне,— поклон, Господи помилуй дважды, Господи благослови, — поклон и малый отпуст. Православных, не употребляющих сего начала, старообрядцы, как нам известно, не хотят именовать и христианами, — говорят: какие они христиане, и что у них добраго, когда они не умеют и начала положить! Или: у них в церкви нет ни начала, ни конца! — Первое упоминание о седмипоклонном начале, употребляемом в монастырях, находим в Большом Уставе, напечатанном при патриархе Иоасафе в лето 7149. Потом о употреблении сего начала и мирянами напечатано при патриархе Иосифе в Псалтырях, учебной и со возследованием. Но древнее того времени, в уставах, напечатанных при патриархах Гермогене и Филарете, повелевается, войдя в церковь и выходя из церкви, только три поклона полагати, а не седмь[ 2 ]. Почему же вы не содержите обряд входа в церковь, существовавший при патриархах Гермогене и Филарете, а содержите обряд позднейший, возникший последи, и даже за содержание древнейшаго обряда входа в церковь тяжко укоряете православных, не хотите называть их и христианами?

Старообрядец ответил: позднейший обряд входа в церковь полнее и правильнее, потому мы его и содержим.

Я заметил: Значит и сим обрядом показуется, что вы содержите не то, что стареe по указанию старопечатных книг, но избираете хотя и позднейшее, но такое, что вам нравится. Таким образом и употребление седмипоклоннаго начала, которым вы так дорожите, не дает вам права называться старообрядцами.

Я продолжал: Приведу вам и еще несколько подобных примеров. В великий день святой Пасхи и во всю светлую седмицу церковная служба украшается стихом: Христос воскресе. В православных церквах его поют сице: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Старообрядцы все, кроме конца стихир Пасхи, поют его сице: Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи, и гробным живот дарова. Сей священный стих в Триодях, напечатанных при патриархе Иове, положено петь во всей утрени и вечерни, и во всей службы так, как поют в церквах православных; а в некоторых Триодях и Уставах позднейших он напечатан разнообразно[ 3 ], и между прочим так, как его поют старообрядцы. Принявши в употребление позднее напечатанное чтение пасхальнаго стиха и отвергнув напечатанное ранее, во времена патриарха Иова, вы опять не соблюли уважения к древнему обряду. И еще в тех же Триодях, напечатанных при патриархе Иове, на Троицкой вечерни повелевается молитвы священнику читать от алтаря, то-есть к людях лицом, и людям послушати преклонив колена. А в некоторых, последи напечатанных Тридях и Уставах, поведывается на Троицкой вечерни священнику читать молитвы во алтарь лицом, и людям послушати преклонив главы на землю. Вы сей последний, позднейше напечатанный, устав содержите, а древнейший, при патриархе Иове существовавшей, оставили. И если бы такое изследование по старопечатным книгам мы захотели еще продолжать, то нашли бы, что множество древнейших песнопений, молитв, чинов и обрядов в службе литургии, чине крещения и в совершении прочих таинств, вами оставлено и поречено укоризною, а избраны молитвы, чины и обряды позднейшие. Если же это изследование перенести еще из области старопечатных книг к древлеписьменным и харатейным, по которым совершалась служба при нашиих московских чудотворцах, тогда нашлось бы и еще более древних чинов и обрядов, вами неприемлемых и порицаемых. Затем еще есть много обрядовых действий, за которыя вы стоите, но которыя даже вовсе не положены в старопечатных книгах, как например употребление печати на просфорах с изображением главы Адамовой и надписью: се Агнец Божий, вземляй грехи всего Mиpa. Есть наконец и такие обряды у вас, неизвестно откуда взятые, из-за которых вы сами между собой спорите и разделяетесь на разныя согласия, как например: кадить два раза вверх, а один поперек, и подобные. Теперь разсудите: справедливо ли себе, и одним себе, хотите вы усвоить имя «старообрядец»? — напротив, не справедливее ли вам, как самовольно избирающим облюбованные вами, хотя бы и позднейшие обряды, и из-за них отделяющимся от Св. Церкви, спорящим и делящимся между собою, именоваться, по приверженности к обрядам, которым вы усвояете иногда значение в догматов, просто обрядовцами?

Но если бы имя старообрядца и могло принадлежать вам по праву, таково ли оно по своему значению, чтобы стоило так усиленно искать его? Повторяю вам, что имя «старообрядец» еще не выражает имени человека православнаго, или сына истинной Церкви Христовой, — напротив, даже еретики могут называться этим именем. Я докажу вам это примерами. Были в древности так называемые четыренадесятники, которые праздновали праздник Пасхи в четвертый-надесять день луны перваго месяца. Они за исполнение сего обряда справедливо могут быть названы старообрядцами, потому что свой обряд празднования Пасхи приняли от начала христианства, от Апостола Иоанна Богослова и апостольских мужей, священномученика Поликарпа, и прочих [ 4 ]; но при всем этом четыренадесятники, за сопротивление Святой Церкви в содержании того обряда, от единства и сыновства церковнаго отринуты[ 5 ], и причислены к еретикам [ 6 ]. Еще: неокесарийцы укоряли Василия Великаго за прибавление новосоставленных им молитв и обрядов, — значит, были ревнителями стараго обряда, старообрядцами; но Василием Великим зато не похвалены [ 7 ]. Посему и вам не только не справедливо, но и не полезно так упорно держаться за имя «старообрядец», а лучше бы предпочесть ему имя и честь и силу единства и сыновства Святой Соборной и Апостольской Церкви, исповедуемой в Символе Веры.

[ 1 ]Великий Катихизис напечатан в лето 1135. А. Псалтыри, учебная и с возследованием, и Кириллова книга напечатаны после 718 лета.

[ 2 ] Устав напечатанный при патриархе Гермогене в лето 7118, в чине Четыредесятницы, стр. 34 и 36, и уставы, напечатанные при патриархе Филарете в лето 7141, лист 540.

[ 3 ] В одних напечатано: Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи, и сущим во гробех живот дарова (Служебники, напечатанные при патриархе Иосифе в пятое лето его патриаршества, л. 378 обор.); а в иных: Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи и гробным живот дарова (Триодь Цветная, напечатанная в шестое лето патриаршества патриарха Иосифа, л. 203).

[ 4 ]Феатрон, век вторый 136, века втораго отцы, л. 139: века втораго собор, л. 145. Барония лето Господне 167.

[ 5 ] Антиохийскаго собора правило 1.

[ 6 ] Лаодик соб. правило 7.

[ 7 ] Книга богоугодных трудов Bacилия Великаго, ч. 3, послание 204 Неокесарийцам.

Обновлено: 28.08.2019 — 23:49