А. Ю. Рябцев «Размышления о Пасхалии»

На Освященном Соборе Русской Православной старообрядческой Церкви 2010-го года в ходе обсуждения вопроса о хронологии выяснились, что подавляющее большинство соборян никакого понятия не имеет о том, каким образом рассчитывается дата Пасхи. А те (очень немногие), кто имеет какое-то понятие, глубоко убеждены, что нынешний вид пасхальных таблиц существовал всегда, никогда не изменялся и до сих пор правильно показывает расписание движения Луны («лунное течение»).

.

Можно быть совершенно уверенным в том, что ничего на Соборах Церкви не происходит просто так. А раз так, то появление в соборном обсуждении вопроса о Пасхалии свидетельствует о том, что настало время серьезно и ответственно разобраться с порядком расчета дат Пасхи.

.

Пасхальные таблицы создавались для того, чтобы точно выполнить правила празднования Христианской Пасхи. Основным правилом является запрет празднования вместе с иудеями.

.

Св. Апостолы и Св. Отцы Вселенских и Поместных Соборов, устанавливая правила празднования Христианской Пасхи и порядок расчета даты этого великого праздника, не назначили его на какое-то определенное число. И не установили простого способа его расчета.

.

Они могли бы, например, установить празднование Пасхи на первое Воскресение после 27-е апреля. В этом случае все формальные правила празднования Пасхи были бы идеально соблюдены. Но они не пошли на упрощение.

.

Вместо этого они создали сложную систему зависимости даты Пасхи от движения Солнца, Луны и Земли. Тем самым они выразили свое преклонение и восхищение перед Вселенной, созданной Творцом, перед всей системой взаимозависимости, существующей и в природе, и между людьми.

.

Установив Христианскую Пасху, следующую за Ветхозаветной, Св. Апостолы и Св. Отцы, с одной стороны, показали преемственность Христианской Веры по отношению к Ветхозаветному Закону, а с другой стороны, выразили и противопоставление Нового Завета Ветхому, а христиан – иудеям.

.

Из самой последовательности «исправных букв» (они сдвигаются каждый год на 11 дней) видно, что пасхальные даты должны быть жестко привязаны к движению Луны. Это же видно из смысла Апостольских и Соборных правил. «Исправная дата» должна каждый год выпадать на одно и то же число лунного месяца (незначительно сдвигаясь на день-два за Великий Индиктион). Совершенно ясно, что этот лунный месяц тот же самый, что и пасхальный первый весенний месяц Ветхого Завета. Какое бы расстояние (малое ли, большое ли) от Ветхозаветного праздника до «исправной даты» не было назначено, оно всегда должно быть примерно одинаково. При правильных расчетах невозможна ситуация «перепрыгивания» в следующий лунный месяц, как случается у нас в 5-м и 16-м годах лунного цикла.

.

Пасхальные таблицы представляют в своей основе расписание мартовских фаз Луны (новолуний, полнолуний и т.д.). В явном виде там даны две величины: «возраст» Луны на 1-е марта («основание») и число марта, на которое выпадает 20-й день лунного месяца («епакта»).

.

«Епакта» нужна для того, чтобы можно было выполнить требование не праздновать Пасху с иудеями.

.

Иудеи празднуют (и всегда праздновали) Песах (иудейскую Пасху) всю неделю («семь дней опресноков»). Они начинают праздновать в полнолуние (в 14-й день лунного месяца). Это происходит 15-го числа месяца нисана.

.

«Нисан» – это название месяца в иудейском лунно-солнечном календаре. Современный иудейский календарь жестко связан с движением Луны. Система расчетов этого календаря устроена так, что 1-е нисана всегда по возможности приближено к астрономическому новолунию, а 15-е нисана – к полнолунию. Поэтому начало Песаха всегда выпадает на 15-е нисана. Это 15-е нисана расчетного иудейского календаря теоретически совпадает с 14-м днем лунного месяца, определяемого путем прямых наблюдений за Луной (просто потому, что оба этих числа обозначают полнолуние).

.

В реальности 14-й день Луны и 15-е нисана могут и не совпасть. Во-первых, движение Луны очень сложно, продолжительность лунного месяца колеблется, а расчеты дают средние значения. Во-вторых, полнолуние выпадает на любое время суток и, округляя до целого значения, можно получить разное число в зависимости от способа округления. В-третьих, можно ошибиться и с определением первого дня Луны при прямых наблюдениях.

