Отречение от Христа и меры взыскания за него в Свете Канонов Православной Веры

Грех отречения от веры судится не только по различию способов (которыми доведен до него грешник), но и по различию времен: ибо некоторые отпали от веры, устрашась одной угрозы, или быв уловлены ласкательством, или быв подвергнуты и пыткам, и не могши снести их жестокостей; кроме того, одни добровольно пристрастились к злочестию, опасаясь лишения имущества, а другие, по отречении от веры, сделались (увы!) гонителями благочестивых; и из сих опять одни переменили истину на заблуждение в то время, когда благочестие было только в зародыше и еще не прочно утвердилось, а между тем свирепствовало гонение и мучители подвергали нестерпимым мучениям почитающих истину; а другие в то время, когда благочестие распространилось по всей подсолнечной и украшало царей не менее, чем и носимая ими диадима [узкая, по средине расширявшаяся, шелковая, шерстяная, или льняная головная повязка, служившая украшением государей. В употребление ввел диадиму Диоклетиан; Константин Великий украсил ее одним рядом, или двумя рядами жемчугов и драгоценных камней.].

О клириках, отрекшихся от веры ради страха

О клириках, отпадших от веры ради страха опасности, 62-е правило Святых Апостол говорит: «аще кто из клира, устрашась человека иудея, или эллина, или еретика, отречется от имени Христова, да будет» совершенно «отвержен от Церкви. Аще же отречется от имени служителя Церкви, да будет извержен от клира. Аще же покается», — должен принять место мирянина.

1-е и 2-е правило Анкирского собора пресвитерам и диаконам из-за страха мучений идоложертвовавшим, но потом возобновившим подвиг веры, т.е. раскаявшимся и пред мучителями исповедавшим (веру во) Христа, — повелевает пользоваться честью и седалищем, священническое же что-либо действовать не позволяет.

А Святый Петр Александрийский в 10-м правиле говорит: оставившие собственный клир и предавшие себя опасностям из-за желания мученических венцов, но не вынесшие мук и идоложертвовавшие, хотя бы им снова пришлось возобновить подвиг и исповедать себя христианами пред мучителями, по справедливости да удостоятся одного только общения с мирянами. И неразумно поступающими показывают себя те, кои присвоивали бы себе право священнослужения, от которого добровольно испали: ибо однажды удалившемуся от клира и исповедание Христа не может, по причине испадения, снова даровать его.

Первого Собора правило 10-е говорит: если падшие и отрекшиеся от веры произведены в клир по неведению, или с ведома произведших, таковые, по дознании впоследствии, извергаются, не получив никакой пользы от рукоположения.

О мирянах, отрекшихся от веры

Мирян, которые ради только угрожения муками, или отнятием имущества, или ссылкою, поддались нечестию, 6-е правило Анкирского собора на шестилетие отлучает от Св. Таин.

Не противоречит сему определению и 3-е правило священномученика Петра Александрийского.

А 1-е его правило идоложертвовавших по испытании жесточайших мучений осуждает на трехлетие.

А 2-е его же правило тех, которые пали по претерпении только скорбей темничного заключения — осуждает на четырехлетие.

Так же относится к таковым и 4-е правило Анкирского собора, а также и 5-е; а тех, которые, сверх того, после идоложертвования пиршествовали в светлейших одеждах, наказывает строже [Ибо таковые по пр. (4) подвергаются шестилетней епитимии; чем тех, которые плакали во время пиршества и облечены были в печальную одежду, а сии — по пр. (5) трехлетней.].

А 8-е (правило) того же (собора) — дважды и трижды по присуждению идоложертвовавших отлучает от общения до седьмого года [По изданию Беверегия — отлучает на семь лет.].

А великий Григорий Нисский в 1-м (2) [По книге правил изд. Свят. рав. синодом.] правиле говорит: вынужденные жестокими муками и идоложертвовавшие подвергаются епитимии на определенное время девятилетия [По правилу 2-му Св. Григория Нисского таковым определяется наказание «по примеру согрешивших любодеянием», а сии последние по 4-му правилу того же святого отца, подвергаются девятилетней епитимии.].

7-е правило Анкирского собора тех, которые пиршествовали в капище вместе с язычниками, хотя бы они принесли и ели собственные снеди, — за то, что по видимости праздновали вместе с неверными, повелевает принимать в общение после двухлетия. Отсюда, говорят некоторые, (ясно, что) послов и пленников, пиршествующих вместе с язычниками, должно подвергать умеренной епитимии, а тех, которые делают это по пренебрежению и безразличию — более строгой.

А Великий Василий в 81-м правиле — тем, кои по испытании мучений не смогли перенести страданий и вкусили идоложертвенных снедей и поклялись клятвами языческими, — по истечении шести лет позволяет приступать к священному общению; предавшим же веру без великой нужды и прикоснувшимся к трапезе бесовской простирает запрещение до 8-го года.

