Об Иосифе и женах мироносицах (из древне-русских поучений)

ИЗЪ ДРЕВНЕ-РУССКИХЪ ПОУЧЕНІЙ НА ТРЕТЬЮ НЕДѢЛЮ ПО ПАСХѢ: «ОБЪ ІОСИФѢ И МИРОНОСИЦАХЪ»

.

.

Это поученіе приписывается святителю Кириллу Туровскому (Калайдовича, Памятникъ XII в.) и помѣщается въ рукописныхъ и старопечатныхъ Сборникахъ на ряду съ другими поученіями этого святителя, хотя иногда и подъ именемъ Іоанна Златоуста. Сообщаемъ его по старопечатному «Златоустинку» конца XVIII в., – ср. рукоп. Кирилла-Бѣлозер. Библ. № 138-1215 XVI вѣка.  Внизу под поучением на старославянском языке дан адаптированный на современный язык текст – Ред.

.

Возлюбленніи, солнце красуяся подъ облакомъ любимо бываетъ видящимъ е; – такожде и апостоломъ господнимъ по распятіи и по смерти Христовѣ радостно возсія воскресеніе Господне. Іосифъ же, иже отъ Аримафея, прежде воскресения Христова дерзаетъ, старѣйшимъ ученикомъ бѣжавшимъ, единъ приходитъ къ Пилату дерзая просити тѣла Христова, егоже на крестѣ висяща видѣ. Прежде бо позна его Бога суща: тѣмъ не рече богатъ есмь, еда отпаду богатства, аще испрошу тѣло осужденнаго мученію и буду оклеветанъ къ жидомъ. Ничтоже таково помысли, но все ни во чтоже вмѣнивъ, испроси погребсти тѣло Христово. Пилатъ же дивися, аще уже умре; мняше бо надолзѣ ему живу быти. И вопроси сотника: аще уже умре? Іосифъ же вземъ тѣло Іисусово, и купи плащаницу, и святое тѣло честно положи въ новомъ своемъ гробѣ. Ученикъ бо бѣ Іисусовъ и той, и вѣдяше како чести Владыку говѣйно, благо и пречестно, хотя причастникъ быти небесному Его царствію; совѣтникъ же бѣ саномъ и въ людехъ старѣйшина.

.

Слышите, богатіи, иже во градскихъ упражняющеся вещахъ и нудящеся о торжищахъ пещися, како Іосифу не возбрани на добродѣтель совѣтничества санъ! Минувши же суботѣ, Марія Магдалина, и Марія Іаковля, и Саломія купиша ароматы, да пришедше помажутъ Іисуса. По обычаю жидовскому се творяху. Разумѣйте же глаголъ евангельскъ: рече бо Матѳей: въ вечеръ суботный пріидоша на гробъ жены; Лука же рече: зѣло рано; Марко же рече: возсіявшу солнцу пріити женамъ на гробъ, – и никтоже разно глаголетъ, о различныхъ бо женахъ рекоша вси. По Матѳееву глаголу: въ вечеръ суботный пріидоша не съ мvромъ жены, но видити гроба; тогда еще трусъ бысть и ангелъ отвали камень отъ дверій гроба и рече женамъ: не бойтеся вы. Бѣже ту Марія сестра Лазарева, а другая Марія Іосіина. Полунощи же инѣ женѣ двѣ, аки испытающе бывшаго иже рече зѣло рано пріидоша жены дозрѣти гроба, и нѣцыи съ ними и тіи видѣша уже гробъ тощь и два ангела во блещащихся ризахъ глаголюща: нѣсть здѣ, но воста. По Іоанну же, предъ зарею пріиде Марія Магдалина, изъ нея же изгна седмь бѣсовъ, и та видѣ два ангела въ бѣлыхъ ризахъ, такоже и самого Христа. Марко же рече, минувши суботѣ, и солнцу возсіявшу, вся вкупѣ пришедша, глаголетъ съ муромъ, и Марію Іаковлѣ Богородицу именуемъ. Рече же имъ явлейся юноша: не ужасайтеся; первіе измѣни ихъ отъ страха, потомъ же и о воскресеніи благовѣствова и глагола имъ: Іисуса ли ищете распятаго, воста, нѣсть Его здѣ. Видиши ли, не срамляется ангелъ распятіемъ, тѣмъ бо спасеніе всему міру бысть. Добрѣ увѣрити я хотя рече: се мѣсто идѣже бѣ положенъ, но идите рцыте ученикомъ Его и Петрови. Петра единаго отъ ученикъ нарече, иже при страсти отверглся бѣ Христа. Аще бо быша пришедше жены рекли: послани есмы повѣдати ученикомъ, то убо реклъ бы Петръ: азъ уже нѣсмь ученикъ Его, отверглъ бо мя есть и возненавидѣлъ. Того ради приложи и Петра, да ся не соблазнитъ. Въ Галилею посылаетъ ихъ, хотя извести ихъ отъ страха жидовскаго, тѣмже ничтоже тогда не рекопа, бояху бо ся. Благодаримъ убо и мы за ны пострадавшаго Господа, и по гребеннаго, и воскресшаго, да пріиметъ яко жертву чисту наше благодареніе и похваленіе и вѣчныхъ благъ сподобитъ насъ, яко благъ и человѣколюбецъ, Ему же слава нынѣ, и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

.

