9 января (ст. ст) – особая скорбная дата в нашей истории

«Нам отказали в праве говорить о наших нуждах. Незаконны также оказались наши просьбы…»

Фото: Художник И.Владимиров «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года.

Кровавое воскресенье было спланировано заранее
.

.

9 января (ст.ст) – особая скорбная дата в нашей истории, когда в 1905 году войсками была расстреляна мирная депутация столичных жителей и рабочих, направлявшаяся в поисках последней справедливой инстанции в разрешении своих нужд к царю-батюшке. Эта чудовищная трагедия, разыгравшаяся на Дворцовой площади у Зимнего дворца в Петербурге, известная как «Кровавое воскресенье», получила огромный общественный резонанс, и запустила целую череду процессов, углубивших раскол властных элит и народных масс, и, в конечном итоге, приведших к гибели Российской империи.

.

Предлагаем вам ознакомиться с текстом народной петиции, адресованной императору Николаю II, автором ее по версии историков был священник Георгий Гапон, которого они именуют не иначе как провокатором, причем из царской охранки. 

.

Попытаемся сами ответить на вопрос, актуальны ли были те нужды для русского народа, которые в ней изложены, почему эта петиция подняла целую толпу рабочих и привела ее на Дворцовую площадь? Какие предпосылки социально-политической обстановки в стране побудили рабочих и крестьян искать справедливости у царя? Русский народ обычно держался такой мудрости «От добра добра не ищут» (поговорка) и при сносной жизни, всегда проявлял многое терпение, надеясь на помощь Божию. Что же тогда случилось, почему русское терпение закончилось?

.

ПЕТИЦИЯ РАБОЧИХ И ЖИТЕЛЕЙ ПЕТЕРБУРГА ПОДАЧИ НИКОЛАЮ II 9 ЯНВАРЯ

8 января 1905 г (ст.ст)

.

Государь!

Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга разных сословий, наши жены, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся, как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь. Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук.

.

И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнем работать, пока они не исполнят наших требований. Мы не многого просили, мы желали только того, без чего не жизнь, а каторга, вечная мука. Первая наша просьба была, чтобы наши хозяева вместе с нами обсудили наши нужды. Но в этом нам отказали, — нам отказали в праве говорить о наших нуждах, что такого права за нами не признает закон. Незаконны также оказались наши просьбы: уменьшить число рабочих часов до 8 в день; устанавливать цену на нашу работу вместе с нами и с нашего согласия, рассматривать наши недоразумения с низшей администрацией заводов; увеличить чернорабочим и женщинам плату за их труд до 1 руб. в день; отменить сверхурочные работы; лечить нас внимательно и без оскорблений; устроить мастерские так, чтобы в них можно было работать, а не находить там смерть от страшных сквозняков, дождя и снега.

.

Все оказалось, по мнению наших хозяев и фабрично-заводской администрации, противозаконно, всякая наша просьба — преступление, а наше желание улучшить наше положение — дерзость, оскорбительная для них.

.

Государь, нас здесь многие тысячи, и все это люди только по виду, только по наружности, — в действительности же за ними, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. Нас поработили, и поработили под покровительством твоих чиновников, с их помощью, при их содействии. Всякого из нас, кто осмелится поднять голос в защиту интересов рабочего класса и народа, бросают в тюрьму, отправляют в ссылку. Карают, как за преступление, за доброе сердце, за отзывчивую душу. Пожалеть забитого, бесправного, измученного человека — значит совершить тяжкое преступление. Весь народ рабочий и крестьяне отданы на произвол чиновничьего правительства, состоящего из казнокрадов и грабителей совершенно не только не заботящегося об интересах народа, но попирающего эти интересы. Чиновничье правительство довело страну до полного разорения, навлекло на нее позорную войну и все дальше и дальше ведет Россию к гибели.

.

Мы, рабочие и народ, не имеем никакого голоса в расходовании взимаемых с нас огромных поборов. Мы даже не знаем, куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа, уходят. Народ лишен возможности выражать свои желания, требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их. Рабочие лишены возможности организовываться в союзы для защиты своих интересов.

.

Государь! Разве это согласно с божескими законами, милостью которых ты царствуешь? И разве можно жив при таких законах? Не лучше ли умереть, – умереть всем нам, трудящимся людям всей России? Пусть живут и наслаждаются капиталисты — эксплуататоры рабочего класса и чиновники — казнокрады и грабители русского народа. Вот что стоит перед нами, государь, и это-то нас и собрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит, страной вместе с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение. Взгляни без гнева, внимательно на наши просьбы, они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, государь. Не дерзость в нас говорит, а сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения. Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ, помогал себе и управлял собой. Ведь ему только и известны его нужды. Не отталкивай его помощь, прими ее, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, — пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов.

.

Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все, это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти.

.

Но одна мера все же не может залечить наших ран. Необходимы еще и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, государь, о них от лица всего трудящегося класса России.

.

Необходимы:

.

I. Меры против невежества и бесправия русского народа

.

1) Немедленное освобождение и возвращение всех, пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.

2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.