Об отрекшихся от веры произвольно

Первый Вселенский Собор в 11-м и 12-м правиле, — тем, которые без какой бы то ни было необходимости отреклись от христианства в мучительство злочестивого Ликиния и потом снова показали искреннее раскаяние, — воспретил причащение таин на двенадцать лет. И хотя, говорит (11-е правило), таковые не заслуживали никакого человеколюбия; но отцы так определили, сообразуясь, как думаю, со временем и обстоятельствами, ибо тогда свирепствовало жестокое гонение на христиан.

Но не так судит Великий Василий и согласный с ним во мнении брат его Григорий Нисский. Ибо в 73-м правиле св. Василий Великий отрекшихся от Христа на всю жизнь отлучает от священного Причащения, повелевая им всегда плакать и исповедывать свой грех; а при конце жизни позволяет принимать святые Тайны с упованием и верою в Божие человеколюбие.

А великий Григорий Нисский в 1-м (2-м) правиле говорит: произвольно отрекшийся от веры в Господа нашего Иисуса Христа и присоединившийся к иудейству, или язычеству, или манихейству, или к иному какому-либо из многих видов безбожия, потом раскаявшийся, должен совершать покаяние в течение всей своей жизни: ибо таковому не дозволяет никогда во время совершения таинственной молитвы вместе с верными поклоняться Богу, но он должен и молиться наедине и быть совершенно чужд причащения Св. Таин, и (только) при наступлении смерти должен причаститься Божественных Даров; и, если паче чаяния случится ему остаться в живых, должен быть снова подвергнут тем же епитимиям на всю жизнь, не сподобляясь Св. Таин до исхода своего.

О тех, кои по отречении от веры преследовали других

А если некоторые, говорит девятое правило Анкирского Собора, столь устрашились тяжести мучений, что не только отступили от веры, но и восставали против усердствующих к вере, — принуждая их приносить жертвы идолам, или делая известным то, что они христиане, хотя они и неизвестны были за христиан, или указывая скрывающихся, — таковым, в случае их раскаяния, совершенное прощение должно быть дано по истечении полного десятилетия. Но это правило говорит не о тех, кои совершенно отступив от веры и присоединившись к нечестию явно показали себя гонителями Церкви: ибо таковые, хотя бы и истинно раскаялись, должны быть подвергнуты, если возможно, более строгим епитимиям, нежели как определяют оба прежде сказанные правила. Итак, правило не таковых разумеет здесь, а тех, кои, мысля по-православному, по страху мучений притворяются сочувствующими нечестивым.

А великий Афанасий в послании к Руфиниану говорит: те из посвященных, кто приобщился к единомышленникам Ария, кои к сему привлечены насилием, — исправляются по правилам, но от места, которое они получили по сану, не извергаются, а особенно, если они, как утверждают, не имели согласного с ними мнения, но представляли себя сообщниками их «по благоусмотрению», из опасения дабы по изгнании их вместе с благочестием не были расстроены Церкви поставлением на место их нечестивых. А те, которые не только сообщались с ними, но и оказались по силе защитниками и поборниками нечестия, — в случае раскаяния, подвергаются не таковым епитимиям, но, по лишении священства, поставляются на место мирян. Мирянам же обольщенным или претерпевшим насилие дается прощение, по предварительном исправлении по правилам, явном проклятии ими еретических мнений и обещании почитать Никейскую веру. Не я один, говорит святый Афанасий, но и собравшиеся на поместных соборах [В Эллад. в Испании и в Галлии (см. посл. св. Афанасия к Руфиниану в книге правил),] божественные отцы издали сие определение.

Об оглашенных, отрекшихся от веры

Божественные отцы не оставили без наказания и тех, кои отпали, будучи оглашенными, ибо 14-е правило 1-го Собора повелевает, чтобы таковые три года были в епитимии слушающих, и потом возвращались к прежнему чину и молились вместе с оглашенными.

Анкирского Собора правило 12-е — идоложертвовавших прежде крещения позволяет, после крещения, как омывших скверну, производить и в священство.

О тех, кои, быв принуждаемы к отречению от веры, не покорились

3-е правило Анкирского Собора тем, которые, по заповеди, повелевающей бегать, егда гонят вы (Мф. 10:23), скрывались от преследующих, но не могли совершенно убежать и были схвачены и с насилием принуждены или взять ладан в руки, или вкусить нечистых жертв, но при сем не молчали, но, как приобретшие непоколебимое убеждение (в истинности христианства), взывали, что они христиане, — таковых, как ни в чем не согрешивших, не только не удаляет от общения, но позволяет без всякого сомнения производить и в священство если безукоризненна была прежняя их жизнь, — ибо они не погрешили против венца мученического.

Так (же) о таковых определяет и священномученик Петр в 14-м правиле.

Законы гражданские

Удостоившиеся святаго крещения и снова обратившиеся к язычеству подлежат тягчайшему наказанию.

Отступившие от православной веры и сделавшиеся еретиками, или идоложертвовавшие, или давшие кому приказание идоложертвовать, — не могут ни завещать, ни дарить, ни получать что-либо ни по завещанию, ни без завещания.

Данный текст взять из Алфавитной Синтагмы Матфея Властаря

Обновлено: 18.01.2019 — 23:21