.

Заканчивается празднование в 20-й день лунного месяца (21-го нисана). Для определения этого последнего праздничного дня Песаха и служит «епакта».

.

Еще раз обратим внимание, что в пасхальных таблицах содержится не дата полнолуния, с которого начинается праздноваться Песах, а дата 20-го дня лунного месяца, – последнего дня иудейской пасхальной недели. Если бы эта дата никакого значения не имела, она никогда в таблицах и не появилась бы. Если бы имел значение только первый день Песаха (полнолуние), то его дата и стояла бы в таблицах. А ее там нет.

.

На «епакту» уже давно (с 16-го века — уж точно) внимания не обращают и никак ее в пасхальных расчетах не используют. Последние исправители пасхальных таблиц, видимо, знали из каких-то древних текстов о необходимости учета даты конца иудейской пасхальной недели. Но механизм (математический) такого учета при неквалифицированном исправлении таблиц был сломан. И о необходимости такого учета быстро забыли.

.

Для строгого выполнения Апостольского правила надо так составить пасхальные таблицы, чтобы Христианская Пасха не выпадала ранее 22-го числа Ветхозаветного первого весеннего лунного месяца.

.

«Основания» и «епакты» пасхальных таблиц отклоняются от истинных значений реальных полнолуний и новолуний примерно на одни сутки за 310 лет; а дата равноденствия передвигается на одни сутки ранее примерно за 128 лет (эти отклонения относятся, разумеется, к датам Юлианского календаря).

.

Поэтому при начале каждого нового Великого Индиктиона необходимо вносить необходимую поправку в пасхальные таблицы.

.

Перед 1941-м годом, когда начался нынешний Великий Индиктион, исправление пасхальных таблиц не проводилось.

.

Около 1409-го года, когда начался предыдущий Великий Индиктион, пасхальные таблицы правились, поскольку даты мартовских полнолуний 15-го века точно соответствуют «основаниям» и «епактам» пасхальных таблиц (о деталях такого исправления можно прочитать в «Дополнительном приложении»).

.

Сейчас реальные лунные фазы сдвинулись относительно имеющегося в пасхальных таблицах расписания. Реальные полнолуния происходят примерно на два дня раньше, чем предписано пасхальными таблицами.

.

Это ни в коем случае не должно было бы приводить к нарушению правил о праздновании Христианской Пасхи.

.

Однако, к сожалению, «основания», «епакты» и реальные даты Песаха существуют сами по себе, а наше празднование само по себе. Более того, мы совершенно спокойно «назначаем» «Пасху иудеом» на те даты, в которые она никогда не происходит. И никто не задается простым вопросом:

 .

– А когда же иудеи празднуют на самом деле?

.

В результате мы очень часто попадаем с празднованием Светлого Христова Воскресения на иудейскую пасхальную неделю, нарушая Апостольское правило. За последние сто лет это происходило двадцать восемь раз!

.

Среди некоторых людей существует мнение о неизменности пасхальных таблиц со времен Никейского собора. Это мнение ошибочно.

.

Таблицы менялись неоднократно. В разных поместных Церквях существовали разные пасхальные таблицы. Споры о праздновании Пасхи велись длительное время. Обо всём этом можно прочитать в доступной литературе.

.

Например, считается, что римские епископы длительное время после Никейского собора не праздновали Пасху позднее 21-го апреля, чтобы не совместить праздник основания Рима со Страстной седмицей.

.

Для «простых» людей давно придумано «обоснование» неизменности и правильности существующих «исправных букв» из пасхальных таблиц (а заодно и правильности попадания на неделю Песаха). Дескать, во времена Никейского собора (лето 5818-е или 310-й год «нашей эры» по данным иосифовской Кормчей) равноденствие было 21-го марта. Значит, самое раннее полнолуние (соответственно, и Песах) могло быть тоже 21-го марта. Значит, самая ранняя Христианская Пасха могла быть 22-го марта (на следующий день). Вот ее и установили на 22-е марта, присвоив этому дню «исправную букву 1». Это потом она постепенно удалилась от первого дня Песаха из-за неточности продолжительности лунного месяца. А «отпрыгивание» на месяц в двух годах цикла объясняется, дескать, тем, что иудеи в эти годы в то время праздновали раньше весеннего равноденствия.

.

