Христианский брак и феминистское движение — Протоиерей Анатолий Трепачко

Христiанство есть сила, освящающая важнейшiя жизненныя взаимоотношенiя, которыя имеют воспитывающее значенiе в духовной жизни. Искупленiе, на котором построена вся сущность христiанскаго ученiя, совершилось силою и действiем состраждущей любви Христовой, чтобы “человека освятить человечеством Бога” (свят. Григорiй Богослов). Естественную жизнь Сам Бог установил в раю через сотворенiе жены в помощь мужу: “плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю” (Быт. 1: 28). В обеих областях властвует один и тот же Всемогущiй и Всеблагой Бог, Который есть Всесовершенная Высшая Любовь. Вся цель кратковременной человеческой жизни есть исполненiе воли Божiей. Путь к этой цели состоит в том, чтобы земная жизнь напитывалась духом Христова ученiя. А важнейшее и самое первое из всех земных установленiй для людей, живущих в мiру, есть брак.

    Когда изучаем нравственное состоянiе народа или моральное положенiе времени, то взор, прежде всего, останавливается на состоянiи брачной жизни той эпохи. По нему судим о всем остальном. Брачная жизнь нашего времени “новаго порядка” страшно поколеблена и, как следствiе, остальныя области нравственной жизни находятся в плачевном состоянiи.

   Священное Писанiе повествует со своею обычною простотою и в то же время с глубококомысленною мудростью: “и сотворил Бог человека по образу Божiю сотворил его, мужчину и женщину сотворил их” (Быт. I, 27). Этими словами, определяющими брак на заре исторiи человечества, Св. Писанiе говорит, что брак есть основа человеческаго общества. Задолго, прежде чем явились государства, брак и семейство уже существовали. Прежде чем народ израильскiй сделался носителем Божественнаго Откровенiя, он имел свою родину в семействе Авраама. Когда Спаситель пришел к Своему народу, Он родился в святом семействе. И прежде чем выступить с проповедью, “положил Iисус начало чудесам и явил славу Свою в Кане Галилейской” (Iоан. II, 11), где дал благословенiе браку. Когда апостолы призывали народы в Церковь Христову, то они вносили свое благовестiе прежде всего в отдельные дома, и делали их очагами распространенiя христiанства.

   Можно сказать, что исторiя религiи есть также исторiя христiанскаго брака и нравственнаго на него воззренiя!

   Однако из мрачных теней в образе дохристiанскаго мiра — это исторiя положенiя женщин. Благодаря распространенiю христiанства, женщины получили самое важное и необходимое: свое нравственное достоинство и свое призванiе. “Какiя женщины имеются у христiан!” — изумленно восклицал язычник Ливанiй, когда свят. Iоанн Златоуст разсказал ему о своей матери Анфусе. Это был плод новаго духа Iисуса Христа; сама эта нравственность была чудом! В словах Пресвятой Девы Марiи: “Се, раба Господня” (Лук. I: 38) — справедливо виден поворот в исторiи положенiя женщин. Евангелисты разсказывают о той преданной любви, с которой женщины служили Господу и пребывали у подножiя креста, между тем, как даже близкiе ученики, оробев, скрылись; они разсказывают, как Господь милостиво принимал и грешниц, и как Марiя Магдалина удостоилась видеть Воскресшаго. Христiанство придало женщинам новое нравственное достоинство, вывело их из праха униженiя и рабства и поставило рядом с мужчинами. Но если мы говорим о женщинах, то говорим о браке, потому что исторiя брака есть исторiя женщин.

   Отсюда видно, как тесно связаны между собою религiя и естественная жизнь. Ведь брак и есть самыя естественныя жизненныя отношенiя, какiя только существуют, и одно из земных призванiй человека.

