Старец Савва Афонский о Паисии Святогорце, письмо ко о Никодиму Афонскому.

Дорогой отец Никодим, благослови!
    Во время твоего посещения нашей келлии несколько дней тому назад ты снова повторил свои неправославные догматические высказывания, что мы находимся вне Церкви, ибо не поминаем патриарха Димитрия. Ты сделал также и некоторые другие высказывания, ради которых мы чувствуем себя вынужденными написать настоящее письмо для твоего полнейшего наставления, после того как доказательства и опровержения, которые мы предложили тебе во время нашего разговора, нарушили твой душевный мир и привели тебя в гнев.
В книге «Достопамятные сказания отцов-пустынников» пишется, что когда авву Агафона спросили о том, гордец, блудник и еретик ли он, он ответил положительно на два первых вопроса, ибо сие было полезно для его души, но не согласился с тем, что он еретик, ибо ересь является отпадением от Бога (1).
  По-твоему, (и согласно всем святогорским монастырям, кроме Есфигмена, скита Св. пророка Илии (2) и множества отцов-зилотов), мы заблуждаемся и являемся раскольниками. Трудно тебе признать, что Константинопольская патриархия проповедует ересь, ибо тогда тебе следует признать, что состоять в общении с этими волками, а не пастырями является достойным осуждения, или же следует тебе перестать идти вслед за ними, согласно заповеданному всеми святыми отцами и церковными соборами.

