В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?

(Мк. 14:12; Лк. 22:7-9). Этот стих Матфея и параллели дали повод к возникновению огромной литературы. Появилось немало статей и сочинений о «последней пасхальной вечери Христа» и на русском языке (прот. Горского, Хвольсона, Глубоковского, Троицкого и др.). Но результаты до сих пор были неудовлетворительны. «Рассматриваемый предмет, — писал проф. Глубоковский в 1893 году, — доселе остается тяжелым научным крестом, надписи которого не нашли себе даже и приблизительного дешифрирования». As the question at presents stands, писал английский ученый Сэндей через тринадцать лет после того, в 1906 году, we сап only ignorance (при настоящем состоянии этого вопроса, мы можем признаться только в своем неведении). При таких обстоятельствах нам остается изложить только то, что представляется наиболее вероятным.

Евангелисты Матфей и Марк говорят, что ученики подошли к Иисусу Христу с вопросом, где Он велел им приготовить Пасху, в первый день опресноков. Но, говорили, Пасха и день опресноков были два различных праздника. Пасха совершалась по закону с 14 на 15 число нисана, ночью, не далее 12 часов. Затем наступал 15-го праздник, продолжавшийся семь дней, до 21 нисана, который назывался праздником опресноков. Так как, по прямому смыслу показаний Матфея и Марка, ученики подошли к Иисусу Христу в тот день, когда начался праздник опресноков, то это значит, что тайная вечеря, когда было и потребление пасхального агнца, была позже установленного в законе времени, т.е. не с 14 на 15, а с 15 на 16. Это возражение опровергнуть сравнительно легко. Не подлежит сомнению, что день заклания и вкушения пасхального агнца был в законе точно определен (Исх. 12:1-б; Чис. 9:3226), а отступления от закона, когда день Пасхи (14 нисана) падал на субботу, доказать нелегко. Таким образом, возможно установить, что Христос со Своими учениками совершил Пасху в определенное в законе время, т.е. с 14 на 15 нисана. Но что тогда будут означать выражения Матфея и Марка (почти одинаковый) «в первый день опресночный?» Каким образом можно было говорить, что в это время «закалали Пасху», т.е. пасхального агнца? Какой день недели разуметь под «первым днем опресноков?» Вот самые трудные вопросы. На них можно ответить, что попытки доказать (Хвольсон), что под «первым днем опресноков» никогда не разумелась у евреев самая Пасха, с самого времени ее учреждения до настоящего времени, следует считать ошибочными. Но если бы тут и не было ошибки, то и тогда возможно было бы признать, что Матфей и Марк выражаются здесь народным языком, который считал Пасху днем опресноков, и наоборот. Это вполне подтверждается Лукой (22:7), который говорит, что в день опресноков «надлежало закалать пасхального агнца», ближе всего подходя в данном случае к показанию Марка (14:12). При таком толковании нет надобности принимать, что праздник Пасхи праздновался не семь, а восемь дней и что время с вечера 13 на 14 также называлось праздником опресноков, хотя это именно и утверждает Иосиф Флавий (Древн. 2:15,1).

