Старец Епифаний (Чернов) – Евангельское слово о пастырях ложных

В Церкви Божией над словесным стадом Христовым поставлены пастыри или духовные пастухи, дабы не
только самим идти, но одновременно все духовное стадо с собою вести путем истины Христовой. Об этом нам
вещает голос первоверховного апостола Петра: “Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий
Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться. Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не
принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием
Божиим, но подавая пример стаду, – и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядаемый венец славы” (1
Петр. 5, 1-4).
И как бы продолжая эту речь, первоверховный святой апостол Павел, в обращении к Церкви Вселенской
говорит: “… Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями пасти Церковь
Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею” (Деян. 20:28).
Высоко стоят пастыри. Они, возвышаясь над паствою, стоят на страже Христовой истины. Поэтому и
святые апостолы увещевают пасомых: “Также и младшие, повинуйтесь пастырям; Все же, подчиняясь друг другу,
облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (1Пет. 5:5).
“Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет
…” (Евр. 13:17).
Все сказано об истинных пастырях, о тех, кто жизнь свою не щадят за спасение вверенного им стада:
“Пастырь добрый душу свою полагает за овцы !” (Ин. 10:11).
Пасомые подчиняются пастырям, – таков закон Христов. Но однако и сами они, несмотря на все уважение
к пастырям и на подчиненность им, несмотря на общую Евангельскую заповедь: “не судите !”, пасомым Самим
Господом вменяется в нравственную обязанность крайняя духовная бдительность и рассудительность даже в
отношении самих пастырей: по истинному пути они сами идут и все стадо словесное за собой ведут?
Об этой крайней осторожности и смиренной духовной рассудительности говорит святой апостол Павел:
“Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы.
Итак не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия” (Еф. 5:15-17).
Заповедано: “Не судите”, но одновременно с этим добавлено “не будьте (и) нерассудительны”. Не
осуждайте ближнего, а в нашем случае – старшего, за его слабости, ошибки, погрешности и грехи, – но о самом
ошибочном пути, не осуждая, рассудите. Дабы и вам не принять за истину – ложное, так как это ложное может
касаться самых основ жизни духовной: “Ибо я знаю, – говорит Божественный апостол, прощаясь с Церковью
земною, – что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих (это говорится
пастырям) восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему
бодрствуйте!..” (Деян. 20:29-31).
Вот для такого бодрствования и нужна духовная смиренномудрая рассудительность, дабы “превратное”,
т.е. ошибочное, неистинное понимание не признать за истинное. И тем более это опасно, когда не простые
рядовые верующие ошибаются, а сами руководящие пастыри, долженствующие быть в Церкви блюстителями
истины. Однако, как нет человека без греха, так нет и пастыря без слабостей, без ошибок. Но не о таких ошибках
здесь идет речь, а о глубоких искажениях Духа Церкви и духа пастырствования, которые разрушают слово
учения Христова и путь святой истины.
Когда Господь говорит: “Не судите, да не судимы будете” (Мф. 7:1), Он здесь же, в той самой беседе,
заповедует нам осмотрительность в отношении истинности пастыря: “Берегитесь лжепророков (лжепастырей),
которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их !” (Мф. 7:15-
Кому же сказаны эти слова? Кто может распознать ложного пастыря, “волка хищного”? Это – сами
пасомые ! Значит, словесному стаду даны и способность и право рассудить о пастыре: истинный он или нет,
истинным ли путем сам идет и увлекает за собою паству Христову? Ибо, если у пасомых не было бы права ни
способности распознавать пастыря, то Господь бы не сказал Своей Церкви: “по плодам их узнаете их”.
Следовательно, рассуждение о пастыре законно ! Незаконно осуждение, т.е. превозношение над пастырем,
допустившим нечто ошибочное. “Суди дело, суди грех, но не человека”, – поучают святые Отцы.
Неоднократно Спаситель повторяет Свое предостережение, произнося слово:
“Берегитесь!” (Мф. 7,15,16,6,24,4; Мк. 13:23; Лк. 21:8 и проч.) и этим подчеркивает, что верующим дана
и способность к определению опасности и средства самозащиты: “Берегитесь лжепророков (лжепастырей) … По
плодам их узнаете их” (Мф. 7:15), а не по одежде, не по внешности. “Берегитесь закваски фарисейской и
саддукейской” (Мф. 16:6). “Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим и
будут говорить: “я – Христос” и многих прельстят” (Мф. 24:4-5). “Вы же берегитесь, вот, Я наперед сказал вам
все” (Мк. 13:23). “Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь !..” (Лк. 21:36). “Смотрите, бодрствуйте,
молитесь !.. Итак бодрствуйте !.. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте !” (Мк. 13,33,35,37).
