В искушениях поступай с рассуждением

Слово митрополита Иоанна Тобольского

.

Противостоять законными средствами врагу или болезни не противно Богу

.

Разорительные войны и прочие беды происходят не без воли Божией, дело ясное. Но отсюда не следует еще, что не должно вооружаться против врагов, ни прибегать к врачеванию наших болезней, считая это противодействием воле Божьей.

.

Объясним это на примере болезни: по какой бы непосредственной причине не началась она, нет никакого сомнения, что на то была воля Божия. Однако же больному неизвестно намерение Божие, а потому не воспрещается больному прибегать к различным средствамисцеления от болезни, и когда уже он, после употребления врачующих средств, не получил выздравления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы ему терпеть болезнь. Так смиренно рассуждай каждый болезненный брат, что Богу угодно продержать тебя еще в болезни. Безгрешность врачевания доказывается и тем еще, что если Богу неугодно возвратить тебе здоровье, то Он может лишить всякое средство врачебное его силы.

.

Таким же образом следует рассуждать о врагах и войнах. Бог многократно попускал неприятелям покорять израильский народ своему гнету с тем, чтобы народ этот не бесчинствовал, не забывал бы о Боге своем, и израильтяне, пока не сознавали на то воли Божьей, сопротивлялись своим врагам. Но иначе они поступили, когда пророк Иеремия возвестил им волю Божью покориться Навуходоносору-царю.

.

Равным образом, начавшийся пожар, если он при всем старании народа и пожарной команды не мог быть погашен, явно свидетельствует, что суд Божий решил, чтобы дом не только был подожжен, но и сгорел совершенно для испытания терпения друзей Божьих и в наказание врагов. Подобным образом следует рассуждать о воле Божьего благоволения и во всех других приключениях с нами.

.

Подобным образом тот, кто старается погасить пожар, победить своего врага, уврачевать болезнь — тот сопротивляется не воле Божественной, наказывающей нас за неправды наши, но противопоставляет себя той причине (вине), которая преследует его, и которую ненавидит сам Бог. Дом подожжен по злобе или ненависти, корыстолюбию — все эти побуждения к поджогу виновны и грешны, но сопротивляться им не возбранено всякому. Кто врачует болезнь, тот не воле Божьей сопротивляется, но человеческому страданию, ибо едва ли приключается какая-либо болезнь, которая бы не была последствием нарушения правил гигиены (обжорство, невоздержание, неопрятность и т. п.), следовательно сопротивляется болезнетворным причинам. Так же: кто оружием сопротивляется врагу, сопротивляется не Богу, но тому, кто несправедливо начинает войну.

.

Во всех подобных происшествиях защищать себя и все свое не запрещено и даже обязательно, если не откроется, что по особенным причинам, такая защита неугодна Богу.

.

Правое сердце ищет воли Божьей, а лукавое принимает злого духа

.

Что удивительного, когда Божественный Промысел и Его праведный суд употребляет злых людей, как орудие, для совершения Его святой воли, когда и самые диаволы исполняют это дело, говорит святой Григорий. Делается это по чудному устройству милости Божьей, по которому тем же самым средством, которое злобный враг употребляет для искушения нашего сердца, чтобы погубить нас, милосердный Создатель наш пользуется для исправления нашего, чтобы оживотворить нас.

.

В 1-й книге Царств говорится о царе Сауле: «И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула»; в другом месте о том же духе выражено: «и возмущал его (Саула) злой дух от Господа« (1 Царств 18:10. ср. гл. 16:ст. 14). Как же согласовать оба эти выражения: «злой дух от Бога»; «злой дух от Господа?« Если злой дух, то он не Божий дух, а если Божий, то он не злой дух. Места эти сами себя объясняют: дух этот называется злым или лукавым потому, что он был желанием развращенного сердца Саулова, он мучил и душил последнее. Духом же Божьим или от Бога назван он потому, что он был послан Богом в наказание Саула за грехи его.

.

Для вразумительного понимания текстов Святого Писания, подобных выше указанным, приводим изъяснение блаженного Августина на библейское выражение: «правии сердцем.» Что значит «правые сердцем,« или короче: «правое сердце«? На этот вопрос Августин отвечает: «правые сердцем суть несопротивляющиеся Богу.« Вникните, возлюбленные, и поймите смысл, заключающийся в выражении «правое сердце.« Но для этого необходимо знать: какая разница между правым и лукавым сердцем?

