Подстрочный разбор цитаты свт.Игнатия Брянчанинова на тему, душевной и плотской ревности

Наверняка неофит недавно пришедший к вере по прочтении цитаты Святителя Игнатия заключит для себя, что любая ревность есть зло, что-бы этого не произошло, предлагаю вашему вниманию подстрочный разбор. Так как ревность, ревности рознь… Отец наш Игнатий Брянчанинов говорит только о той которая проистекает от гордыни и самомнения, а не вообще о всех видах ревности сразу, свидетельством тому служит первое предложение выделенное жирными буквами —

Люди, думающие о себе высоко, почитающие себя истинно верными служителями Бога, часто воспаляются плотской, душевной ревностью, начинают зорко следить за окружающими, осуждать их и обличать в разных нравственных погрешностях, в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения. «Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, — не святые, а грешники.

Рождается вопрос — а если ты не думаешь о себе высоко — считаешь себя ниже других, если не уверен в истинности пути по которому идешь, и позволяешь себе обличения, что тогда? Если обличаешь не в духе страстей, а любви к Богу, к вере, к душе ближнего? У свт.Игнатия на эту ситуацию нет ни слова…. Поэтому применять ко всем безразборно, данную цитату нельзя, она узко специфична.

Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Св. Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страстью и по обольщению демоническими помыслами» [1].

А как узнать, что тебя в этот самый момент не обличает Святой, а грешник и наоборот? Если ко всякому обличению или замечанию в свой адресс относится как к действию демонскому — разве это не принесет вреда? Разве не породит подозрительность, надменность, циничность, пренебрежение? Разве не убъет возможность видеть в людях образ Божий?

В каждом из нас очень глубоко сидит дух осуждения: по гордости, по самомнению, высокомерию, по злобе и другим страстным побуждениям мы постоянно ищем и находим у ближнего множество недостатков, ошибок, погрешностей. При этом — если мы начнем оправдываться ревностью по благочестию, то даем себе свободу действовать по этим страстям, начинаем с горячностью раздувать картину немощей и недостатков ближнего, рисовать его погрешности в самом ужасном, неприглядном виде, распаляем в себе и в других негодование, гнев, нетерпеливое стремление исправить, обличить его, порываемся научить его уму-разуму, даже уничижить его, думая, что это движет нами само благочестие. Такая ложная, воспаленная ревность всегда приводит к подозрительности, мнительности, клевете, к жестокости, ненависти, душевному вреду. Замечено: когда ближний не принимает обличения, то такая слепая ревность производит памятозлобие и мстительность против него, а когда ближний покорится — то рождает тщеславное самодовольство .

Тут вопросов не возникает, со всем согласен, так и есть… Однако неофиту может показаться, на основе всех этих выводов, что обличать вовсе никого нельзя, а нужно жить своей обособленной жизнью и заниматься только своею душею, упражняясь в эгоизме самоспасения.

…Не думайте, будто вы угождаете вашим братьям, когда, увидя, что они делают что-либо дурное, не обличаете их со всею строгостию (свт. Иоанн Златоуст, 44, 660).

***

В самом деле, если друг обличил тебя справедливо, исправь грех… (свт. Иоанн Златоуст, 46, 121).

***

Весьма много добра для жизни нашей произойдет от того, если все мы будем и обличать согрешающих, и сами легко переносить обличения во грехах (свт. Иоанн Златоуст, 46, 121—122).

***

…Как отвергающий лекарства неразумен, так и не принимающий обличении безрассуден (свт. Иоанн Златоуст, 46, 122).

***

Великое благо — быть в состоянии сносить обличения; великое благо — уметь обличать, — это (последнее) есть признак величайшей заботливости (о ближнем) (свт. Иоанн Златоуст, 46, 122).

***

Что лекарства для ран, то обличения для грехов (свт. Иоанн Златоуст, 46, 122).

***

Мы потому и тяжки (для других) со своими обличениями, что сами раздражаемся, когда нас обличают. Если бы брат твой узнал, что, обличив тебя, он похвален тобою, то и сам отплатил бы (тебе) тем же, когда бы ты стал обличать его (свт. Иоанн Златоуст, 46, 123).

***

Вот отличие самое важное, вот великая честь, вот слана самого высокого любомудрия — великодушно терпеть обличение (свт. Иоанн Златоуст, 46, 125).

***

Обличения, высказываемые пред всеми, часто делают обличаемых более бесстыдными, и многие из грешников, если видят, что им можно быть незаметными, легко решаются исправиться, а если они уже у многих потеряли хорошее мнение, то иные из них впадают в отчаяние и предаются бесстыдству (свт. Иоанн Златоуст, 48, 270).