Всё, вроде, сходится. За исключением маленькой «неувязочки». В лето 5827-е (319-й год) с «кругом Луне 13», когда Христианская Пасха по нынешним таблицам была 22-го марта, Песах наступил тоже 22-го марта (по иудейскому календарю), а реальное полнолуние было 23-го марта. И в последующие года с «кругом Луне 13» Песах наступал 22-го марта (а иногда 23-го). И через 95 лет в лето 5846-е (414-й год) ситуация не исправилась. Христианская Пасха, Песах и реальное полнолуние в этот год тоже наступили 22-го марта.

.

Историки говорят, что современного иудейского календаря тогда, может, и не было. Но от полнолуний-то никуда не денешься. Нельзя же признать, что Св. отцы, установив правила Пасхалии, тут же принялись их нарушать!

.

Чтобы полнолуние в годах с «кругом Луне 13» сдвинулось ранее 22-го марта, пришлось бы несколько сот лет после Никейского собора подождать. Можно предположить, что Пасхалию окончательно оформили где-нибудь ближе к 10-му веку. Но равноденствие-то тоже бы на месте не стояло! Оно бы уже не 21-го марта было, а гораздо раньше. И что тогда от этих «объяснений» остается?

.

Даже в 927-м году Песах по иудейскому календарю выпал на 22-е марта. Полнолуние (по Идельсону) было 21-го марта в 7 часов 12 минут (по Гринвичу). По другим расчетам 21-го марта в 10 часов 17 минут (для Константинополя).

.

Последний раз Песах (по еврейскому календарю) выпал на «исправную дату» в 1103-м году 26-го марта (полнолуние 25-го марта в 17 часов 11 минут).

.

Из всего этого ясно видно, что наши пасхальные таблицы никак не могли быть составлены (и «прикреплены» к соответствующим годам) в 4-м веке (н.э.). А если признать, что еврейский календарь старше 12-го века (н.э.), то пасхальные таблицы не могли быть составлены раньше 12-го века.

Updated: 03.04.2017 — 01:37

The Author

Килияс Росикос

Никакой пощады врагу, любить будем когда победим! . . . А́ще ктó не лю́битъ Гóспода Иисýса Христá, да бýдетъ прóклятъ, марáнъ Аѳá. (1 кор. 16:22)

2 комментария

Add a Comment
  1. На «епакту» уже давно (с 16-го века — уж точно) внимания не обращают и никак ее в пасхальных расчетах не используют.

    Хотелось бы об этом поподробнее узнать. В формуле расчета пасхалии имеется число 19, это, как я понимаю, и есть епакта (эпакта)
    .
    Справка:

    .
    Эпакт

    .
    Эпактом называют возраст Луны от новолуния в сутках на 1 января любого года. Эпакт был предложен А. Лилием и введен К. Клавием в период подготовки новых таблиц для определения дней Пасхи и других праздников. Каждый год имеет свой эпакт. Вообще для определения даты Пасхи требуется лунный календарь, но эпакт позволяет определить дату новолуния и далее вычислить дату первого полнолуния после весеннего равноденствия. Следующее после этой даты воскресенье и есть Пасха.
    .
    Эпакт совершеннее золотого числа: он позволяет определять даты новолуний и полнолуний по возрасту Луны на 1 января, не рассчитывая лунные фазы на весь год. Полная таблица эпактов вычислена на 7000 лет, после чего вся серия повторяется. Эпакты пробегают циклически серию из 19 чисел. Для определения эпакта текущего года нужно к эпакту предыдущего года прибавить 11. Если сумма превышает 30, то нужно вычесть 30. Это не очень точное правило: число 30 приблизительное, так что вычисленные по этому правилу даты астрономических явлений могут отличаться от истинных на сутки. До введения григорианского календаря эпакты не использовали. Считается, что цикл эпактов начался в 1 до н.э. с эпактом 11. Инструкции для расчета эпактов кажутся очень сложными, пока не вникнешь в детали.

  2. А.Ю. Рябцев «Размышления о Пасхалии»

    Заканчивается празднование в 20-й день лунного месяца (21-го нисана). Для определения этого последнего праздничного дня Песаха и служит «епакта».