   В браке нас очаровывают в другой половине не отдельныя стороны внешняго или внутренняго существа, но очаровывает весь человек, к которому другой человек чувствует влеченiе всем своим существом. В просторечiи говорят о влеченiи сердца. Но сердце есть весь человек, потому что оно представляется средоточiем внутренней жизни человека. В этом глубочайшем существе человека и живет любовь, если она истиннаго свойства, эта любовь проходит  через тело и душу.

   Любовь, изображаемая на телевизiонных экранах, воспеваемая “мыльными операми”, не есть истинная любовь. Это лишь пламя чувственных страстей, увлекающих зрителя в погибель. На земле нет большей человеческой силы, чем любовь! Но истинная любовь не есть буря страстей или упоенiе чувств, а спокойная решимость души. По всему Св. Писанiю, брачная любовь людей служит прообразовательным примером этой высшей любви Бога к нам, людям. “Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь, и предал Себя за нее” (Ефес. v: 25). Так высоко никогда не осмеливались почитать и ставить любовь мышленiе и фантазiя мудрецов и поэтов Грецiи. Истинная любовь спокойна и проста, но она есть истинная поэзiя жизни. Цель любви есть брак. Брак же есть общенiе тела и души. Он имеет не только духовную, но и телесную сторону.

   О чувственности вне брака не лишне сказать словами апостола Павла, что “о том, что они делают тайно, стыдно и говорить” (Ефес. v: 12). Если взглянуть на жизнь, как она представляется в действительности, взглянуть в область греховнаго безстыдства и пошлости, то охватывает такой ужас, что в страхе и стыде отворачиваем лицо и глубоко скорбим о человеческой нравственной испорченности.

   Православный христiанин должен не только вступать в брак, чтобы хранить себя в чистоте, но и быть целомудренным, чтобы с чистою совестью вступить в брак. Исторiя показывает, что, смотря по тому, как народ относится к распущенности половой жизни, он бывает здоров или находится в духовном и физическом разложенiи.

   Церковь является хранительницей Божественнаго откровенiя о браке и требует от своих членов, чтобы при заключенiи брака они обращались за освященiем его, потому что только Церковь может сообщить браку Божественное благословенiе, необходимое для вступающих в благодатный жизненный союз.

   Самая твердая опора брачнаго взаимообщенiя — во взаимообщенiи в духовно-религiозной жизни; оно освящает радость брака, помогает сносить скорби, нужды и тяжкiя жизненныя невзгоды, без которых не обходится семейная жизнь. Хорошо, если духовная жизнь супругов находит свое общее выраженiе в религiозных правилах семейной жизни. В добрыя времена домашняя молитва и изученiе Св. Писанiя были самым обычным явленiем, в настоящее же время это правило существует в сравнительно немногих семьях.

   Положенiе мужа и жены в доме различно, но брачная жизнь их совместна и представляет собою уравнивающую силу. Если муж есть определяющая воля дома, жена есть оживляющая его душа. К полноте брачнаго общенiя относится то, чтобы каждый открывался другому, доверяя то, что внутренне волнует или переживается. Кто вступает в брак, тот не остается своим собственным господином, а отдает себя в собственность другому. Когда брак заключен верно и находится в здоровом состоянiи, мысль о разводе не должна приходить в голову, а православному христiанину она не должна приходить совсем! Вступать в брак с мыслью возможности его расторженiя — значит отрицать свое нравственное достоинство, и это есть признак моральнаго упадка. Потому Спаситель указал на “прелюбодеянiе” (Матф. xix: 9) как единственную причину для развода, потому что по самой природе, никакая другая причина не может быть основательна. Нерасторжимость брака заключается в самой идее брака, “так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Матф. хiх: 6).

   По своему существу, если брак заключен правильно, то с теченiем времени он становится более неразрушимым. И если Бог благословляет его детьми, то образуется новая связь, которая связывает супругов.

   Дети есть дар Господень, как говорит Псалмопевец, и христiанин смотрит на детей как на благословенiе; здесь возникает вопрос: почему только в США за последнiе 25 лет было истребленно через аборты 32.000.000 невинных младенцев? Слово Божiе дает нам такой ответ: “неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се гряду скоро, и возмездiе Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его” (Откр. xxii: 11-12).