Вопрос о том, в какой день была пасхальная вечеря, решается несомненным фактом, что Христос умер в пятницу вечером и в следующую субботу (день покоя) находился во гробе. Поэтому правильно толкование Златоуста, что «первым днем опресночным евангелист называет день, предшествовавший празднику опресноков, так как иудеи всегда имели обыкновение считать день с вечера. Евангелист упоминает о том дне, в который вечером должно было закалать пасхального агнца, так как ученики приступили к Иисусу в пятый день недели». Но с мнением Феофилакта нельзя вполне согласиться: «так я думаю, что первым опресночным днем евангелист называет день опресночный. Есть Пасху им надлежало, собственно, в пятницу вечером: она-то и называлась днем опресночным; но Господь посылает учеников Своих в четверток, который называется у евангелистов первым днем опресночным потому, что предшествовал пятнице, — в вечер каковой и ели обыкновенно опресноки». Что же касается противоречия, на которое указывает Иоанн (18:28), что иудеи не хотели войти к Пилату в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть Пасху, то это объясняют тем, что под Пасхой разумеется здесь не самый день Пасхи, а продолжение его, вкушение праздничных жертв (хагига) и проч., для участия в чем также требовалось избегать осквернения, как и для вкушения Пасхи. Правда Сэндей утверждает, что как ни привлекательно это мнение, оно должно быть оставлено ввиду недостатка доказательств. Но это мнение — в настоящее время единственное, на котором можно обосноваться при хронологическом распределении последних дней жизни Христа. Мнение, что Христос совершил Пасху не 14 нисана вечером, а с 13 на 14, высказываемое и нашими богословами (см. напр., Прав. Догм. Богосл. Митр. Макария, т. 2, с. 376, 1868 г. и друг.), следует считать сомнительным. «Немыслимо, чтобы священники допустили к жертвеннику жертву, не вовремя принесенную, как невозможно, чтобы наш священник в угождение кому-либо отслужил пасхальную литургию накануне Рождества (Хвольсон)». Впрочем, мнение, что Пасха совершена была с 13 на 14 нисана в настоящее время следует считать общепризнанным и распространенным.

А. П. Лопухин. Толковая Библия. Евангелие от Матфея

Вообще странно, что все они в упор не замечают повеление Божие — пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; (исх. 12:1-13) да и сами традиции велели выбрасывать хамец на кануне первого дня песаха. Далее говорится — Семь дней ешьте пресный хлеб;  с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших (исх. 12:1-13) Но ведь пресный хлеб начинают есть со дня прохождения? Да и квасное выкидывают на кануне, а не во время дня прохождения. Вот и получается, прохождение + опресноки, получается восемь дней…

Песах длился один день только в том самый момент, когда иудеи были в плену египетском, когда Бог дал повеление, помазать косяки кровию, дабы не подвергнуться язи? Но когда были изведены из плена, стали праздновать восемь дней исполняя повеление. Тут есть одно большое но, первый день песаха пол дня, и последний день песаха пол дня, по всей видимости, если округлить получается, семь дней. Из-за особенности устройства иудейских суток, которые начинаются в шесть вечера, и в это-же время заканчиваются.

К чему мы об этом говорим? А к тому, что в те года когда Православная Пасха согласно таблице выпадает на песах, ее следует переносить празднуя в первое воскресение после песаха. Все это нужно, для буквального соблюдения апостольского канона, исключающего совместное празднование.


Вот такой ужас я прочитал на старообрядческом сайте (цитата ниже), к сожалению этого мнения держатся и новообрядцы.

Итак, православная пасхалия удовлетворяет — и всегда будет удовлетворять — двум апостольским основным правилам о Пасхе и одному дополнительному (третьему) правилу. Что касается последнего дополнительного правила — четвертого — то в силу чисто астрономических соображений в наши дни его уже НЕВОЗМОЖНО удовлетворить, не нарушая апостольских правил о Пасхе. Ничего страшного в этом нет. Более того, этот вопрос уже подробно обсуждался в Православной церкви во времена Матфея Властаря и была признана необязательность точного выполнения четвертого правила.

Источник

Оказывается, четвертый пункт один из самых важных — переданный самими апостолами, по вашему модернистскому разумению можно нарушать? Мол нет ничего страшного если происходят такие накладки… только вот эта поганая демагогия, не подкреплена ссылками на святых отец…. Где это Святые Отцы дозволяют нарушать четвертый пункт?

Обновлено: 18.04.2018 — 14:56

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проект создан 3 октября 2007г. как обличительно аналитический ресурс - Стой за Веру до Венца! Стой за Правду до Конца! Ὀρθοδοξία ἢ θάνατος! Frontier Theme
Перейти к верхней панели