3) Общее и обязательное народное образование на государственный счет.

4) Ответственность министров перед народом и гарантия законности правления.

5) Равенство перед законом всех без исключения.

6) Отделение церкви от государства.

.

II. Меры против нищеты народной

.

1) Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным подоходным налогом.

2) Отмена выкупных платежей, дешевый кредит и постепенная передача земли народу.

3) Исполнение заказов военного морского ведомства должно быть в России, а не за границей.

4) Прекращение войны по воле народа.

.

III. Меры против гнета капитала над трудом

.

1) Отмена института фабричных инспекторов.

2) Учреждение при заводах и фабриках постоянных комиссий выборных от рабочих, которые совместно с администрацией разбирали бы все претензии отдельных рабочих. Увольнение рабочего не может состояться иначе, как с постановления этой комиссии.

3) Свобода потребительно-производственных и профессиональных рабочих союзов — немедленно.

4) 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ.

5) Свобода борьбы труда с капиталом — немедленно.

6) Нормальная заработная плата — немедленно.

7) Непременное участие представителей рабочих классов в выработке законопроекта о государственном страховании рабочих — немедленно.+

.

Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе; лишь при удовлетворении их возможно освобождение нашей родины от рабства и нищеты, возможно ее процветание, возможно рабочим организоваться для защиты своих интересов от наглой эксплуатации капиталистов и грабящего и душащего народ чиновничьего правительства. Повели и поклянись исполнить их, и сделаешь Россию и счастливой, и славной, и имя твое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена, а не повелишь, не отзовешься на нашу мольбу, — мы умрем здесь, на этой площади, перед твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем. У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу… Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России. Нам не жаль этой жертвы, мы охотно приносим ее.

.

Священник Георгий Гапон

Рабочий Иван Васимов

.


Источник: Сборник документов и материалов по истории России конца ХIХ — начала ХХ в. / сост. Т. И. Андреева: АлтГПА, 2012. — C 109–113.

____________________________________

.

Расстрел царскими войсками мирного шествия петербургских рабочих 9 января 1905 года — Кровавое воскресенье

Расстрел царскими войсками мирного шествия петербургских рабочих 9 января 1905 года – «Кровавое воскресенье».  Фото: РИА Новости

.

ДАЛЕЕ МЫ ОБРАТИМСЯ К КОММЕНТАРИЯМ ИСТОРИКА И ПИСАТЕЛЯ НИКОЛАЯ СТАРИКОВА, ВЫСКАЗАННЫЕ ИМ В ИНТЕРВЬЮ. ОН ПОЛАГАЕТ, ЧТО ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ  У НАРОДА НЕ БЫЛО, НО ОНИ ПОЯВИЛИСЬ ПОТОМ В СЛЕДСТВИИ 1905–1917 ГГ. 

.

Корреспондент: Лариса КАФТАН

Почему в 1905 году случилось Кровавое воскресенье?

О старых и новых революциях в России

.

22 января (по новому стилю) 1905 года в Петербурге была расстреляна демонстрация рабочих, которые после увольнения своих товарищей с Путиловского завода решили обратиться к императору Николаю II с петицией. Трагедию назвали «Кровавым воскресеньем». После него народные протесты длились еще два года. Так в России случилась революция 1905 – 1907 годов. Почему Россия, хорошо развивавшаяся в начале ХХ века, вдруг взбунтовалась? Кто виноват, что мирное шествие к императору обернулось жертвами? Есть ли что-то общее между недовольствами 1905 года и нынешней «революцией норковых шуб»? Об этом беседа с писателем-публицистом Николаем СТАРИКОВЫМ, который был гостем телерадиоэфира «КП».

.

С ВЕРОЙ В ЦАРЯ

.

– Почему мирное шествие в 1905 году расстреляли?

.

– Революционеры, финансируемые из-за границы, стремились устроить провокацию, целью которой в любом случае должна была стать кровь. В толпу рабочих, которые шли к царю, были инкорпорированы боевики. Если бы царь сам вышел принять петицию, его бы убили. Это была программа-максимум. Программа-минимум – расстрел рабочих. Она и была реализована. Власти запретили это шествие. Но рабочие об этом не знали. Когда толпа доходит до военных, происходит провокация: из толпы рабочих в военных стреляют. Те открывают ответный огонь. Буквально через час после расстрела на Васильевском острове Санкт-Петербурга уже раздают свежеотпечатанные листовки, что кровавый режим убил 10 тысяч человек. Когда эти листовки были отпечатаны? До расстрела. Провокация готовилась.

.

– А что же царь Николай II, власти тогдашней России не смогли предугадать развитие событий?

.

– Была несогласованность во властных кругах. Чем она была вызвана – предательством, недоработкой, – так и осталось белым пятном в российской истории. Достоверно известно, что Николай II не отдавал приказа расстреливать демонстрацию рабочих.

.

Николай Стариков уверен, что на революцию в 1905 году рабочих России повели революционеры, нанятые западными спецслужбами.

Николай Стариков уверен, что на революцию в 1905 году рабочих России повели революционеры, нанятые западными спецслужбами.

