В защиту купания в проруби на Святое Крещение Господне

В своих суждениях будем отталкиваться от этого правила предложенного Свт Афанасием Великим —

«Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучен от святых таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесет покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение» (Athanasius. Epistula ad Epictetum. 1, 34).

Сейчас по всюду звучит проповедь того, что купание в проруби это всего лишь благочестивая традиция, причем сугубо русская, которая совершенно не обязательна к исполнению.  Отчасти это так, но лишь от части, потому что ваше мышление толкает людей к нарушению правила, которое является архаичным каноном.

Вы говорите люди ударились в обрядоверие, считая, что купание в проруби очищает от грехов. Постараюсь объяснить откуда вязалось это поверие. Пришло оно из среды неофитов и околоцерковных людей, которые не зная церковной терминологии, а так-же пребывая в религиозном невежестве — пытаются объяснить преображенное состояние духа соединенного с горнем миром. Что же на деле происходит? Они погружаясь в Святую воду, по выходу из нее явственно чувствуют — радость, необъяснимую свободу, легкость, как буд-то их душу что-то омыло, озарило. Мы то с вами знаем, что это действие благодати, которая в праздники Господни особливо ощутима, потому, что Он есть источник ея.

Дорогие неофиты, на деле же нет никакого очищения от грехов, но есть приобщение вашей души к благодати, вы в те святые дни Освящаетесь тем более если подходите с верой. Так бывает и в храме где стоят мощи того или иного угодника Божия, твоя душа пронзается токами светлых, медоносных лучей. Это-же чувство может приходить во время чтения молитв, а в особенности Молитвы Исусовой, но означает ли это, когда вашего сердца коснулась благодать вы отчистились от всех грехов? Конечно же нет. Даже исповедь не освобождает до конца, это привилегия одного только покаяния, пути самоисправления — работы над своей душой, борьба со страстями, объявление войны собственным грехом.

Безусловоно купание в проруби традиция нашей земли, но самое купание или омовение уходит в века первохристианства, о чем собственно и свидетельствует правило Свт. Афанасия Великого, которое должно безукоризненно соблюдаться. Что-же делать, если нам очень хочется приобщиться Святыне, но нет возможности на то — панически боимся ледяной воды? Нас обуревают страхи простудиться, или мы уже болеем? Или до ближайшей проруби сущие километры? Или завтра рано вставать на работу? Тут в помощь придет практика катакомбной Церкви, которая не имея своих баптистериев, крестила детей в ванной. Идем в ванну, возжигаем свечу, читаем молитвы, кондаки, тропари празднику, если есть крест погружаем его в воду с молитвой — Во имя Отца, и Сына и Святого Духа, целуем крест. И обливаемся водой. Открою вам секрет, детей не крестят в ледяной воде, ее делают примерно той-же температуры какой бывает вода в реке Иордан, это приблезительно от +18 до +25 градусов по цельсию, если ребенок кашляет то +30. Поэтому обливание ледяной водой, является сугубо вашим личностным волеизлиянием.

Самое главное в этот Святой день не залезть в прорубь, а в обязательном порядке совершить, купание — омовение, памятуя о Крещении Господа нашего Исуса Христа. Аминь.

И еще один вопрос который всех мучает, многие стали цитировать стоглав в частности главу 41 вопрос 24, мол дескать купаться на Крещение яко-бы запрещено. Включите внимательность и прочтите о чем там речь? О совместном купании мужчин и женщин…. раньше это делали голышом, что и запрещается настоящим каноническим правилом — дабы не развращались очи, дабы блудными восхотениями не было глумлений Святой Воде. Дабы возле Святой воды не было плясок, пьянок, шутовства, и прочего беснования.

 

р.Б. Килияс

Обновлено: 21.01.2019 — 12:36