Выдержки из Апостольских Постановлений — ищущий мудрость, да обрящет.

5. Не будь ветрен, не броди, не скитайся по улицам, чтобы безвременно наблюдать за живущими худо; но, занимаясь своим мастерством и делом, всячески старайся делать любезное Богу, и, вспоминая изречения Христовы, непрестанно поучайся; ибо Писание говорит тебе: «в Законе Его поучайся день и ночь, ходя в поле и сидя в доме, лежа и вставая, чтобы понимать во всём». Даже если ты и богат, не имеешь нужды в мастерстве к пропитанию, и тогда не будь бродягой и потаскушкой, но или приходи к верующим и единомысленным и занимайся с ними животворными беседами, или же,

Если не так, то, сидя дома, прочитывай Закон, книги Царств, пророков, пой песни Давыдовы, и со тщанием проходи дополнение их — Евангелие.

6. От всех книг народов удерживайся. Ибо на что тебе чужие речи, или законы, или лжепророки, когда они даже отвращают слабых от веры? Чего не достает тебе в Законе Божием, чтобы устремляться тебе к тем басням, народным? Хочешь ли ты проходить сочинения исторические? — Имеешь книги Царств. Хочешь ли проходить сочинения софистические и пиитические? — Имеешь пророков, Иова, приточника, в которых найдешь гораздо больше ума, нежели в какой бы то ни было пиитике и софистике, потому что это — вещания Господа, Единого Премудрого Бога. Желаешь ли ты сочинений лирических? — Имеешь псалмы. Древностей ли желаешь? — Имеешь Бытие. Сочинений ли о законах и заповедях желаешь? — Имеешь славный Закон Господа Бога. Итак, от всего чуждого и дьявольского воздерживайся усиленно. Но, и когда Закон читаешь, воздерживайся от того, что введено в него, и если не от всего, то от некоторого, составляющего Второзаконие, а читай это только для истории, чтобы знать тебе и славить Бога, что разрешил тебя от таких и стольких уз.

Да будет же у тебя пред очами знание, что такое закон естественный, и что такое введенное, составляющее Второзаконие, данное слившим тельца в пустыне. Закон есть то, что изрек Господь Бог прежде, нежели народ еврейский впал в идолопоклонство, то есть десятословие; а уз, которые наложены на него после того, как согрешил он, ты к себе не привлекай. Ибо Спаситель наш пришел не для другого чего-нибудь, но для того, чтобы исполнить Закон и пророков, а те узы Второзакония, узы введенного, или отменить, или изменить: почему, призывая нас, сказал: «придите все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас». Итак, ты, читая Закон, согласный с Евангелием и пророками, читай и книги Царств, чтобы знать тебе, что все цари, которые были праведны, возращены Богом, и что для них соблюдается у Него обетование жизни вечной, а цари, которые соблудили от Бога, те, по правосудию Божию, скоро погибли в отступничестве своем и лишились жизни Его, наследовав вместо упокоения вечное наказание. Читая это, ты, превозросши в вере, присоединишься ко Христу, Которого ты тело и член.

Свт. Климент Римский

Обновлено: 19.06.2019 — 01:10