.

ГАПОН И ГАПОНЫ

.

– В выступлениях в Петербурге в 1905 году огромную роль сыграл священник Гапон. Кто он?

.

– Провокатор, который сотрудничал с царской охранкой, но был активно связан с эсерами. После Кровавого воскресенья Гапон уехал за границу, потом вернулся в Россию и был эсерами повешен. Вероятнее всего, они убирали нежелательного свидетеля. Эсеры, которые участвовали в убийстве попа Гапона, потом засветятся в контактах наших революционеров с иностранными разведками.

.

– Могла ли революция 1905-го свергнуть царя?

 .

– Основной задачей революции 1905 года было вызвать военное поражение России в войне с Японией. Что, в свою очередь, нужно было Великобритании для того, чтобы склонить Россию заключить с ней союзническое соглашение. Революционерам в 1905-м давали деньги из-за рубежа, слали целые пароходы оружия вовсе не для того, чтобы они победили или разрушили Россию. Они должны были вызвать нагноение в государственном организме России. Сделать невозможной победу русского оружия. Задачу они выполнили.

.

– Извлекло ли царское правительство уроки из Кровавого воскресенья?

.

– Кровавых воскресений больше в России не было. Но в 1917-м революция произошла. А это значит, что окончательно урок корней финансирования и целей, которые ставят перед собой революционеры, государство Российское до конца не усвоило.

.

ШЛИ ГОДЫ…

.

– Митинги в России после выборов в Госдуму в декабре 2011-го тоже назвали революцией – «норковых шуб». Конечно, трудно сравнивать выступления рабочих в начале прошлого века и состоятельного городского среднего класса сейчас…

.

Норковая революция – 2011 г.

.

– Общее в этих событиях, конечно же, есть. Как только власть перестает быть сильной, идет на уступки не всему народу, а узкой прослойке, которая имеет наглость называть себя народом и выступать от его имени, то немедленно внешние силы начинают раскачивать ситуацию, и в России происходит трагедия. В России власть не имеет права быть слабой.

.

– Но и для диктатуры уже не время.

.

– А кто говорит, что должна быть диктатура и не должно быть уважения к общественному мнению? Безусловно, должно быть. Но первейшее в жизни всякого государства – это диктатура закона. Если кто-то нарушает закон, он должен быть наказан. Вбросил 100 бюллетеней или призывает к несанкционированному шествию. Посмотрите, как пакуют демонстрантов на всевозможных акциях протеста за рубежом. В 1905 году рабочие с детьми и женами, с хоругвями, портретами царя искренне шли к своему государю, обманутые революционерами. Которые заранее знали, что это шествие запрещено. Людей подставили. Они были использованы провокаторами с целью раскачки ситуации. И любой, кто выходит на митинги, на демонстрации, которые организуются антигосударственными силами, рискует оказаться в такой же ситуации, когда им будут манипулировать.

.

– Как-то очень тенденциозно и грубовато сводить протестные настроения, существующие в России, к тому, что это просто на Западе нас кто-то не любит…

.

– Проблемы в России были, есть и будут. Но я не видел еще ни одного человека, который бы искренне верил, что в Египте, Ливии, Тунисе, Йемене случилось реальное народное недовольство, в котором не участвовали западные спецслужбы. Но когда подобную же ситуацию моделируют в России, не все люди способны спроецировать ее на то, что происходит у нас. Обратите внимание, что именно в момент максимальных сложностей в западной экономике там вдруг заметили, что в России случились нечестные выборы. Когда в 1996 году у Ельцина был рейтинг меньше 5% и он выиграл выборы, никто на Западе не задался вопросом, честными ли они были. А сейчас, когда доллар рушится, когда в европейской экономике огромные сложности, снова пытаются еще раз обрушить нашу государственность, чтобы выкачать наши ресурсы и еще лет на 20 отложить крах своей экономики. 20 лет назад уничтожили Советский Союз, и ровно 20 лет у них не было проблем. Сейчас уничтожат нас –еще 20 лет просуществуют. В 1905 году было все то же самое, что сейчас. Поменяйте фамилии революционеров и замените «проклятое самодержавие» на те лозунги, которые мы слышим сегодня. Методичка одна и та же.

.

– Царь и общество в 1905-м не все уроки извлекли из Кровавого воскресенья, а сейчас?

.

– Я убежден, что уроки нужно извлекать не из нынешних протестных настроений, а из истории страны, в которой произошли колоссальные трагедии, после которых те проблемы, которые вывели людей на улицы в 1905 году, видятся детским лепетом. Если бы люди, в 1905 году выведенные на улицы или в 1917-м начавшие демонстрации, знали, что будет твориться в 1918, 1932 – 1933, 1937 – 1938-м, они бы сидели дома. Но обратный ход времени невозможен. А ошибки в истории часто заканчиваются кровью.

.

Москва, 27/05 /2006 г. ОМОН избивает юношу протестующего против гей-парада. Позже мэр города Ю.Лужков запретил гей-парады, так как они провоцируют беспорядки в столице.

 

Обновлено: 10.01.2017 — 02:01