   На ребенка должен действовать воспитательно весь дух дома, вся атмосфера, которою дышит дитя, весь окружающiй его порядок домашней жизни. В этом и заключается большое педагогическое значенiе нравов и обычаев, которых, к сожаленiю, теперешняя школа совсем не дает. Воспитанiе есть, прежде всего, дело родителей!

   Ребенок принадлежит обоим родителям: поэтому и воспитанiе должно быть также делом обоих родителей, а не матери только. Как бы отец ни был занят  делами, отвлекающими от семьи, на нем лежит устанавливающая и решающая ответственность. Нет ничего вреднее в воспитанiи, как раздор родителей. И если даже разлад не дает себя знать в семье, уже самого его существованiя достаточно, чтобы сделать невозможным успешное воспитанiе детей. Брачная любовь родителей и есть тот общiй очаг, излучающiй теплое дыханiе любви, наполняющей весь дом и связующей родителей и детей.

   Когда брак расширяется в семью и возникает дом, тогда являются семейная жизнь и особое семейное настроенiе, которыя одушевляют и объединяют отдельных лиц семьи в единое целое. Эту определенную форму истинная семейная любовь могут получить только благодаря правильному соотношенiю между авторитетом и подчиненiем. Где нет авторитета, — нет определяющей воли семейнаго организма, нет правильнаго пороядка в доме, а есть лишь ложная индивидуалистическая свобода, где каждый член семейства делает то, что ему угодно, и семейная жизнь подрывается в самой своей основе. Противоположная крайность наблюдается, если авторитет отца или матери преобладает в такой степени, что в семье распространяется дух угнетенiя, страха, и порядок превращается в принужденiе. Нормальная жизнь есть там, где авторитет властвует в неразрывном единенiи с любовью, где между членами семейства поддерживается здоровое отношенiе главенства и соподчиненiя, в неразрывном единенiи долга и любви, как нечто само собою понятное. Семейная жизнь должна находиться в соподчиненiи Царству Божiю, которое есть последняя и высшая цель человеческой жизни, и распространенiю и духовному господству котораго каждая православная семья и должна служить.

   Каждый перiод нравственнаго упадка и семейнаго разложенiя пытался нанести христiанскому браку моральный ущерб, пользуясь обычно лозунгом “равенства”; так, например: движенiе “женской эмансипацiи”, “эпоха свободной любви”.

   Уже в 1848 г. идея “брака на время”, провозглашала брак “устарелым учрежденiем”, утверждала, что призванiе матери и госпожи семейства слишком ограниченно для женщины, что она призвана природой к такой же общественной деятельности, как и мужчина, но что “сильный пол” в теченiе тысячелетiй, посредством “тайнаго соглашенiя”, держал “слабый пол” в состоянiи подчиненiя и препятствовал женщинам в деле развитiя и употребленiя их способностей, в отношенiи которых оне рождаются равными мужчинам. Так возникло требованiе новых законов, учитывающих это, во имя “прав человека” (Stewart Mill: The Submission of the Woman).

   В XX в., во всех странах Запада, женщина во всем сравнялась с “сильным полом” и стала равноправным членом человеческаго общества. Если женщина претерпевает ругательство, обиды или какое-либо другое издевательство, будь-то на службе, или дома от “сильнаго пола”, законы строго карают обидчика.

   Женщины, искавшiя эмансипацiи, достигнув соцiальнаго равноправiя, в 70-х годах начали создавать культ, который в наши дни превратился в “Феминистское движенiе”.

   Это новое, духовно-смертоносное поветрiе, цель котораго — подорвать таинство брака, уничтожить уклад христiанской семьи, дискредитировать Священное Писанiе, христiанскую нравственность и христiанскую догматику и уничтожить веру в Троицу Единосушную и Нераздельную. Как пишет Merlin Stone в своей книжонке “When God was a Women”, “в начале всех времен, богом была женщина”, а христiанство “есть миф”.

