Прогрешение нравственное и прогрешение против веры и разное отношение к ним христианина и Церкви

 Архимандрит Серафим (АЛЕКСИЕВ)

Непогрешительное осуждение. Разница между нравственными немощами и прегрешениями против веры

.

Непогрешительное осуждение

.

Разница между нравственными немощами и прегрешениями против веры

.

В древних повествованиях читаем: один отшельник увидел некоего брата согрешающего и заплакал: «Горе мне! – сказал он. – Как брат мой согрешил сегодня, может быть, я согрешу завтра!» После этого, повернувшись к своему ученику, добавил: «В какой бы тяжкий грех не впал в твоем присутствии брат, не осуждай его! Но нужно быть уверенным, что ты грешишь больше него, хотя бы тот был и мирской человек. Исключением из этого правила может быть случай, когда услышишь, что кто-то богохульствует или говорит что-то еретическое».

.
Этот святоотеческий рассказ прекрасно отражает православный ответ на вопрос, каким должно быть наше отношение к двум возможным видам согрешающих людей: 

.
1) согрешающим в нравственном отношении и 
2) согрешающим против веры.

.
К первым мы должны быть снисходительны и не осуждать их, потому что и наши души грешны, а через осуждение станут еще грешнее. Сама Церковь великодушно терпит и врачует таких грешников, ожидая их раскаяния и исправления. К такому виду грешников относятся слова Господни, что необходимо всегда им прощать, как только покаются, и не только до семи раз на день, но до седмижды семидесяти раз (см.: Мф. 18:21-22; ср.: Лк. 17:4).

.
Но по отношению ко вторым нам заповедано оставить снисходительность и быть крайне бдительными, критичными и непримиримыми. Св. апостол Павел, учащий нас ни в коем случае не судить своих ближних за их нравственные слабости, не презирать их, но с любовью их покрывать (ср.: 1Кор. 13:3-7), сразу становится очень строгим, как только встает вопрос о согрешающих против чистоты веры. Отечески заботливый к немощным (ср.: 1Фес. 2:7-8) и проповедующий теплые отношения к братии (ср.: Рим. 12:10), он непримирим к еретикам: берегитесь псов, берегитесь злых делателей! (Флп. 3:2). Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, <…> а не по Христу (Кол. 2:8).

.

Почему он настолько резок к лжеучителям? Потому что, безспорно, лжеучения – это отрава для душ, и принятие их и снисходительное к ним отношение ведет к вечной погибели. Нравственные немощи могут послужить для смирения человека и для привлечения его ко спасению в Господе через надлежащее покаяние. А ересь однозначно погубит. 

.
Нигде в Священном Писании не встречаем указания, что мы можем прощать грехи против Богом заповеданной веры, но безчисленное количество раз – как мы должны прощать должникам нашим по человеческой немощи. Прегрешающие против Православной веры повинны непосредственно против Бога, а не против человеков. Они хулят богооткровенную Истину, а не обыкновенные человеческие мнения. Поэтому и сказано: еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3:10). Сама Святая Церковь, эта заботливейшая Мать о своих грешных чадах, крайне строга к еретикам.

.

<…> Когда еретики, держащиеся каких-либо ересей, не приносят православным вреда, тогда не судят их святые и преподобные отцы наши. Когда же видят они, что неверные и еретики намерены обольщать православных, то осуждают их. Так же должны и мы поступать.

.

Преп. Иосиф Волоцкий

Об осуждении еретиков

.

После неоднократных призывов к вразумлению и покаянию, при отказе покаяться с их стороны, она отлучает их от общения с собой как невменяемых и упрямых развратителей Божественных истин. Нравственно согрешающие продолжают оставаться в ее лоне – хотя и будучи тяжко болящими могут оставаться ее членами, даже если и были таковыми (ср.: 1Ин. 2:19). Они не принадлежат уже к ее благодатному телу, поскольку отделились от Истины, т.е. от Бога, Который есть Сама Истина (ср.: Иер. 10:10; Ин. 8:44), и прилепились ко лжи, т.е. к диаволу, названному лжецом и отцом лжи (см.: Ин. 8:44). 

.
Как не может быть ничего общего между светом и тьмой, так не может быть и никакого церковного, молитвенного и сакрального общения (общения в Таинствах веры. – Архим. Серафим) между православным христианином и еретиком. Потому что первый, хотя и грешен, от всего сердца обнял богооткровенные догматы, смирился перед ними, живет и спасается с ними, тогда как второй – гордый поклонник своих заблуждений, но только через них он погибнет.

.

Архимандрит 
Серафим (АЛЕКСИЕВ)

Перевод с болгарского 
Анны САМСОНОВОЙ

.

Источник

Updated: 25.10.2017 — 00:24

The Author

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Проект создан 3 октября 2007г. как обличительно аналитический ресурс - Стой за Веру до Венца! Стой за Правду до Конца! Православие или "хлеб" Frontier Theme
Перейти к верхней панели