Не судите, да не судимы будете (Мф.7:1)

Как часто, стоит только христианину начать обличать ложь, злочестие, пороки и прочее беззаконие, как ему тут же спешат закрыть рот заповедью Божией, которая хлещет его, как бич по сердцу. Заповедь эта в устах злочестивых и их адвокатов звучит не просто строго, но как приказ, не терпящий возражений: «Не судите, да не судимы будете!» 

.

Мы не станем вдаваться в подробности, почему те, кого обличают, так ревниво относятся к этой заповеди, когда кто-либо обличает их неправду, в то время как сами нарушают ее без зазрения совести, набрасываясь со множеством обвинений и оскорблений на говорящих нелицеприятную правду.  Вместо этого, мы просто процитируем толкование Блж. Феофилакта Болгарского на эти евангельские слова Спасителя.

.

Господь запрещает осуждать, а не изобличать, ибо изобличение служит на пользу, а осуждение является обидой и унижением, тем более в том случае, когда кто-либо сам, имея тяжелые грехи, поносит других и осуждает тех, кто имеет меньшие грехи, за которые может судить только один Бог

.

Блаженный  Феофилакт Болгарский

.

Многие православные христиане, а уж тем более не христиане, не понимают различая между словами осуждение и обличение, им все кажется, что это одно и тоже и что в том и другом случае действует гордость.  Давайте внимательно посмотрим на корни в этих словах, каковы они:

.

Осуждение – корень СУД или ОСУДИТЬ, то есть вынести приговор. Причем приговор ближнему выносится на принципах самосуда.

.

Обличение – корень ЛИЧИНА или обличить, то есть снять личину, маску. 

.

Движущей силой осуждения являются гордость или неприязнь, в которых дерзость граничит с наглостью, отсюда при осуждении часто бывают оскорбления и ругань. «Ты такой-рассякой! Будь моя воля, я бы тебя то-то и то-то (уволил, задушил и т.д.)»  При осуждении абсолютно всегда наблюдается так называемый переход на личность с местоимениями Ты! Вы! Он! Она! Они! имеющими негативный посыл.  Например: «Они все придурки!» То есть, себя человек «придурком» не считает, а вот другие они такие плохие, не умные и надо их поэтому оскорбить.  

.

Движущей силой обличения является непримиримость со злом, ложью, пороками, безнравственностью, ересью и т.д.  То есть, обличителями обычно становятся ревнители. Однако ревнители бывают разные, и если одни из них ревнуют о добре, справедливости, правде Божией, то другие ревнуют о своем интересе, богатстве или славе. Когда обличитель ревнует о своем интересе, то его «обличения» как правило тесно переплетаются с осуждением. Например: «Вот такие-то и такие-то дела недостойны добрых людей, но они их делают, потому что они плохие люди!» 

.

Когда люди с кем-то борются, кого-то ненавидят, хотят убрать со своего пути, то неизбежно прибегают к осуждению, как к естественному орудию уничижения своего оппонента. При этом осуждение может иметь различные формы: от злой обвинительной реплики, до циничного замечания или веселой остроумной шутки, которая может сделать человека объектом всеобщего смеха, за которым осуждение и презрение смеющихся, как реакция на прозвучавшую и артистично поданную шутку.
.
Современным видом осуждения, который иногда завораживает слушающих или читающих его, является троллинг. По истине это большая беда человечества нашего времени, ибо тролль более всего упражняется в остроумии, а так же прибегает к своим или интернетовским обширным знаниями обсуждаемого предмета, с одной целью — себя показать героем и другого опустить до плинтуса. 

.

Может ли обличение носить форму шутки? Очевидно иногда может, но как посыл вразумления и в этой шутке не будет негативных переходов на личность. Идут две девочки по дороге, впереди их появляется столб и одна девочка тянет другую девочку за рукав:

.

– Иди сюда, а то утром обошли столб с разных сторон, а потом поссорились. Примета такая есть…

– Ах, вот оказывается кто виноват, что мы поссорились. А я-то думала!

.

Обе переглядываются и смеются.  Я иду следом за ними и тоже улыбаюсь. Ай, да, девочка, ай, да молодец! Всего несколько добрых и веселых слов и как глубоко обличила она суеверие и напомнила о личной ответственности каждого за отношения с ближними. 

.