    Феминистское движенiе, — утверждает другой автор, Starhawk Wright, началось с политико-экономической борьбы; теперь превращается в религiозную силу, и в этом процессе многiя женщины находят старую религiю: оккультный мистицизм, нашу потерянную культуру (The Great Cosmic Mother).

   Феминистка Marie Daley, изливая свое зло на мужской авторитет и на Церковь, говорит: “Феминистская революцiя начинает приносить свой благой плод, и скоро будет самой большой угрозой всему христiанству: его угнетающим тенденцiям и его мужскому руководству; задача феминистскаго движенiя: избавить Церковь от мужского гнета, или закрыть ея двери насегда” (The Goddess Within).

   Злобствуя на христiанство, фемитистка Carol Christ, в своей книге “Why Women Need the Goddess” утвердждает: “религiя есть такая сила, что феминистки не могут оставить ее в мужских руках; даже люди, которые не верят в Бога, не свободны от символики, что Бог есть Отец” Продолжая в том же духе, феминистка Starhawk Wright заявляет: “оккультизм и чародейство есть руководящiй корень женской мiровой силы. Женщины Америки! Сбросьте ярмо мужского авторитета, облекитесь оккультной силой и уничтожьте всякiй над собою авторитет Бога Отца и всякiй патрiархальный режим, потому что вам принадлежит сила мiрового правленiя”.

   Книжные магазины переполнены феминисткой пропагандой, на что феминистка Barbara Arlinger поучает: “в каждом книжном магазине вы найдете целую библiотеку, посвященную богиням, и чем дальше, тем больше будет таких книг” (Rituals and Celebrations).

   Пропаганда ведется примерно так: “Незадолго до того,— пишет Merlin Stone, — как все части стали на свое место и получилось целое, Астарта, языческая богиня, описываемая в Ветхом Завете, стала для меня великой богиней, имеющей в-сть над небом и землей” (Ancient Mirrors of Womanhood).

   «Богиня» Астарта, вокруг которой феминистки строят свою религiю, была богиней семитов-язычников, и в противоположность Ваалу, царю солнца, она олицетворяла луну и изображалась в виде женщины с серповидною луною на голове, что напоминает рога. Ее почитали как богиню войны, но чаще, — плодородiя. Празднества в ея честь отличались особым развратом и совершались обыкновенно в рощах и садах. Почитанiе Астарты распространено было между истребленными ханаанскими народами, потому в Законе Моисея содержатся строгiя запрещенiя вступать в союз с оставшимися в живых ханаанскими жителями и решительныя повеленiя истреблять их идолов и жертвенники: “Жертвенники их разрушите, столбы их сокрушите, вырубите их священныя рощи. Ибо ты не должен покланяться богу иному, кроме Господа… Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя” (Исх. xxxiv: 13-15).

   Еврейскiй народ неоднократно соблазнялся язычеством и навлекал на себя неисчислимыя бедствiя — спасительныя наказанiя Господа. Отображенiе жизни народа в судьбе царя Соломона, у котораго было  “семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И сказал Господь Соломону: за то , что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство” (3 Цар. xi: 3-5, 11).

   Отрицанiе христiанской религiи, как освящающей силы жизненных взаимоотношенiй — главная причина феминисткаго движенiя! В результате этого — неудачи в брачной жизни, что является субъективным фактором движенiя. Единственное спасительное средство, которое может смягчить страданiя в жизни, умалить бедствiя и наставить на путь истины, есть ученiе Христово, потому что иго Его благо и бремя Его легко есть. Господь не желает смерти грешнику, но ждет его раскаянiя, потому что Бог так возлюбил свое созданiе, что послал Сына Своего Единороднаго, чтобы никто не погиб, но разумно пришел в Истину.

Проповеди, статьи и публикации Прот. Анатолия Трепачко:

http://www.homestead.com/assumptionarticles/articles.html

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x