Бегайте блуда

Проповедь протоиерея Андрея Овчинникова

.

Однажды ученики спросили авву Кира Александрийского о нечистых помыслах. Старец отвечал: «Если ты не имеешь помысла, то ты без надежды – ибо если не имеешь помыслов, то имеешь дело. Это значит: кто не борется с грехом в уме и не противится ему, тот совершает его телесно, а такой не возмущается помыслами» («Древний патерик». Глава 5; 5).

.

  .  

Человек порой радуется: «Меня перестали волновать нечистые мысли, я от них свободен, слава Богу». А другой даже подумает: «А я уже, наверно, стал бесстрастным, и мне совсем недалеко до святости». Но давайте послушаем, что говорят египетские старцы: «Не имея помысла – ты без надежды». Почему? Потому что, не имея помысла, ты «имеешь дело», то есть – грешишь на деле, грешишь телесно.

.

Борьба с плотской страстью проходит в соответствии с важным законом: если человека искушают нечистые помыслы, то чаще всего он уже не грешит делом. Такой всеми силами старается сопротивляться страсти. И наоборот: если требование страсти исполняется на деле практически, когда человек сдается в духовной борьбе, то нередко наступает затишье от греховных помыслов. Дьявол не делает лишних усилий: зачем искушать человека помыслами, если он и так согрешает делом? Ему проще успокоить грешника: «Голубчик, живи дальше так же, ничего не меняй, а я рядышком буду стоять».

.

А если и грех не совершается, и нечистые мысли не беспокоят? В таком случае нужно серьезно призадуматься: а почему? Однозначно, Господь дал особую благодать по Своей любви. Покрыл нас, чтобы мы не впали в уныние от постоянных нарушений Его заповедей, а может, чтобы немного отдохнули в духовной борьбе, а самое главное – чтобы всегда и за все учились Его благодарить.

.

Если эта тишина наступает, то чаще всего ненадолго, чтобы мы не расслаблялись. Как говорится, на то и щука, чтобы карась не дремал. А вот святые достигали мирного духа и внутренней тишины как некоего «устойчивого состояния». Но путь к этому всегда лежал через годы напряженной духовной борьбы и понесенных трудов.

.

Отступить и прекратить грех на деле – это трудно, но все-таки возможно. Главные сражения будут впереди, когда человека начнут мучить потоки навязчивых мыслей и воспоминаний, причем самых ярких и подробных в деталях, как будто в кино на большом 3D экране просматриваешь. Главный оператор и сценарист здесь диавол. Это он умело извлекает из нашей памяти самое приятное для переживания и этим умело держит нас рядом с собой на коротком поводке. Мы ведь не сопротивляемся блудным воспоминаниям и потому, совершая грех в мыслях и чувствах, – остаемся рабами греха (см. Ин.).

.

…Когда во время Великого поста мы перечитываем житие преподобной Марии Египетской, то видим, какую тяжелейшую борьбу от помыслов попустил ей Бог. Они, «будто дикие звери», набрасывались и терзали ее, решившуюся приносить покаяние в своей нечистой блудной жизни. В голове звучала музыка, язык ощущал аромат вина и вкус мяса, ее тело разжигалось от прошлого разврата и блуда.

.

В изнеможении она, бездыханная, падала на землю, дрожала от холода, сгорала от жары, но выдержала этот искус. Боролась преподобная Мария примерно столько же, сколько грешила: за год греха – год страданий. Только после почти 20-летнего сверхъестественного подвига она сподобилась внутренней тишины в своем сердце.

.

Боролась преподобная Мария примерно столько же, сколько грешила: за год греха – год страданий

.

…А вот случай из нашей жизни. Подходит как-то раз ко мне девица лет восемнадцати, вызывающе одетая и слегка нетрезвая:

.

– Батюшка, мне нужно с Вами поговорить. На душе очень тяжело.

.

Честно скажу, с выпившими людьми беседовать не люблю.

.

Однако отвечаю: «Ну давай поговорим».

.

Оказалось, у нее год назад умерла мама. После такой потери она не смогла, а лучше сказать – не захотела устоять в твердых принципах жизни. Началось нравственное падение. Девчонка вступила на путь, где голову закружили всевозможные соблазны – легкие деньги за блуд, пьянство в компаниях с молодыми людьми, жизнь в ночных клубах и барах. Теперь расплата – она мучается: «Мне очень тяжело. Что делать?»