Но ведь ложные приходят, как и истинные, внешне в пастырском достоинстве: “одеждах овечих”, “под
именем Христовым”. Потому-то и сказано о ложных: “Берегитесь, берегитесь” их !
1
В этом же смысле и с тою же целью предупреждает о ложных пастырях и святой апостол Петр, говоря:
“Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь
искупившего их Господа,, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату (искажению
истины), и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми
словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет” (2Пет. 2:1-3).
И все это сказано пасомым по отношению к пастырям. Это – предупреждение на все времена и для всех
отклонений, называемых общим именем “ереси”, т.е. отделения. Но смысл слов Первоверховного в том, что
паства обязана иметь духовное рассуждение об истинности пастырей.
Вот и второй из Первоверховных, Божественный Павел, предупреждает паству даже о ложных
апостолах: “Таковые лжеапостолы, – пишет он, – лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых. И не
удивительно: потому что сам Сатана принимает вид Ангела света. А потому не великое дело, если и служители
его принимают вид служителей правды” (2Кор. 11:13-15).
Ведь это сказано опять таки пастве, дабы христиане различали истинных и ложных пастырей. Были (или
только слыли) апостолами, а стали лжеапостолами. Были некоторые пастырями, а, уклонившись от истины, стали
лжепастырями. Следовательно, рассуждение об истинности пастырей – вполне законно. Законно – рассуждение,
но незаконно – нравственное их осуждение. И рассуждение это имеет целью только самозащиту паствы против
лжепастырей. Поэтому Божественный апостол, имея ввиду огромную опасность руководимых, когда они
безрассудно идут за ложным пастырем, прибегает к сильным выражениям:
“Берегитесь псов, берегитесь злых делателей !” (Флп. 3:2).
Значит цель всех приводимых выше предупреждений сводится к заповеди: “Берегитесь!”
Вот и святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, обращаясь ко всем верующим, пишет:
“Возлюбленные ! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много появилось
лжепророков в мире” (1Ин. 4:1).
Здесь уже более определенно выражено Евангельское наставление ко всем в Церкви: не доверять
каждому “руководящему”, не доверять даже и тем, кто имеет как будто “права” пастыря, “ибо много лжепророков
появилось в мире”, – пишет в первом веке святой апостол, а тем более их появляется в наше время, – поэтому “не
всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они?”. Сказано: “испытывайте”, но, одновременно, и “не
судите”. Обе эти заповеди не противоречат друг другу. Ибо “испытывать” это значит “рассудить, исследовать,
изучить, проверить опытом. И если окажется, что пастырь уклоняется от “пути истины” (2Пет. 2:2), то, не
осуждая его как человека, поступить по отношению к нему по слову Евангельскому. При сознании испытующих
своей личной немощи и удобоподвижности к заблуждениям, доброжелательство к заблуждающемуся, если он
покажет исправление, сохраняется. Но если он останется неисправим: “скажи Церкви, а если и Церковь не
послушает, то да будет тебе, как язычник и мытарь” (Мф. 18:17), т.е. не имей с ним никакого общения.
Заповедь “не судите” во внутреннем благожелательстве к уклонившемуся от истины сохраняется, но
заповедь о духовном рассуждении и любви ко святой истине кладет предел к личному общению с упорствующим
в заблуждении.
Об этой возрастающей строгости по отношению к упорствующим в заблуждении предельно ясно говорит
все тот же святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: “Кто приходит к вам и не приносит сего учения (учения
Святой Церкви), того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых
делах его” (2Ин. 1:1,10,11).
Конечно, не по недостатку любви Христовой пишет эти строгие слова тот, кто по исключительному праву
носит имя “Апостола любви”. И, само собою разумеется, что в этих словах нет нарушения заповеди о
неосуждении ближнего. Ибо эта заповедь должна сочетаться в неразрывное целое с заповедью: “не всякому духу
верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они” !?
И вот при сохранении заповеди о неосуждении и при соблюдении заповеди о рассужении, в истинном ли
духе действует пастырь, – во имя любви ко святой истине, к великому единству Церкви, иногда прекращается
общение с ложным пастырем. И, однако, в такой строгости действует все та же любовь Христова. Ибо
прекращение общения, с одной стороны, оберегает истину, а с другой, обличает заблуждение уклонившегося и
призывает его к исправлению, к покаянию.
Точно так же говорит и другой апостол Христов, святой апостол Павел: “Завещаем вам, братия, именем
Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое
приняли от нас” (Фесс. 3,6).