.

Всякий человек, невольно страдающий, терпеливо переносит все: обиды, печали, труды, укоризны и тому подобное, веря, что так угодно Богу. Подобно Иову, он не дает безумия Богу, т. е. не произносит ничего неразумного о Боге, будто бы Бог не знает, что делается и творится в мире — одного наказывает, другому прощает вины и оказывает милость. Такой человек есть правый сердцем.

.

Напротив, строптивы, развращены и неразумны сердцем те, которые обо всем, что встретилось им потерпеть неприятного или злостного, говорят: «мы страдаем несправедливо», вменяя это Богу, по воле которого они страдают, или, если не дерзают явно приписывать несправедливости Богу, то не верят в Промысел Божий о мире, и таким образом отнимают у Бога управление миром. «Не может он делать неправды, – говорят они, – однако несправедливо то, что я страдаю, а другой не знает никакой беды; я знаю, что я грешен, но, сказать правду, есть же и горшие меня грешники, но они веселятся, а я страдаю. Это несправедливо, что худшие меня живут во всем изобилии радостей и удовольствий, а я, хотя и без порока или мало чем-либо грешен, живу в великой скорби и во всегдашних нападениях и обидах, а это есть явная несправедливость. А так как мне хорошо известно, что Бог не творит неправды, а неправда существует в мире, потому заключаю, что Бог не управляет делами человеческими и не заботится о нас».

.

Неправые сердцем, т. е. развратившиеся в сердце своем, держатся трех ложных мнений:

 

1) или что нет Бога;

2) или Бог неправеден, когда Ему все то (о чем обыкновенно говорят развратники и развращенные) есть благоугодно и любо, и он все то допускает;

3) или Бог не управляет делами людей, и не имеет никакого об них попечения, или заботливости.

.

Эти три мнения ложны и составляют величайшее нечестие против Бога.

.

Продолжим, братия возлюбленные, нашу речь о правых сердцем. Тот еще есть правый сердцем, кто в счастье и в несчастье своем благодарит Бога, говоря словами праведного Иова: «Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось, да будет имя Господне благословенно» (Иов. 1:21).

.

Заметьте, любезные братья, чтобы вы никогда не говорили: это мне диавол сделал (это несчастье нанес коварный враг), но все, что делается с тобою, и доброе и злое, приписывай Богу своему, зная, что диавол не может ничего тебе сделать, если Вышний Бог, имеющий власть жизни и смерти, не попустил ему чего-либо учинить тебе для твоей казни или исправления твоего.

.

Казни попускает Бог для нечестивых (безбожников, сознательно поступающих против своей совести, явно отвергающих истину и т. п.), исправление же попускает для погрешивших в чем-либо детей.

.

«Бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6), и ты не надейся остаться без наказания, если только не думаешь быть отчужденным от небесного наследства.

.

«Бьет всякого сына, которого принимает (признает наследником)» Так ли? Всякого ли? Где ты хотел скрыть себя от наказания? Всякого бьет непременно; никто не изъят от наказания — да будет тебе известно, что сам Единородный Сын Божий, не совершивший никакого греха, не был избавлен от наказания. Превосходно это учение, действительно достойно оно блаженного Августина.

.

А так как, по рассуждению Августина, ни диавол, и никто из людей один другому не может нанести никакого зла без попущения Божьего, того ради в следующей [слове] предложим: что попускает Бог, каким образом попускает, и для чего совершается попущение Божье?

.

 Почему Бог попускает то или другое

.

В этом отношении множество людей сильно заблуждаются, смешивая попущение Божье с попущением человеческим.

.

Первое неизмеримо разнится от последнего по причинам своего происхождения — человеческое попущение происходит от бездеятельности попустителя, которая и служит непосредственной причиной появления множества физических и моральных зол при всей возможности попустителю предупредить или пресечь их в самом начале. Иногда, впрочем, происходит это попущение от того, что попуститель не имел возможности предотвратить какое-либо зло. При таком нашем воззрении и на попущение Божье — в случаях, когда мы друг на друга нападаем, считая своего противника злодеем и виновником наших злоключений, и терзаем друг друга не только языком, словами, но и руками — рождается в душе нашей мысль, будто бы всеведущий Бог не смотрит на нас и, имея возможность возбранить, попускает наносить нам тяжкие обиды.

