Какие кресты нужно ставить на храмах, часовнях, колокольнях мт.Антоний (Храповицкий)


Православный крестъ или восьмиконечный (трехраменный), или четырехконечный, но съ одинаковыми концами; латинскій крестъ – четырехконечный, но съ удлиненнымъ нижнимъ концомъ. Уніатскій же крестъ – шестиконечный, безъ верхнихъ раменъ, т. е. безъ верхней перекладины, а со средней и ннжнею, перекошенной. Къ сожалѣнію, у насъ на Волыни чаще всего устраиваютъ такой безобразнаго вида крестъ, да притомъ нижнюю косую перекладину кладутъ навыворотъ. Чтобы правильно ее класть, надо помнить тропарь постный девятаго часа: «Посредѣ двою рабойнику, мѣрило праведное обрѣтеся крестъ Твой, овому убо низводиму во адъ тяготою хуленія: другому же легчащуся отъ прегрѣшеній къ познанію богословія, Христе Боже, слава Тебѣ». Итакъ, опущенный конецъ косой перекладины долженъ быть подъ лѣвую руку Распятаго къ безумному разбойнику, а поднятый подъ правую къ благоразумному разбойнику. Распятый Господь предлагается лицомъ къ западу, такъ что подходящіе къ церкви для вхоженія въ ея западныя (красныя) двери, видятъ крестъ въ такой формѣ, а отнюдь не въформѣ уніатскаго невѣжества. Должно замѣтить, что такой нелѣпой формы кресты пошли только въ восточныхъ бывшихъ уніатскихъ епархіяхъ, а въ Галиціи до послѣдняго времени уніаты отстаивали древній восьмиконечный или трираменный крестъ, воспрещенный папой Леономъ ХIII-мъ или Піемъ IX-мъ, но все таки еще сохраняющійся во многихъ уніатскихъ церквахъ стараніями русскихъ людей.

Если такъ дорожатъ православнымъ крестомъ отторженные силою отъ Церкви наши братья по крови, то тѣмъ болѣе должны дорожить имъ мы, церковныя чада. Посему предлагаю клиру и мірянамъ Волынской Церкви, а наипаче мастерамъ церковныхъ вещей, отнюдь не допускать уніатскихъ и латинскихъ крестовъ, а только православные и притомъ съ правильнымъ наклономъ нижней перекладины.

Архіепископъ Антоній.

«Волынскія Епархіальныя Вѣдомости». 1907. № 16.

***

Запрещеніе восьмиконечныхъ крестовъ въ католической церкви.

Польская печать извѣстнаго лагера и ея союзники могутъ смѣло тріумфовать. Долгіе годы кричали они на восьмиконечные кресты, употребляемые отъ найдавнѣйшихъ временъ, даже подъ владычествомъ польскихъ королей, въ нашихъ церквахъ и въ нашемъ обрядѣ. Римъ оказался на этотъ крикъ глухимъ, такъ какъ ему было хорошо извѣстно, что восьмиконечный крестъ есть святое знамя христіанства и какъ такое онъ не можетъ имѣть антикатолическаго характера. Впрочемъ даже въ одномъ изъ римскихъ костеловъ находится икона Богоматери со Спасителемъ, держащимъ въ руцѣ 8-конечный крестъ.

Но шовинизмъ наконецъ сломалъ и упрямство Рима и конгрегація для распространенія вѣры по восточнымъ обрядамъ издала 7 (19) мая с. г. декретъ, въ которомъ признаетъ, что хотя восьмиконечный крестъ не можетъ считаться спеціальнымъ символомъ православія, такъ какъ онъ не имѣетъ ничего общаго съ догматомъ – но въ виду особенныхъ (!) обстоятельствъ не позволяется сооружать новыхъ 8 конечныхъ крестовъ. Касательно существующихъ трираменныхъ крестовъ рѣшила пропаганда, чтобы ихъ замѣнить однораменными лишь тогда, если они уничтожены будутъ временемъ или при такихъ случайностяхъ, въ которыхъ устраненіе такихъ крестовъ не вызвало бы сенсаціи.

Roma locuta – causa finita – отзывается по тому поводу «Дзенникъ польскій», дающій своимъ сторонникамъ понять, что теперь была бы найлучшая пора тайно начать уничтожать всѣ существующіе трираменные (8 конечные) кресты, какъ это сталось нѣсколько лѣтъ тому назадъ на дорогѣ, ведущей изъ Львова въ Куликовъ.

Мы – очевидно – безсильны, чтобы сопротивляться римскому распоряженію, однако при сей случайности можемъ сказать членамъ пропаганды, что такое ея поведеніе не укрѣпитъ уніи и католичества, а напротивъ, отстранитъ отъ него тѣ народы, которые – быть можетъ – имѣли волю и охоту вступить въ слѣды галицкой Руси.

Въ послѣднее время стали въ нашемъ краѣ немного усмиряться страсти, вызванныя василіанско-іезуитскою реформою, а Римъ подливъ опять масла до тлѣющаго огня, желая якобы доказать, что онъ не обращаетъ вниманія на насъ уніатовъ, лишь руководится тѣмъ, что скажутъ органы польскихъ шовинистовъ. Съ тѣми шовинистами не вышелъ еще никто на добрую дорогу, о чомъ римская пропаганда могла и можетъ узнать изъ исторіи Польши въ XVII и XVIII столѣтіяхъ и также изъ послѣднихъ событій въ Галичинѣ.

Это запрещеніе произвело на низшія сословія русскихъ жителей во Львовѣ крайне непріятноо впечатлѣніе. Они толкуютъ себѣ, что то не римская пропаганда вѣры, а таки самъ папа запретилъ употреблять «русскіи» кресты… Само собою разумѣется, что вслѣдствіе такихъ толковъ авторитетъ римского первосвятителя упадаетъ въ очахъ тѣхъ народныхъ масъ, которыя до сихъ поръ были того мнѣнія, что глава католической церкви обнимаетъ одинаковою любовію какъ греческій, такъ и римскій обряды и не желалъ, чтобы всѣ вѣрные были римского обряда, лишь стремится чтобы всѣ были католиками.

Намъ самимъ случалось слышать во львовскихъ низшихъ сословіяхъ русского жительства сильные упреки римскому папѣ но поводу рѣшенія пропаганды вѣры въ семъ дѣлѣ, а упреки тѣ кончались обыкновенно словами: «Если бы мы были знали, что папа запретитъ намъ наши русскіе кресты – мы не дали бы на него даже одного крайцара, хотя бы священники и сто разъ къ тому взывали и по церкви жертвы на него собирали». (Нов. Проломъ).

«Литовскія Епархіальныя Вѣдомости». 1897. № 26. Отд. Неофф. С. 220.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x