Крещение Господа Нашего iИсуса Христа! С праздником!

СЛОВО НА ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ. О ВНУТРЕННЕЙ КРЕЩЕНСКОЙ БЛАГОДАТИ

Крещение Господне
Крещение ГосподнеВот слова апостольского чтения в честь великого праздника Крещения Господня, на которых мне хотелось бы в данную минуту остановить ваше внимание, возлюбленные во Христе братия и сестры. Здесь говорится о явлении благодати, которая, по учению Апостола Павла, делает нас целомудренными, праведными и благочестными, т. е. святыми.
Что же это за благодать, о которой говорит здесь Апостол, как о средстве к стяжанию святой спасительной жизни? По учению преподобного Иоанна Кассиана, надо различать два вида благодати: благодать внешнего промышления, через которую Господь действует во всем мире или непосредственно, или посредством Ангелов, людей и даже видимой природы; и благодать, как внутреннюю божественную силу. Именно эту последнюю благодать и надо разуметь в данных словах св. Апостола. Она действовала в жизни первых людей в раю и была источником их истинного ведения, святости и блаженства. После же падения наших прародителей она оставила их, и потребно было Спасителю воплотиться, пострадать, умереть и воскреснуть, чтобы сия благодать опять была дарована людям. Эта милость Божия и излилась на нас, когда, по обетованию Христа, Дух Святой в Своей многообразной благодати сошел на Апостолов, как истина (Ин. 5:6; Ин. 1:5,26,16:13), как сила (Деян. 1:8) и как утешение (Ин. 14:16,26,15:26,16:7), или божественная радость. С тех пор благодать Святого Духа стала подаваться верующим в Церкви через таинства крещения и миропомазания для возрождения нашего ума, воли и сердца.

Как возрождающая божественная сила, она стала царствовать внутри нашего существа, в самом сердце человека. До появления этой благодати, как учит великий из св. отцов Блаженный Диадох, в сердце царствовал грех, а благодать действовала совне. А после явления благодати грех действует на человека совне, а благодать — в сердце. В этом, между прочим, состоит различие между Ветхим и Новым Заветом.

Конечно, по существу мы никогда не определим, чтó такое благодать Божия. Св. Макарий Великий учит, что как Бог непостижим в Своем существе, так не может быть познана в своей сущности и благодать Святого Духа, ибо она есть неотделимая от Бога Его божественная сила. Вот почему Сам Господь, предлагая учение о благодати, как действии Святого Духа, прибегал к приточным формам. Ее Он имел в виду, как говорит св. Симеон Новый Богослов, когда сказал: «Огня приидох возрещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся» (Лк. 12:49). Ту же благодать Святого Духа Господь имел в виду, когда в последний великий день праздника возгласил: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет». «Веруяй в Мя… реки от чрева его истекут воды живы. Сия же рече, — замечает евангелист, — о Дусе, Его же хотяху приимати верующии во имя Его» (Ин. 7:37-39).

Однако, мы можем познавать благодать Святого Духа опытно, духовно, когда будем испытывать в своем сердце ее спасительные действия, воспринимая от нее истинное ведение о Боге и о мире, чувствуя в себе ее силу для борьбы со грехом и ее неизреченную радость. Мы узнаем, чтó такое благодать Святого Духа только тогда, когда она будет в нас царствовать над всеми нашими страстями, и мы будем ощущать ее, как Царство Божие, как правду, мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14:17).

Такое именно опытное познание о благодати оставили нам в своих творениях св. отцы Церкви: Антоний Великий, Макарий Великий, Блаженный Диадох, преп. Симеон Новый Богослов и великий богослов нашей Русской Церкви, Епископ Феофан Затворник. Они чувствовали в себе благодать Святого Духа, как дар божественного ведения и премудрости, и настолько, что могли других озарять светом божественной истины. Они ощущали в себе благодать, как божественную силу, ибо ею совершали дивные чудеса, ею предсказывали будущее. Эта благодать переживалась ими как внутренняя неиссякаемая божественная радость, которую они испытывали непрестанно и которою утешали скорбные сердца верующих.

Ясно отсюда, каким великим благом является для нас благодать Святого Духа. Что она есть самое драгоценное сокровище, об этом свидетельствует учение Христа, Апостолов и св. отцов. По учению Христа, благодать Святого Духа является таким величайшим для нас благом, что ниспослание ее нам было целью Его страданий и смерти, как это видно из Его прощальной беседы с учениками (Ин. 16:7). Так смотрели на благодать и св. Апостолы, ибо учение о спасении благодатию, в силу крестной смерти Христа, было центральным в их благовестии, о чем особенно ярко свидетельствуют послания св. Апостола Павла. Не могли иначе смотреть на благодать Божию и св. отцы Церкви. Так, св. Симеон Новый Богослов говорит: «То и было целью и концом всего домостроительства Христова, чтобы верующие принимали в души свои Духа Святого и чтобы Он был как бы душою нашей души и чтобы действием Сего Духа мы переплавлялись и пересозидались по уму, совести и по всем чувствам». А великий угодник нашей русской Православной Церкви, св. Серафим Саровский, учил, что стяжание благодати Святого Духа (т. е. раскрытие ее в нас) есть цель всей нашей жизни христианской.