.

Для исправления этой преступной мысли необходимо нам рассмотреть попущение воли Божьей в трояком отношении:

.

а) со стороны желания Божьего попустить что-либо;

б) со стороны причины Божьего попущения;

в) со стороны содействия воли Божьей в совершении попускаемого дела или вещи.

.

Для лучшего уразумения указанных сторон попущения Божьего необходимо различать два рода попускаемых зол.

.

Первый род зол включает в себя разные огорчения, тяготы, болезни, нанесение обид, или бесчестия, как то: приведение в нищенство (оскудение), заключение в тюрьме, недуги, изгнание (ссылка), смерть — все это не может быть даже названо в тесном смысле злом, а только горьким лекарством, посылаемым нам от Бога для душевного врачевания нас.

.

Второй род зол, называемый в собственном смысле злом — это наши грехи (преступления Божьих заповедей).

.

Первого рода зло попускает Бог по желанию своему или как казнь для нечестивых безбожников, или как меру исправления для сынов (и дщерей). О зле второго рода, то есть о грехах, нельзя сказать, что Бог желает их совершения, Он их только попускает. Все, что действительно существует в мире, пребывает в нем по желанию и слову Божьему, по воле Которого «все… начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).

.

Но грех не есть нечто жизненное (реальное), а есть только призрачная противоположность действительности, ее призрак, тень, ничто. Грех существует по одному именованию несовершенства лжи и лукавства неповинующихся Богу сотворенных Им разумно свободных существ. Потому грех и произошел первоначально и ныне происходит против желания Божьего, не от Бога, по Его, однако, попущению. Причина попущения греха скрывается до времени в тайне совершенства и непогрешимости Божьего управления миром или Его Промысла. Богу совершенно известно все будущее, и Он может легко не допустить ненавидимого Им греха, но допускает его, желая из зла произвести доброе, из неправого правое для вразумления и исправления людей, дабы они видели, какие последствия влечет грех и по отношению к согрешившему и по отношению к его ближним (к обществу).

.

В этом состоит отличие попущения Божьего от попущения человеческого, по которому зло или не могло быть предупреждено и пресечено в начале человеческими мерами, или, по крайней мере, было нежелательно совершение допущенного. Напротив в Боге видим и могущество Его не допустить, пресечь исполнение злого намерения, и вместе с тем волю попускающую совершиться тому или другому из зол.

.

При этом рождается вопрос: почему благоволит Бог попускать совершение греха, какая побудительная причина у Бога к попущению людей на грех?

.

Бог и злые дела иногда обращает во благо

.

Бесконечная благость Божья никогда бы не попустила быть на земле таким злым беззакониям, если бы отсюда она не производила величайших благ, и сделанное по злобе не обращала бы во спасение.

.

Бог попустил умножиться братней зависти против неповинного Иосифа, но попустил для какого благодеяния? Не для спасения ли от голодной смерти не только его родителей, братьев и родственников, но и всего Египта? Попустил Бог нечестивому Саулу всячески озлоблять кроткого, незлобивого Давида, но не для пользы ли самого Давида и всего царства Еврейского (да, для величайшей пользы не только их, но и всего рода человеческого через потомка Давидова Христа Спасителя нашего)? Попустил Бог бросить в ров к разъяренным львам безвинно оклеветанного Даниила пророка; но для чего? для возведения его самого и друзей его на высшую степень величия и славы.

.

Но зачем мне рассказывать о многочисленных фактах Ветхозаветной истории, когда через попущение Божье завистливые первосвященники, фарисеи и старейшины Еврейские, по зависти, предали на распятие Единородного Сына Божьего, Иисуса Христа, и это попущение обратилось во спасение всего рода человеческого.

.

Таким образом, от каждого попущения происходят и открываются нам величайшие богатства славы Божьей и Его благодеяний каждому человеку и всему роду человеческому. Отсюда открываются нам благость Божья и милосердие Его, щедроты, всемогущество и величество, предвидение и промысел Его. Отсюда Высочайшая мудрость и правда Его неведомыми нам путями озаряют нас, и тем самым возбуждают весьма многих, внимательных людей, к возвращению добродетели, к умножению многотрудных, но славных подвигов, награждаемых обильными благодеяниями в нынешней жизни и будущей и вместе с тем ореолославы.

.