***

Обличающий должен много обдумывать, чтобы обличение было принято охотно; нужно много благоразумия тому, кто прилагает это врачевство; лучше сказать, обличающий должен иметь больше мудрости, нежели режущий тело (свт. Иоанн Златоуст, 48, 491).

***

Обличитель несносен для грешников не только тогда, когда они слышат его голос, но и тогда, когда только видят его (свт. Иоанн Златоуст, 49, 418).

***

Если нужно против кого-нибудь восстать, то это можно сделать и без гнева, и даже удобнее и благоразумнее, нежели как с гневом: тогда ничего не потерпишь неприятного (свт. Иоанн Златоуст, 50, 865).

***

Нет стыда в том, когда нас другие исправляют; напротив, стыдно удалять от себя тех, кто исправляет нас, и делать это во вред собственному спасению (свт. Иоанн Златоуст, 52, 108).

***

Восстань против тщеславия; если кто скажет против тебя что-нибудь, не убойся выслушать о себе худое ради Христа (свт. Иоанн Златоуст, 52, 149).

***

Если ты говоришь и правду, но с гневом, то все погубил, будешь ли ты обличать, или вразумлять, или делать что-нибудь другое (свт. Иоанн Златоуст, 52, 166).

***

Если ты видишь согрешающего брата, то обличи его не всенародно, но как повелел Христос: между тобою и тем единем (Мф. 18, 15), притом не понося и не нападая па лежащего, но соболезнуя и сокрушаясь; будь и сам готов выслушать обличение, если ты согрешишь в чем-нибудь (свт. Иоанн Златоуст, 53, 450).

***

…Советы твои пусть будут кратки, потому что <грешник> не нуждается в длинных нравоучениях; извинения же пусть будут неоднократны и часты, а больше всего ссылайся на любовь, прикрывая ею строгость речей своих и оставляя дальнейшее на его волю; скажи: «Я только предлагаю и советую тебе это, а послушаться зависит от тебя; я не заставляю и не принуждаю тебя, но предоставляю все собственному твоему рассуждению». Если таким образом мы будем приниматься за обличение, то мы легко сможем исправлять согрешающих (свт. Иоанн Златоуст, 53, 453).

***

Ничто ведь не имеет такого влияния на душу, ничто столько не способно восстановить ее и исправить ее непостоянство (как обличение) (свт. Иоанн Златоуст, 54, 89).

***

Обличающий грешников, если и ничего другого не делает, по крайней мере, не попускает им идти далее (свт. Иоанн Златоуст, 54, 255).

***

Для вас лучше в продолжение краткого времени потерпеть жжение от наших слов, нежели вечно (страдать)от того пламени <геенны> (свт. Иоанн Златоуст, 54, 275).

***

По самому существу… слушание замечаний тягостно, и в особенности, когда это случается с престарелым человеком, а если (замечания делаются) к тому же юношею, то это становится втройне безрассудным. Поэтому и нужно смягчать (обличение) кротостию и дружелюбием. Можно ведь обличать без жестокости, если кто захочет упражняться в этом; только для этого требуется большое благоразумие, однако это возможно (свт. Иоанн Златоуст, 54, 708).

***

Сильное обличение, когда оно делается с кротостию, особенно может трогать. Гораздо скорее можно тронуть кротостию, нежели пристыдить строгостию (свт. Иоанн Златоуст, 54, 797).

***

Действительно, обличение само по себе невыносимо, если оно не растворено утешением. Как при разрезе раны, хотя и спасительном, страждущий не выносит болей сечения и разреза, если не будет употреблено многих средств, смягчающих боль, так и здесь (свт. Иоанн Златоуст, 54, 822).

***

…Мы теперь хотя сами себя называем грешными, недостойными, и говорим многое другое, но если кто-нибудь другой скажет о нас что-либо подобное, то мы раздражаемся, свирепеем. Видишь ли, что у нас нет исповедания грехов и даже благоразумия? Ты сам называешь себя таким; не досадуй же, когда слышишь то же от других, когда обличают тебя другие. Когда другие поносят тебя, тогда чрез это обличаются грехи твои; они на себя налагают бремя, а тебя приводят к любомудрию (свт. Иоанн Златоуст, 55, 225—226).