.

Я говорю: «Первое, что ты должна сделать, это немедленно прекратить свои греховные занятия. Сначала самые явные – блуд, пьянство, курение, гулянки…» А она в ответ: «Но сейчас все так живут. И мне так же хочется… А как же молодость, для чего она дана?»

.

Дни весело прожигает молодость… иногда дотла, до самого ада

.    

Интересный вопрос: а действительно, для чего дана молодость? Перед нами вживую Мария Египетская в первой части своей жизни или трагическое начало евангельской притчи о блудном сыне или дочери… Как говорят молодые люди, а может быть, им кто-то другой шепчет – бери от жизни все и сразу; ешь, пей, веселись – ибо живем один раз, а завтра умрем.

.

Человек изначально не хочет бороться, потому что борьба действительно тяжкая: в 18 лет не ходить на дискотеки, не смотреть похотливо на парней, с ними не целуйся, не гуляй, не танцуй?! А много вы знаете таких молодых людей, которые устоят перед соблазнами нашего времени? Покажите мне их, я про них расскажу другим. Молодой и красивой действительно проще сказать: «Нет, я так строго жить не могу», – но после такого ответа мы, как в море корабли, разойдемся в разные стороны. Так оно, к сожалению, и получилось. Прошло уже несколько лет, а ее я в храме больше не видел.

.

Надо крепко усвоить: тем, кто пал, – бороться труднее; тем, кто удержался, по милости Божией, – намного легче. Поэтому молодежи (еще внимающей словам священника) говорим: НЕ БЛУДИТЕ!!! Если ты оступишься, то возвращение к Богу пройдет через колючие тернии и острые камни! За грех блуда придется расплачиваться годами скорбей и пожизненными, если не муками, то упреками совести. Лучше не экспериментировать со своею душой. Никакого счастья на грехе не построить. Но жаль, что наш голос мало кто слышит.

.

Если ты оступишься, то возвращение к Богу пройдет через колючие тернии и острые камни!

.

Возвращаясь к наставлению преподобного Кира Александрийского, повторим: если нас не борют греховные помыслы, то либо мы уже действительно потрудились для Бога и достигли высот духовной жизни (а есть ли ныне такие?), либо живем в грехе, но этого не чувствуем, потому помыслы нас и не беспокоят. Поэтому делаем правильный вывод: искушение помыслами и борьба с ними возможны только для того, кто не грешит на деле. А мы, я на это очень надеюсь, таковыми и являемся.

.

Христиане, не первый год пребывающие в Церкви, должны вести борьбу именно с помыслами, но никак не с делами. В грехах на деле нужно решительно и безжалостно к себе покаяться. В древности тяжкие грехи исповедовали публично. Об этом почитайте в «Лествице» (Ступень 4 «О разбойнике покаявшемся»). Те из вас, кто ругались матом, выпивали, блудили, дрались, обманывали, воровали – в этом глубоко раскайтесь, выполните положенную за эти грехи епитимию и их забудьте. А лучше потопите в океане милосердия Божия. Не смотрите с тоской в прошлое – его не вернуть; не ковыряйте заживающую рану вашей души; ретроспектива не нужна и не полезна. С надеждой и верой смотрите вперед. Бог будет судить жизнь, которая началась после нашего сознательного покаяния и вступления в Церковь. Одним словом, мы будем судимы – какие мы христиане. Переноситесь в область мыслей и чувств, потому что здесь навести порядок – до конца жизни не хватит времени. А если человек, начавший христианский путь, опять согрешит на деле – это все равно что строить дом пять лет, а потом взять и его поджечь. За полчаса все труды сгорят. Для христианина это вещь недопустимая.

.

Давайте будем помнить и исполнять слова апостола Павла: «…невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (Евр. 6:4-6)».

.
Updated: 09.04.2017 — 07:12

The Author

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Проект создан 3 октября 2007г. как обличительно аналитический ресурс - Стой за Веру до Венца! Стой за Правду до Конца! Православие или "хлеб" Frontier Theme
Перейти к верхней панели