____________________________________

Сокращение и редакция сайта «Соборяне»

Updated: 19.04.2017 — 11:43

The Author

1 Comment

Add a Comment
  1. Дает ли Бог болезни? Да, дает, ибо Он сказал: кого люблю того наказываю. Для чего? Чтобы не дать согрешить тяжким грехом. Господь наказывает даже за грешную мысль, и так сильно, что это кажется невозможным. Человек ищет причину болезни, мучается, ищет в чем согрешил, чтобы покаяться, а про грешную мысль забыл, ибо кажется несоразмерным просто мысль о возможности согрешить и таким тяжелым физическим состоянием, когда невозможно от боли прилечь отдохнуть, а не то что уснуть. но, в третий день стояния на ногах, Господь позволяет больному вспомнить об обращении к Богу, за что же наказал, Владыко? И Он ясно показывает ту мысль неправедную. В покаянии тут же невыносимая боль во всей спине проходит. Поэтому не лекарства надо искать, и не с них вовсе начинать, ибо Господь и проказу исцеляет, на что лекарства бессильны, а искать греховную причину болезни. Причем помню, один литовец взявший меня попутно подвести, причем целый день никто не останавливался, пожаловался на тяжелую урологическую проблему в виде аденомы. Я сказал ему перекреститься по православному, покаяться в прелюбодеяниях, он покаялся, раб Бога помолился за него. Через две недели позвонил, попросил помочь его родственников ребенку с ДЦП, что значило он исцелел за две недели от недуга, который без операции не проходит. Еще пример, не сочтите за откровения, хотя как без них? Два года назад заболел сам, перенес пневмонию на ногах. На снимках обнаружили серьезные очаги, врач сказал, может быть даже рак, от госпитализации я отказался, Господь не пустил, и это четко чувствовал, хотя немало переживал, но слышу, что нет, нельзя в больницу и все тут. Тогда взмолился и говорю: Господи, если не пускаешь, тогда знаю, Сам меня исцелишь. Через два месяца пошел снова, так как нужна была справка для права на вождение автомобиля. Легкие оказались чистыми, как у ребенка. Поэтому слова Господа о том, что во всем нужна вера и слушание воли Божьей надо свято чтить, это первейшее средство от всех недугов. Что касается войн, на это много есть примеров и вроде бы все ясно, но нет, забывают люди Бога, в угоду своим кумирам, а они все до одного предатели! да еще и антихристов чтут своими спасителями, тогда как только из-за них и войны и смерти и поражения. А не могут ни покаяться, ни попросить Бога о даровании царя помазанника, тогда как только с этим и будет победа над фашизмом и на земле Малой Руси и в Новороссии и во всем мире! Теперь насчет болезней детей. Может, слышали, как некоторые причитают, за что дитятку наказал-то, почитай безгрешно-то малое дитя? И как же этим еще более грешат на Владыку! Ибо детям передается греховная нечистота родителей, особенно содомские грехи, с хулой на Бога истинного. Тому примеров много есть, поэтому, когда ребенок болен кайтесь за свои тяжкие грехи, и только это спасет и вас и ваших детей. А Бога не забудьте поблагодарить, и за болезнь во спасение души, и за исцеление! Аминь. А при нападении вражьем, просите Божью Матерь, ибо ей отдана власть прогонять сатану и бесов. Не пытайтесь падучую лечить порошками и уколами, поступайте по Евангелию, эта болезнь исцеляется сразу с запрещением сатане, приступы эпилепсии, даже эпилептический статус, это, когда приступы идут один за другим, проходят также только по молитвам и запрещением сатане. Кому по вере дано, ибо Господь обвинил еще не вполне освященных апостолов в маловерии, когда не смогли исцелить такого больного. Часто такая болезнь бывает, когда обращаются к слугам бесовым, причем успешным знахарям, и люди едут за сотни километров, чтобы поклониться сатане, и получают помощь в малом, а в большом получают болезни во сто крат тяжелее и путь в ад. Так что блажен, кто верует, ничего не изменилось, только вера ослабла, а ее надо возрождать до веры евангельских и апостольских времен. Слава Отцу и сыну и Святому Духу. Аминь.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Проект создан 3 октября 2007г. как обличительно аналитический ресурс - Стой за Веру до Венца! Стой за Правду до Конца! Православие или "хлеб" Frontier Theme
Перейти к верхней панели