Ты пытаешься оправдать Фанар, но их собственные слова и деяния показывают, что ты заблуждаешься. Напрасно ты приводишь мнение отца Паисия (3) и некоторых других, которые проявляют снисходительность к настоящему положению и делают уступки, говоря, что они поступают так «по икономии», но когда придет сему время (когда якобы Димитрий, как он сказал, войдет в полное общение с папой), вы отделитесь от всего, что нарушает учение святых отцов и церковных соборов. Вы глубоко заблуждаетесь.
Что касается увещеваний некоторых, на которые ты ссылаешься, – либо старца Паисия, либо твоего соседа о. Исаака, либо чьих то других, которые утверждают, что Димитрий «правильно преподает слово истины», разве можно тебе ожидать, что мы примем их как богоугодные, когда они совершенно противоположны православному учению? И как только предается истина, не является ли более уместным назвать сие беззаконием, нежели икономией, отступлением, приспособлением или снисхождением? Ты настаиваешь на своей позиции, ибо старец Паисий сказал, что «Димитрия подвели его епископы, и он совершает то, чего не желает» и что «если мы перестанем поминать патриарха, то окажемся вне Церкви» и еще многое другое, к чему могут быть отнесены слова свят. Иоанна Златоуста: «Все их слова безумны и являются сказками для неразумных детей!». Эти их слова являются плодом нового богословия, использованного Фанаром в печально известной Энциклике 1920 г., в которой еретики названы «нашими сонаследниками Божией благодати».
Ты приводишь слова свят. Иоанна Златоуста, что «даже кровь мученичества не смывает греха раскола», а также слова свят. Игнатия Богоносца: «Ничто среди вас да не совершается без епископа» и делаешь заключение, что когда отделяемся от своего епископа, то становимся вне Церкви.
Но святые сказали сие в то время, когда Православие процветало, и Церковь находилась в мире. Сегодня, когда ураган экуменической всеереси сметает даже избранных, имеют силу другие слова тех же святых: «Если ваш епископ — еретик бегайте, бегайте, бегайте от него, как от огня и от змия» (свят. Иоанн Златоуст). «Если твой епископ начнет проповедовать что-то, что является чуждым установлением, даже если он живет целомудренно, творит чудеса, пророчествует — да будет для тебя, как волк в овечьей шкуре, ибо он является поборником душевной погибели» (свят. Игнатий Богоносец). Если Димитрий преподавал правильно слово истины, тогда с правом можете использовать взятые от двух святых отцов цитаты; но сегодня вы переделываете святоотеческие писания по своему вкусу для оправдания своей вины, что являетесь спутниками Димитрия, Парфения Александрийского (4), Иакова Американского (5), Стилиана (Харкианакиса) Австралийского (6). Неужели вам не хватает стольких оснований священных церковных соборов и святых отцов? Или, наверное, вы боитесь быть изверженными из еретической синагоги? Факт, что остальные Патриархии находятся в общении с Фанаром, не является настолько важным. Важно то, кто идет по стопам святых отцов и стоит в истине. Александрийский патриарх Парфений сказал, что признает Мохаммеда апостолом, который трудился для царствия Божия, и также и другие богохульства, которые вам известны. Не нужно вам писать о ереси американского архиеп. Иакова (Кукузиса) и австралийского архиеп. Стилиана (Харкианакиса). Вы находитесь в общении с теми личностями, как будто они правильно преподают слово истины! Кто осудит Иакова (Кукузиса)? Может быть, Парфений? Или возглавляемая Варфоломеем комиссия фанариотов (7), которая уже два года «расследует» — является ли Харкианакис еретиком? Неужели не понятно, что они не желают вынести приговор?
Фанар обещал делегации из трех святогорских игуменов, что отзовет и исправит заявление патриарха Димитрия агентству «Юнайтед Пресс» о возможности для православных причащаться у латинян, что заменят Стилиана (Харкианакиса) на должности председателя Комиссии по богословскому диалогу и т. д. А исполнили ли что-то из сих обещаний до этого времени? Или вы верите, что мы не несем ответственности, и нет у нас вины, и мы можем остаться в общении с ними только потому, что старец Паисий бесстыдно утверждает, что заявления и действия Димитрия не противоречат нашему учению и не попирают истину?
    История повторяется. Св. Феодор Студит, св. Максим Исповедник и многие другие христиане, которые не следовали за иерархией, когда последняя в разные времена проповедовала ересь, все они были названы раскольниками этой же иерархией. Хотя св. Герасиму Иорданскому служил лев, хотя он был чудотворцем, но и он тоже был в заблуждении, ибо не принимал IV Вселенского собора и увлек за собой тысячи палестинских монахов, доколе не был вразумлен св. Евфимием Великим и не покаялся.
 Ты спрашиваешь меня: «Возможно ли, чтобы старец Паисий и семьдесят епископов государственной Элладской Церкви были в заблуждении?»
  Разве ты хочешь, чтобы Бог насилу привел их к Его исповеданию? В протоколах иконоборческаго собора 754 г., в царствование Копронима, читаем ужасающее восклицание 338 епископов, присутствовавших на соборе: «Да живет император! Иконы есть идолы, и следует либо уничтожить их, либо повесить настолько высоко, дабы никто не мог им поклоняться!». Трудно ли тебе поверить, что семьдесят епископов могут заблуждаться сегодня, когда, как видишь, намного больше заблудились тогда? В нынешнее время монахи ищут приобретения митр, игуменских жезлов, при этом только фиктивно исповедуя веру — т. е. показывают известное негодование, но не перестают поминать патриарха, продолжают терпеть всяческие нововведения вопреки Евангелию, внесенные Димитрием, Иаковом, Парфением и подобными им. Св. Феодор Студит однако пишет, что монашеским деланием является нетерпение и малейшего нововведения в Христово Евангелие.