    Еще раз обратим внимание, что в пасхальных таблицах содержится не дата полнолуния, с которого начинается праздноваться Песах, а дата 20-го дня лунного месяца, – последнего дня иудейской пасхальной недели. Если бы эта дата никакого значения не имела, она никогда в таблицах и не появилась бы.Если бы имел значение только первый день Песаха (полнолуние), то его дата и стояла бы в таблицах. А ее там нет.

    Для строгого выполнения Апостольского правила надо так составить пасхальные таблицы, чтобы Христианская Пасха не выпадала ранее 22-го числа Ветхозаветного первого весеннего лунного месяца.

    Намек в пасхальных таблицах — епакта, соблюдение до 21 дня луны — последнего праздничного дня Песаха.
    Затем — празднуется Пасха. Т.е. отступление 7 дней от 14 дня луны.

    А вот из этой же статьи, раздел «О времени празднования Христианской Пасхи в период до Никейского собора»

    Это утверждение основано на одном очень древнем источнике: «Апостольских Постановлениях, переданных через Св. Климента, Папу Римского, Апостола от семидесяти».

    В этих «Постановлениях» написано:

    «Апостольские Постановления». Книга 5
    «Итак вы, братья, искупленные кровию Христовою, должны торжествовать дни Пасхи с точностью и со всем рачением после равноденствия, чтобы воспоминания одного страдания не совершить в году дважды, но чтобы единожды Умершего воспоминать в году однажды, не наблюдая впредь, чтобы праздновать с иудеями; ибо у нас нет теперь никакого общения с ними, потому что они заблуждают и в самом времясчислении, почитая оное правильным, как во всех отношениях заблудившиеся и от истины удалившиеся.

    Вы же с точностью наблюдайте возвращение равноденствия весеннего времени, бывающее в двадцать второй день двенадцатого месяца дистра, замечая до двадцать первой Луны, чтобы четырнадцатый день Луны не пал на другую какую седмицу и, чтобы, ошибившись, по неведению, не совершить нам Пасхи дважды в год, или чтобы не отпраздновать нам дня Воскресения Господа нашего Исуса в иной день, кроме дня Господня.

    Во дни пасхальные поститесь, начиная со второго, до Пятницы и Субботы, шесть дней, употребляя в пищу только хлеб, соль и овощи, а в питье — воду; от вина же и мяса воздерживайтесь в эти дни, ибо это дни сетования, а не празднества. В пятницу же и в субботу совершенно поститесь, кто только может, ничего не вкушая до ночного пения петухов, а если кто не может пропоститься два дня сряду, тот пусть соблюдает по крайней мере субботу.»

    Здесь содержатся следующие предписания о праздновании Христианской Пасхи:

    1) «Чтобы четырнадцатый день Луны не пал на другую какую седмицу», кроме Ветхозаветной пасхальной седмицы. То есть Христианская Пасха должна наступать после Ветхозаветного пасхального полнолуния, а не до него.

    2) «Замечая до двадцать первой Луны». То есть Христианскую Пасху надо праздновать после 21-го дня Луны. Дожидаться 21-го дня Луны необходимо, чтобы гарантированно не попасть на иудейскую пасхальную неделю, которая длится с 14-го числа по 20-е. Поскольку при определении полнолуния возможна ошибка в одни сутки, для гарантии надо поститься и праздновать после 21-го числа. Возможно, это связано также и с тем, что иудеи в диаспоре (вне Израиля) празднуют Песах восемь дней (хотя это Ветхим Заветом и не предусмотрено).

    3) Выполнив первые два условия, необходимо выбрать ближайший понедельник («начиная со второго» дня недели), усиленно поститься шесть дней и отпраздновать Христианскую Пасху в Воскресение («день Господень»).

    4) При этом надо следить, чтобы не праздновать до весеннего равноденствия. Требование праздновать после равноденствия известно давно и из многих источников («чтобы, ошибившись, по неведению, не совершить нам Пасхи дважды в год»).

    Практически все эти требования должны были приводить к празднованию Христианской Пасхи в первое Воскресение после 27-го числа Ветхозаветного пасхального лунного месяца.

    Нужно проверить 1) источник «Апостольские постановления» Климента Римского; Что эта отступка в 7 дней не изменилась после первого Никейского(позднее)

    Как я раньше не прочитал источник, который и сам дал??

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Проект создан 3 октября 2007г. как обличительно аналитический ресурс - Стой за Веру до Венца! Стой за Правду до Конца! Православие или "хлеб" Frontier Theme
Перейти к верхней панели