Не от своего имени, а от имени Господа нашего Иисуса Христа повелевает святой апостол “удалиться от
всякого брата, поступающего не по преданию”, не по закону Церкви, писанному и неписанному, но
сохраняемому в виде предания Святой Церкви, т.е. закона, но не записанного, а передаваемого из уст в уста.
Но, может быть, иной лжепастырь, нарушая закон, будет себя оправдывать тем, что “я, мол, не “брат”, я –
“отец”, поэтому ко мне слова апостола не имеют отношения. Даже если я поступаю “бесчинно”, не по закону
Церкви, это не ваше дело. Вы пасомые. Вы не имеете права “удаляться” от меня, прекращать со мною общение.
Ибо я – пастырь, а вы – овцы ! И я отвечаю за вас, а не вы за меня … Почему бежите от меня ?..”
На подобного рода утверждения лжепастырей следует прежде всего заметить, что святой апостол
называет “братьями” всех без различия, поскольку имеет основание в словах Христа Спасителя, который говорит:
2
“А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель – Христос, все же вы – братия; и отцом себе не
называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах…” (Мф. 23:8-9).
Поэтому и сказанное о “брате” нарушающем закон Церкви, имеет непосредственное отношение к
пастырю-нарушителю. И даже имеет отношение не в меньшей, в несравненно в большей степени, ибо “от
всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут” (Лк. 12:48).
Уклонение паствы от пастыря, уклонившегося от закона пастырского служения, – вполне законно, как
обоснованное на Евангельском слове. И не только законно, но является даже нравственной обязанностью паствы.
Паства не осуждает, ибо сказано: “не судите !”. Паства прощает, если это не превышает ее возможности, ибо
сказано Спасителем: “если не будете прощать, то Отец наш Небесный не простит вам согрешений ваших” (Мф. 6,
15). Но и при не осуждении и при прощении паства сторонится пастыря, уклонившегося от закона Евангельского.
Ибо Евангельский закон повелевает это сделать (2. Фесс. 3,6), как было указано выше. И такое уклонение или
отход паствы от пастыря, уклонившегося от “пути истины”, может даже не иметь явно выраженной
формулировки: вот, мол, на каком основании мы удаляемся от тебя… Ибо Господь Иисус Христос заповедует не
то, что не идти за таковым, но и “бежать” от него, – как это и изъяснено Спасителем в притче о пастыре добром и
лжепастырях, которых Он называет – наемниками, ворами, убийцами.
О том, как истинный пастырь входит во двор овчий и как проникает туда ложный, об этом говорит
Спаситель Христос: “Аминь, аминь, глаголю вам: не входяй во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и
разбойник: а входяй Дверьми, пастырь есть овцам…” (Ин. 10:1-2).
Сам Господь поясняет: входящий в истинную Церковь, в подлинное священство с ней, только Он Сам,
Вседеятельный Спаситель и Господь: “Аз есмь дверь !” (Ин. 10:9 и 7).
Нельзя истинно войти в церковь Христову, иначе как только Им Самим. А кто проник помимо Его, тот
воровски перелез через ограду, а не вошел этой единственной Дверью. Поэтому входить пастырем во Христе во
двор овчий иначе нельзя как хождением “жизнью во Христе” или, иными словами, как он Сам изрек: “Никтоже
может приити ко Мне, аще не Отец, пославший Мя, привлечет его … Есть писано во пророцех: и будут вси
научени Богом” (Ин. 6:44-45).
Нельзя во Христе пастырствовать в Церкви, не войдя в Нее “Дверью” Христом. И такое вхождение и
хождение во “дворе овчем” есть, увы, не только редкий, но и редчайший отличительный признак истинного
пастырствования. Поэтому и сказано Господом: “Входяй Дверми, пастырь есть овцам. Сему дверник отверзает, и
овцы глас его слышат, и своя овцы глашает по имени… И егда своя овцы ижденет (выведет), пред ними ходит
(идет): и овцы по нем идут, яко ведят глас его…” (Ин. 10:2-4).
Но если пастырь действует не “во Христе”, не в духе Евангелия Христова, то, прежде всего, он не
истинной “Дверью” вошел во двор овчий. И он неминуемо покажет, что он – ложный, что он – лжепастырь, что он
– “вор и разбойник” (Ин. 10:1), потому что похитил то, что ему по праву не принадлежит. “Вор приходит только
для того, чтобы украсть, убить, погубить” (Ин. 10:10) … И каждый лжепастырь духовно убивает тех, кто
безрассудно за ним следует. Да он и не может не “убивать” и не “губить”, потому что в нем нет подлинной жизни
во Христе… И некто изрек страшное слово: “редкие пастыри в наше время спасают-ся!” (И. Зл.).