    Во время богослужения в Риме Димитрий не получил от папы облатки (8), дабы избежать враждебной реакции со стороны «консерваторов». Но там, в Риме, он исповедал учение, что латиняне имеют церковные таинства и все еще исповедует его. Этого ли недостаточно? В какой век, когда была широко проповедана ересь, святые и христиане поступали как вы, те, которые продолжают поминать Димитрия? На какой прецедент в истории Церкви мы можете указать, дабы вы могли сказать, что следуете его примеру? Если бы вы были сынами святых (сиречь их подражателями и последователями), «то дела Аврамовы делали бы», как сказал евангелист (Ин. 8:39). Во времена патриарха Иоанна Века (9) святогорские отцы перестали поминать его, хотя он еще не был низвергнут соборно. И так как они оставались тверды в отстаивании святоотеческих постановлений (т. е. не вошли в общение с отступниками от православной веры), Христос им даровал мученические венцы. Что касается тех, кто сослужил с поминающими латинствующего «официального» патриарха Иоанна Векка — известно, что до сего дня тела их остаются опухшими, смердящими и неразлагающимися в назидание всем.
Вы говорите нам, что если Димитрий не исповедует все грехи, которые он сотворил, тогда он будет осужден. Таким образом вы признаете, что следуете одному человеку, который самоосуждается от своих действий. То, что он попадает под собственное проклятие (и сие в вопросах веры, а не личных грехов), означает, что он творит дела диавола. В таком случае вы сами признаете, что имеете диавола своим спутником.
     Серьезно ли говоришь, отче Никодиме, или же шутишь? Ты утверждаешь, что если Афинагор «покаялся» бы и исповедал бы грехи незадолго до смерти, то он бы спасся (10)? Покажи мне хотя бы одно святоотеческое свидетельство, которое оправдывало бы нахождение в Церкви, проповедующей ересь, как это делает «кроткий и тихий предводитель Православия Димитрий». Может ли освятить нас такое послушание иерахии, которая не преподает правильно слово истины? Если не желаете признать, что монастырь Есфигмен и такое множество иных отцов-зилотов достойны чести — согласно 15-у правилу Двукратнаго собора — тогда хотя бы замолчите и не богохульствуйте, утверждая, что они раскольники и находятся вне Церкви. Вы пренебрегаете заветом свят. Марка Евгеника Ефесскаго, который не желал, чтобы латиномыслящие даже присутствовали на его погребении.
     Сначала следует научиться, а после делать подобные высказывания. Согласно вашему ходу мыслей, свят. Марк Ефесский, св. Максим Исповедник и бесчисленные множество других, не принимающих общения с еретиками, вне Церкви!
Видишь, куда ведет ваше «новое богословие»? Кто бы подумал в то время, что святогорские отцы будут почитать как свою библию книгу о. Епифания Феодоропулоса «Две крайности» (11)? Вы советуете нам, дабы мы протестовали тем способом, который рекомендован на страницах 19 и 22 в этой книге, протестовать (по словам экуменистов) против «священных канонов, которые в нынешние времена неприложимы из-за отсутствия любви в них». Отец Епифаний также обрисовывает патриарха Афинагора как человека, который был «подвержен демонической любви» [к еретикам]. Несмотря на это он остался в общении с такими подверженными «демонической любви» личностями. Удивительная последовательность!
Мы видели подобные протесты в случае, когда представители монастыря Григориат просили записать в решение священного Кинота, что если главный секретарь будет отправлен в Австралию, то он не будет служить там. В конце концов, главный секретарь не поехал. Но о. Василий, игумен монастыря Ставроникита, презрев решение всех остальных монастырей, отправил о. Тихона «на помощь» архиеп. Стилиану (Харианакису). Когда о. Тихон вернулся, его послали на праздник келлии Белозерки. Там представитель монастыря Григориат (о. Афанасий) сослужил с о. Тихоном и остальными. В комментариях нет нужды.
        О. Епифаний (Феодоропулос) был принужден к молчанию, когда опровергли его ошибочные взгляды двадцать лет назад. Но вы, с такими же небогословскими доводами, ищете оправдание своего общения с патриархами, которые проповедуют ересь «с непокрытой головой» (т. е. принародно), которые «подвержены демонической любви» к еретикам, а одновременно преследуют истинно-православных и таким образом подражают патриарху Иоанну Векку, императору Константину Копрониму и всем подобным им. Когда вы им поете «Многая лета!» и поминаете их, все равно, что говорите им: «Вы стоите здраво в вере и вам подобает послушание, честь и поминовение». И не помогаете им уразуметь, что они идут по пути зла. Но если бы вы прекратили общение с ними, может быть, они бы почувствовали угрызения совести и стремление к истине. Ваша вина в предосудительном молчании, которое свят. Григорий Палама назвал третьим видом безбожия, которое увеличивается с каждым минувшим днем, вопреки вашим т. н. протестам.
Когда во время патриарха Иоанна Векка латиномыслящие направлялись сюда для того, чтобы насильно ввести унию с латинянами, наша Владычица, Пресвятая Дева Богородица, Хранительница Святой Горы Афон, прорекла от Своей иконы: «Идут враги Моего Сына и Мои враги!» (см. Житие 26 зографских мучеников – П. Б.).
В прошлом году, когда наследник Иоанна Векка Димитрий («предводитель Православия»!) пришел сюда, он застал Святую Гору, облаченной в черное от двухнедельных пожаров. (12) Имеющий уши да слышит глас Пресвятой Богоматери.
Дай, Боже, отыскать тебе путь доброго несогласия, как учит св. Никодим Святогорец в толковании на 14-е послание св. ап. Павла, говоря: «Если он (игумен или епископ) исповедает зловерие, т. е. веру в еретические или богохульные учения, бегайте от него, даже если он есть ангел с небес».
старец Савва, недостойный, но православный монах

Келия Свят. Николая, Капсала, 13 августа 1991 г.


Не путайте с Лавриотом

 

Обновлено: 21.01.2018 — 23:38
Проект создан 3 октября 2007г. как обличительно аналитический ресурс - Стой за Веру до Венца! Стой за Правду до Конца! Ὀρθοδοξία ἢ θάνατος! Frontier Theme
Перейти к верхней панели