Не судите, да не судимы будете (Мф.7:1)

Как часто, стоит только христианину начать обличать ложь, злочестие, пороки и прочее беззаконие, как ему тут же спешат закрыть рот заповедью Божией, которая хлещет его, как бич по сердцу. Заповедь эта в устах злочестивых и их адвокатов звучит не просто строго, но как приказ, не терпящий возражений: «Не судите, да не судимы будете!» 

.

Мы не станем вдаваться в подробности, почему те, кого обличают, так ревниво относятся к этой заповеди, когда кто-либо обличает их неправду, в то время как сами нарушают ее без зазрения совести, набрасываясь со множеством обвинений и оскорблений на говорящих нелицеприятную правду.  Вместо этого, мы просто процитируем толкование Блж. Феофилакта Болгарского на эти евангельские слова Спасителя.

.

Господь запрещает осуждать, а не изобличать, ибо изобличение служит на пользу, а осуждение является обидой и унижением, тем более в том случае, когда кто-либо сам, имея тяжелые грехи, поносит других и осуждает тех, кто имеет меньшие грехи, за которые может судить только один Бог

.

Блаженный  Феофилакт Болгарский

.

Многие православные христиане, а уж тем более не христиане, не понимают различая между словами осуждение и обличение, им все кажется, что это одно и тоже и что в том и другом случае действует гордость.  Давайте внимательно посмотрим на корни в этих словах, каковы они:

.

Осуждение – корень СУД или ОСУДИТЬ, то есть вынести приговор. Причем приговор ближнему выносится на принципах самосуда.

.

Обличение – корень ЛИЧИНА или обличить, то есть снять личину, маску. 

.

Движущей силой осуждения являются гордость или неприязнь, в которых дерзость граничит с наглостью, отсюда при осуждении часто бывают оскорбления и ругань. «Ты такой-рассякой! Будь моя воля, я бы тебя то-то и то-то (уволил, задушил и т.д.)»  При осуждении абсолютно всегда наблюдается так называемый переход на личность с местоимениями Ты! Вы! Он! Она! Они! имеющими негативный посыл.  Например: «Они все придурки!» То есть, себя человек «придурком» не считает, а вот другие они такие плохие, не умные и надо их поэтому оскорбить.  

.

Движущей силой обличения является непримиримость со злом, ложью, пороками, безнравственностью, ересью и т.д.  То есть, обличителями обычно становятся ревнители. Однако ревнители бывают разные, и если одни из них ревнуют о добре, справедливости, правде Божией, то другие ревнуют о своем интересе, богатстве или славе. Когда обличитель ревнует о своем интересе, то его «обличения» как правило тесно переплетаются с осуждением. Например: «Вот такие-то и такие-то дела недостойны добрых людей, но они их делают, потому что они плохие люди!» 

.

Когда люди с кем-то борются, кого-то ненавидят, хотят убрать со своего пути, то неизбежно прибегают к осуждению, как к естественному орудию уничижения своего оппонента. При этом осуждение может иметь различные формы: от злой обвинительной реплики, до циничного замечания или веселой остроумной шутки, которая может сделать человека объектом всеобщего смеха, за которым осуждение и презрение смеющихся, как реакция на прозвучавшую и артистично поданную шутку.
.
Современным видом осуждения, который иногда завораживает слушающих или читающих его, является троллинг. По истине это большая беда человечества нашего времени, ибо тролль более всего упражняется в остроумии, а так же прибегает к своим или интернетовским обширным знаниями обсуждаемого предмета, с одной целью – себя показать героем и другого опустить до плинтуса. 

.

Может ли обличение носить форму шутки? Очевидно иногда может, но как посыл вразумления и в этой шутке не будет негативных переходов на личность. Идут две девочки по дороге, впереди их появляется столб и одна девочка тянет другую девочку за рукав:

.

– Иди сюда, а то утром обошли столб с разных сторон, а потом поссорились. Примета такая есть…

– Ах, вот оказывается кто виноват, что мы поссорились. А я-то думала!

.

Обе переглядываются и смеются.  Я иду следом за ними и тоже улыбаюсь. Ай, да, девочка, ай, да молодец! Всего несколько добрых и веселых слов и как глубоко обличила она суеверие и напомнила о личной ответственности каждого за отношения с ближними. 

.

ТАК НЕЛЬЗЯ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ – Советский плакат назидательного жанра, построенный на обличении

Обновлено: 13.12.2016 — 17:23