***

…Обличающему нужна именно великая кротость, чтобы расположить обличаемого перенести болезненное врачевание. Не видите ли у врачей, когда они прижигают или отсекают, с какою кротостию они применяют врачевство? Чем более должны так поступать обличающие, потому что обличение сильнее огня и железа приводит в раздражение. Врачи всячески стараются, чтобы сделать отсечение спокойнее и как можно легче, и для того, приступив к нему и исполнив несколько, останавливаются, чтобы дать отдохнуть больному. Так должно делать и обличения, чтобы обличаемые не отстранились от нас. Если бы при этом нам пришлось выслушать оскорбления и даже получить удары, мы не должны останавливаться. И подвергающиеся болезненному врачеванию много кричат против врачующих, однако врачи не смотрят ни на что, а только на здоровье страждущих. Так и здесь нужно делать все, чтобы обличение принесло пользу, нужно переносить все, имея в виду предстоящую награду (свт. Иоанн Златоуст, 55, 252).

***

Что делаешь ты, человек?.. Видишь брата, который стремится в пропасть, оставил заботу о спасении, не знает, что нужно делать, — и не протягиваешь руки, не порицаешь, не обличаешь его? Желаешь лучше не навлечь на себя его гнева, не показаться ему неприятным, чем позаботиться о его спасении? Будешь ли ты иметь какое-либо прощение у Бога, какое-либо извинение?.. Оттого-то все и извратилось, оттого-то все в нашей жизни и смешалось в беспорядке, что мы ни сами не выносим мужественно обличений, ни других не желаем обличать. Потому мы и бываем ненавистны со своими обличениями, что сами приходим в ярость, когда нас обличают. Если бы брат твой знал, что, обличив тебя, он заслужит от тебя похвалу, то и сам отплатил бы тебе за обличение такой же платой (свт. Иоанн Златоуст, 55, 519).

***

Когда враг будет поносить тебя за грех, который ты сознаешь за собой, а ты, слыша это, не ответишь ему оскорблением, а горько восстенаешь и станешь умолять Бога, то тотчас же изгладишь весь грех (свт. Иоанн Златоуст, 55, 614).

***

…Когда ты согрешишь, не жди обличения со стороны другого, но прежде, чем будешь обличен, сам осуди свой поступок, потому что, если другой обличит тебя, твое исправление является добрым делом не твоего исповедания, а обличения другого (свт. Иоанн Златоуст, 55, 687).

***

У тех, кто лечит тела, бывает так, что наносящий сечение сам нисколько его не чувствует, а раздирается от болей один только тот, кому производится сечение; у врачующих же души дело обстоит не так, — если только я не ошибаюсь, судя по себе о других, — а сам говорящий первый испытывает боль, когда порицает других (свт. Иоанн Златоуст, 55, 688).

***

Можно и бранить, и обличать, но с мудростью; растворенное ею обличение не бывает противным, тяжким и несносным (свт. Иоанн Златоуст, 55, 1113).

Великое бедствие, когда разгоряченные ревнители дерзают вмешиваться в дела церковные, когда они по влечению своего страстного сердца и воспаленного ума думают исправлять то, что может быть исправлено лишь действием особенной благодати Божией, чрез посредство самых достойных, святых людей, которым ясно открыты Судьбы Божий.

А может этот самый разгоряченный ревнитель и есть достойный — откуда мы можем знать, достоин он или нет? Как думаете через кого будет действовать Бог если все остальные находятся в состоянии теплохладности и спят мертвым сном, как лягушки в стухшем болоте. Конечно через того, кто горячь!

14И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:

15знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!

16Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.

Как много бедствий в духовной жизни бывает от такой надуманной, болезненной озабоченности благочестием ближних, от дерзкой попечительности о духовной устроенности окружающих нас верующих, когда сами мы еще далеко не устроенны, не имеем мира в душе своей, далеки от любви к Богу и ближним.

Как вообще можно определить, что все это надуманная ревность? Каким критерием все это измеряется? Каждая душа потемки и мы не можем знать мотивов движущих в данный момент человеком. Поэтому и нельзя всех под одну гребенку классифицировать как грешников, это ошибка. (не свт. Игнатия, а всех тех кто не правильно понимает его слова)


Игнатий Брянчанинов во своих размышлениях о ревнителях говорит, что не полезно ревновать в духе начетничества и педантизма, то есть нельзя обличать самого брата, тыкая его носом как котенка в совершенный грех. Следует обличить не его, а совершенные им беззакония, без перехода на личность провинившегося.
Однако помните, что еретики нам не братья, они есть враги Божии (даже неосужденные)  У других Святых Отцов мы найдем призывы к тому, что абсолютно все должны обличать еретиков и ревновать о православии независимо от того насколько мы сами грешны, или какое положение имеем в церкви. Так иной солдат на войне может быть и не очень хорош по своему нравственному состоянию, но коли он призван защищать отечество, то не смотря на это обязан воевать, а все остальное предается Суду Божию.

Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
3
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x