«Странникъ». Духовный учено-литературный журналъ. 1893. Т. 1, С. 547-549.

.


Адаптированный пересказ проповеди на современный русский язык


.

Возлюбленные, солнце красуясь под облаком, любимо бывает видящим его – так же и апостолом Господним по распятии и смерти Христа радостно возсияло воскресение Господне.

.

Иосиф же от Аримафея, прежде воскресения Христова, когда ученики Христовы разбежались, дерзает один придти к Пилату и просить Тело Христово, которое на Кресте видел пригвожденным. Познав  Бога сущим: он не говорил – я богат и лишусь богатства, если испрошу Тело осужденного к мучению и буду затем оклеветан иудеями. Таких помыслов он не имел, так как ни во что вменил все земные имения, испрашивая погрести Тело Христово. Пилат же удивился, разве умер уже Распятый; полагая что долго еще Ему быть живым. Тогда спросил сотника: разве Он уже умер? Иосиф же взял Тело Иисусово, купил плащаницу, и Святое Тело честно положил в новом своем гробе. Иосиф был тайным учеником Иисусовым, и он, видя какой благой и пречестной чести был Владыка Христос, возжелал стать причастником Небесного Его Царствия;  хотя в людях он был явлен сановным советником и старейшиной.

.

Слышите, богатые, упражняющиеся во многих вещах и утруждающие себя попечениями о торжищах, как Иосифу не воспрепятствовали в добродетеле не соответствующей советническому сану!

.

По прошествии субботы, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, и Саломия, купив ароматы, пришли ко Гробу, дабы помазать Тело Иисуса, что должно было совершить по иудейскому обычаю. Разумейте далее, что пишут евангелисты. Так Матфей говорит: в вечер субботний пришли на гроб жены; Лука же говорит: очень рано; Марк же говорит: на восходе солнца пришли жены ко Гробу. Все евангелисты говорят по-разному, потому что о разных женах говорят. По Матфееву слову: в вечер субботний пришли жены без мира, но только посмотреть Гроб и тогда был у них страх, ибо Ангел отвалил камень от дверей Гроба и сказал женам: не бойтесь. Была тут Мария сестра Лазарева, а другая Мария Иосина. После полуночи иные две жены пришли, так как сказано о них, что очень рано пришли жены посмотреть Гроб, и некоторые с ними и они видели уже отверстый Гроб и так же двух Ангелов в блестящих ризах, говоривших: Нет Его здесь, Он воскрес. По Иоанну же, перед зарею пришла Мария Магдалина, из нее же изгнаны были семь бесов, и она видела двух ангелов в белых ризах, а так же и самого Христа. Марк же пишет, что по прошествии субботы, когда уже взошло солнце, все вместе пришли с миром, и с ними была Мария Иаковлева, так евангелист именует Богородицу. Говорит им, явившейся юноша: не ужасайтесь; ибо пришедших женщин охватил страх, потом он изрек благую весть о воскресении Господа: Иисуса ли ищете Распятаго, восстал Он, нет Его здесь. Видите ли, не смущается Ангел распятием, ибо им  есть спасение всему миру. И далее говорит он: Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру. Здесь упоминает  Ангел Петра одного из учеников Господа, который из-за страха отвергся Христа. Пришедшие к ученикам жены, сказали им, что они посланы к  ним и Петру, ибо Петр говорил о себе, что он уже не ученик Его, но достоин, чтобы Господь возненавидел его. Для того Ангел и приложил к слову «ученикам» и Петра, чтобы он не мыслил себя отверженным. В Галилею посылает их, желая избавить от страха иудейского, чтобы никто не оправдывался тогда, что он убоялся.

.

Благодарим и мы за нас пострадавшего Господа, и погребенного, и воскресшего, да приимет Он, как жертву чистую, наше благодарение и похваление и сподобит нас вечных благ, яко благ и человеколюбец Господь, Ему же слава ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

.

7 апреля 2017 г. день памяти Жен мироносиц (Неделя третья по Пасхе)

.

.

С праздником,  сестры! 

Христос воскресе!

Updated: 03.05.2017 — 02:08

The Author

1 Comment

Add a Comment
  1. Валерий

    С праздником Вас сестры во Христе! Христос воскресе!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Проект создан 3 октября 2007г. как обличительно аналитический ресурс - Стой за Веру до Венца! Стой за Правду до Конца! Православие или "хлеб" Frontier Theme
Перейти к верхней панели