Святый Иосиф Волоцкий о Пасхалии

Некоторые говорят: нам жить семь тысяч лет, поэтому и пасхалия составлена на семь тысяч лет. Но да будет известно, что пасхалия сложена не на семь тысяч лет. Как написано в исторических книгах, от Вознесения Господа нашего Иисуса Христа до Первого Собора 318 святых отцов, который был во дни благочестивого царя Константина, пасхалии не было и празднование Пасхи не было упорядочено. Пасху праздновали в течение всего года: когда кто-нибудь хотел ее отпраздновать, он постился сорок дней и потом праздновал Пасху; это было беспорядочно и вызывало смущение.

Тогда 318 святых отцов составили многочисленные церковные правила и установления, и разделившееся на много частей церковное тело благодатью Христовой собралось воедино, и соединение в Боге пришло в мир. А чтобы не было больше никакого разделения или сомнения о вере, тогда же был рассмотрен и вопрос о Пасхе – Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. И благочестивый царь Константин и все святые отцы решили, что все и везде должны праздновать Пасху в один день, кто где будет.

Тогда святые отцы написали великий миротворный круг72 и установили пасхальный предел73; круг же этот составили на пятьсот тридцать два года. И круг этот обращается так же, как и лунный круг и солнечный круг индикта74 , и не имеет конца. Но не всякий может разобраться в этом круге, и кт`о разбирается в нем до тонкости!..

С этого круга написали плохую пасхалию до шеститысячного года. Ибо некоторые думали так: поскольку Бог Вседержитель создал весь мир за шесть дней, в седьмой же пребывал в покое, то с окончанием шестой тысячи наступит и общий конец всему. Но время пришло – и не произошло так, как они думали.

И тогда стали думать, что от Воскресения Христова до воцарения антихриста – тысяча лет, и приводили в свидетельство сказанное великим Иоанном Богословом, что зверь, то есть дьявол, будет связан тысячу лет, и изложили пасхалию до этих пор. Но и это мнение было ложным, ведь тысяча лет считается неопределенно.

Тогда появились домыслы, что седмочисленный век – это век сей, настоящий, и он будет продолжаться, пока не окончится вся седьмая тысяча; при этом изложили пасхалию до семитысячного года.

Итак, все это придумано кем-то самостоятельно: никто из святых апостолов или богоносных отцов наших и учителей и ни на каком из семи вселенских соборов этого не определял и не устанавливал, – суждение это ничем не подкреплено. Не подобает писать о том, что не засвидетельствовано святыми книгами.

Скажем еще вот о чем: пасхалию писали на разные сроки, но все исходили из миротворного круга. Потом святые отцы узаконили и установили святцы на весь год; тогда была разведена граница, и написаны в ней святцы, и это назвали «скара»75. Было придумано множество премудростей и написано множество кругов и рук. Однако начало всему этому – миротворный круг. Если бы пасхалия была сложена святыми отцами на семь тысяч лет, то в семитысячном году миротворный круг окончился бы. Но семитысячный год пришелся на восемьдесят четвертый год нынешнего миротворного круга.

И довольно об этом.

 

[1] Слово Восьмое, книга Просветитель

Updated: 03.07.2018 — 19:21

1 Comment

Add a Comment
  1. Из этого следует, что на Вселенском Соборе был составлен Великий Миротворный круг, а не Пасхалия.

    Свт. Иосиф Волоцкий пишет — Было придумано множество премудростей и написано множество кругов и рук.

    Стало быть враги церковные наверняка могли составить — свою фейковую пасхалию? Где гарантия того, что та пасхалия которая дошла до наших дней подлинная, а не видоизмененная?

    Опять-же не мог ли к внедрению видоизмененной Пасхалии, приложить руку Никон, который так усердно переписывал старые книги?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проект создан 3 октября 2007г. как обличительно аналитический ресурс - Стой за Веру до Венца! Стой за Правду до Конца! Ὀρθοδοξία ἢ θάνατος! Frontier Theme
Перейти к верхней панели