Вот о явлении какой благодати говорят слова Апостола Павла, слышанные нами ныне за литургией.

Какой же, возлюбленные, мы должны отсюда извлечь для себя спасительный урок? Слыша эти апостольские слова, мы должны радоваться и благодарить Бога, что являемся чадами Православной Церкви Христовой, через которую Господь дает нам эту великую благодать, несравнимую ни с какими сокровищами мира. В католичестве нет такой благодати; вернее, она не может у католиков проявляться, в силу их отступления от истин православной веры. В этом заключается самая существенная разница между православием и католичеством. В последнем эта благодать, получаемая в таинствах св. крещения и миропомазания, как божественная искра, сокрыта под пеплом всевозможных лжеучений, а в нашей Православной Церкви она, как солнце, сияет, проявляясь в дивных и разнообразных дарованиях, какими одарил Господь святых Своих, исполнив в их жизни Свое слово: Удиви Господь вся хотения Своя в них (Пс. 15:3).

Что же касается протестантства, то здесь совсем нет возрождающей благодати Святого Духа в ее дивных проявлениях, ибо у протестантов нет таинства св. миропомазания, в котором подаются благодатные силы к тому, чтобы стать нам новою тварью во Христе.

Впрочем, мы не только должны радоваться, что мы чада Православной Церкви, получающие от нее великую благодать. Мы должны в жизни нашей раскрывать эту благодать до ее дивных проявлений. А это осуществится только тогда, когда мы будем неуклонно исполнять все божественные заповеди. Поэтому пусть слова Апостола Павла, ныне слышанные нами за литургией, возбуждают в нас не только чувство радости, но и стремление к тому, чтобы осуществить их в нашей жизни. Тогда благодать Святого Духа будет научать нас спасительной, целомудренной и святой жизни и к нам вполне будут применимы слова Апостола Павла: «Явися бо благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце» (Тит. 2:11-12). Аминь.

Произнесено в Русском Посольском храме св. Николая г. Софии 6 января 1924 г.

Источник: Архиепископ Серафим (Соболев). Проповеди. — София, 1944. — С. 17-20.

Updated: 20.01.2017 — 12:49

3 комментария

Add a Comment
  1. После прочтения статьи, подумалось о том, что Благодать всегда наш народ покрывала и спасала и мы творили чудеса стойкости, веры, мужества на войне, при иге. Сам сатана наверно изобрел эту дьявольскую ересь экуменизм, через которую нашу Церковь и народ лишить благодати, под видом ложной любви ко всем, лишить защиты Духа Святого, в котором наша сила народа. Только через лишение благодати можно нас победить по всем фронтам. Всегда Русский воевал Духом, Суворов зная это, делая ставку на Дух солдата, всегда побеждал .

  2. От лица редакции нашего сайта поздравляю всех наших читателей с праздником Крещения Господня!
    .
    Сегодня удивительный день, единственный день в году, когда Дух Святой без призывания Его священником, сходит на все водные нескверные источники и освещает их. Причем не только на земле, но и в космосе, то есть во всей вселенной. Даже вода из под крана в ночь с 18 на 19 января освещалась Духом Святым, как берущая свое начало от рек, озер и ключей, откуда уже люди проложили ей путь к нашему крану в квартире. Паче же, вода эта, набранная в ночь с 18 на 19 из чистых источников (колодцы, озера, реки, водопровод) без сомнения святая, когда наступают дни духовного лихолетия и когда уже в Церквах не совершаются таинства и храмы стоят разрушенные (например, во времена советских атеистических гонений).
    .
    Читала в одной из книг, как священник приехал в далекий северный край, где уже несколько десятилетий не было храма. Верующие люди ходили в предкрещенскую ночь к проруби на реку и набирали там воду, нисколько не сомневаясь, что она святая. Этой водой они весь год исцелялись от хвори душевной, и телесной. Вода никогда не портилась и оставалась прохладной даже в теплые летние дни. У батюшки не было с собой запасных Св. Даров, не было и храма в том селении, а значит и Престола Божия не было и потому невозможно было отслужить литургию с евхаристическим каноном. Тогда священник отслужил литургию мирянским чином и затем причастил людей той крещенской святой водой, которая у них была. Он никогда ранее не видел, чтобы так сияли лица неземной радостью. У некоторых текли слезы. А одна тяжело болящая женщина получила исцеление.
    .
    Предлагаю послушать проповедь о. Сергия Правдолюбова, потомственного священника, богослова и гимнографа. Священник остается служить в РПЦ МП, поминает по уставу действующего патриарха, но ересь экуменизма не проповедует. Проповеди его по-прежнему остаются живым глотком Православия. Будем уповать, что Господь неведомыми путями приведет его ко спасению. В конце этой проповеди о. Сергий как раз и говорит о том, что Господь на Богоявление освещает все воды, даже в космосе.
    .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проект создан 3 октября 2007г. как обличительно аналитический ресурс - Стой за Веру до Венца! Стой за Правду до Конца! Ὀρθοδοξία ἢ θάνατος! Frontier Theme
Перейти к верхней панели