Истинные овцы стада Христова чувствуют сердцем, что слово из уст их пастыря, не его личное слово, а
слово Христа Спасителя. Они слышат в голосе пастыря голос Христов. И поэтому “овцы по Нем идут, яко ведят
глас его” (Ин. 10:4).
Пастыря же ложного, не ходящего “во Христе”, уклоняющегося от Евангельского пути, Сам Господь
Иисус Христос именует “чужим голосом” незнакомым для слуха овец его стада… И как же поступают
истинствующие овцы когда услышат из уст “пастыря” совсем “чужой” голос? Господь говорит: “По чуждем же
не иидут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа” (за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не
знают чужого голоса) (Ин. 10:5).
Следовательно, вполне законно и Евангельски обоснованно выступают овцы словесного стада Христова,
когда, услышав в “голосе” пастыря “чужое”, – будет ли это слово учения или поведения, – сперва “по чуждем не
идут”, а потом и бегут, “бежат от него”.
Итак, лествица духовного рассуждения о ложных пастырях и правильного отношения к ним на основании
Евангельского учения может быть выражена в следующих кратких словах: “Не судите” (Мф. 7:1), но “рассудите”
(1Кор. 10:15) !
“Не судите” пастыря легкомысленно, поспешно, легковерно, быть может, он еще не лжепастырь…
“Не судите”, но, однако, Писание говорит: “Не будьте нерассудительны !” (Еф. 5:17). Не будьте
безразличны к добру и злу.
“Не судите”, не осуждайте, “поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые.., потому что дни
лукавы” (Еф. 5:15-16).
“Не судите”, но, однако, “не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия” (Еф. 5:17). А
“рассудительность” или “мудрость” состоит в том, чтобы всегда исходить из “воли Божией”.
“Не судите”, но Господни слова: “Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби” (Мф. 10:16). Мудрость
имейте змеиную, а чистоту голубиную.
“Не судите”, говорит Господь, но через несколько слов Он предупреждает: “Берегитесь лжепророков
(лжепастырей), которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные…” (Мф. 7:15). Страшное
слово: под видом “пастырей” войдут в стадо Христово – “хищные волки” !
3
“Не судите” по внешности, но по делам, – “по плодам их узнаете их” (Мф. 7:16). Ибо дела говорят яснее,
чем слова.
“Не судите” … Ведь сам Господь нам говорит: “Горе вам… лицемеры, что оставили важнейшее в законе:
суд (рассудительность), милость и веру” (Мф. 23:23; Лк. 11:42).
“Не судите”, а если судите, говорит Господь, то “судите судом праведным” – и поясняет: “не судите по
наружности” (Ин. 7:24). Нельзя судить об истинности или ложности пастыря по лицу, по одежде, по
наружности.
“Не судите” … Вот апостол Христов предупреждает: “Были и лжепророки в народе, как и у вас будут
лжеучители (лжепастыри) (2Пет. 2:1). И это пророчество сбылось и сбывается на каждом шагу … И апостол
продолжает: “суд им давно готов, и погибель их не дремлет” (2Пет. 2:3).
“Не судите” … “Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много
лжепророков появилось в мире” (1Ин. 4:1). Это говорит св. апостол и Евангелист Иоанн Богослов и к
сказанному выше, он поясняет, что “это дух антихриста” (1Ин. 4:3).
“Не судите”, но “рассудите” … “Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас
блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по
отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут
говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь
непрестанно со слезами учил каждого из вас (Деян. 20:28-31). “Кто приходит к вам и не приносит сего учения
(учения Святой Церкви), того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в
злых делах его” (2Ин. 1:1,10,11).
“Не судите”. Говорит Христос: “Аминь, аминь глаголю вам: не входяй Дверьми во двор овчий, но прелазя
инуде, той тать есть и разбойник …” (Ин. 10:1). И поясняет: “Аз есмь дверь !” (Ин. 10:9 и 7).
“Не судите, но “Рассудите”; “Входяй дверьми, пастырь есть овцам. Сему дверник отверзает, и овцы глас
его слышат, и своя овцы глашает по имени … и егда своя овцы ижденет, пред ними ходит …” (10, 2-4).
“Не судите”, а “рассудите”: “По чуждем же не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа” (Иоан.
10, 5) … О пастырях судят по их “голосу”. И если голоса их “чужие”, то это те, кого Господь Иисус Христос и Его
святые апостолы назвали “волками хищными”, “волками лютыми, не щадящими стада”.
“Не судите”, если можно, “простите” (1Ин. 5:16), но сами “бегите” от них (Ин. 10:57).
(Документ катакомбной Церкви в подсоветской России, 1959 год).

Обновлено: 20.02.2019 — 16:59