ТАК НЕЛЬЗЯ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ – Советский плакат назидательного жанра, построенный на обличении

Updated: 13.12.2016 — 17:23

7 комментариев

Add a Comment
  1. Осуждение – корень СУД или ОСУДИТЬ, то есть вынести приговор. Причем приговор ближнему выносится на принципах самосуда.

    Не согласен — осуждение, это скорее постановка диагноза, что не является судом, а скорее констатация факта. Вот если-бы человеку дали пощечину, или посадили в тюрьму, или поставили в угол, или лишили сладкого, или отшлепали ремнем это и было бы СУДОМ — вынесением приговора! Мы-же этого не делаем, и Господь говорит именно об этом.

    Но касается ли такой суд детей? Детей-то судить можно и даже нужно в воспитательных целях. Когда папа называет сына воришкой, за, то, что тот украл деньги из кошелька и дает ему за это ремня.

    Если везде как затычку использовать фразу Не Суди не Судим будешь, не понимая ее истинного значения человечество развратится.

    Именно осуждение вызывает в человеке стыд. А пристыждать (осолять) одна из Христианских обязанностей.

  2. Пристыжать и осуждать, это не одно и тоже. Пристыжать, значит взывать к стыду, стучаться к совести человека. Это имеет воспитательный характер.

  3. Килияс Росикос Пишет:

    Не согласен — осуждение, это скорее постановка диагноза, что не является судом, а скорее констатация факта.

    Суд сперва ставит диагноз — подсудимый вор или не вор, убийца — не убийца. А может он просто психопат и его нужно в дурку. Суд выборных присяжных удаляется в отдельную комнату и там совещается, потом выходит в зал суда и говорит — виновен или не виновен. Судья принимает их вердикт, но меру наказания судья решает сам, выслушав сперва рекомендации защитников и обвинителей. Так что земной суд, это судопроизводство, в котором все роли распределены. Обвинение, защита, свидетели, вердикт, вынесение приговора. И всё вместе и всё в отдельности, это суд. Поэтому оправдывать грешника такой же грех, как и осуждение. И осудить и оправдать может только Бог. Хотя земным начальникам тоже дана власть судить и наказывать, но это местничковый суд. Начальник обвинил своего подчиненного в нерадивости и лишил его премии. Суд? Суд. Но в нем нет греха, если он справедлив. К сожалению начальники не редко завышают требования к своим подчиненным, не способны понять, что медлительность некоторых их сотрудников объясняется тщательностью, желанием сделать дело качественно, в то время как тот, кто все делает быстро, делает свое дело недостаточно качественно, так как небрежен в деталях.
    .

    «Не судите по наружности, но судите судом праведным». (Иоан.7:24)

    .
    Вправе ли христианин судить об этом мире и событиях в нем происходящих? О некоторых поступках других людей в значении слова – рассудить, прозреть духовный стержень события? Конечно такое право есть и он скорее даст событиям правильную духовную оценку, увидив подлинную суть происходящего, нежели кто-то другой.
    .

    «Но духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:15)

    .
    Но вернусь к понятию слова ОСУЖДЕНИЕ. Это все таки вынесение обвинительного вердикта – он плохой, он негодяй, блудник, пьяница, вор, врун, псих и т.д. Даже говорить на человека, что он еретик или раскольник, надо с великой осторожностью. Если он не учит ереси и не декларирует еретическое учение поступками, если он не возглавляет раскол и не принадлежит официально к какому-либо расколу, то верующий человек может быть просто заблуждающимся, сбившимся с пути, ищущим истину. Поэтому здесь можно говорить лишь о том, что человек говорит ересь, если известно что это действительно ересь, или уклонился от Истины.

  4. Если человек себя оправдывает, а другого обвиняет за один и тот же грех, то это и есть осуждение.

    Боголюбивый муж не укоряет никого другого, потому что знает, что и сам согрешает, и это есть признак души спасающейся. (свт. Иоанн Златоуст)

    В нагорной проповеди Мф. гл. 7 ст. 1-5 мне кажется ключевая мысль заключена в стихе 3, неслучайно Иисус называет такого осуждающего лицемером. То есть право судить дано только тем, кто сам без греха, во всяком случае без греха, в котором он укоряет ближнего.

    1
    Не судите, да не судимы будете,
    2
    ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
    3
    И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
    4
    Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего «, а вот, в твоем глазе бревно?
    5
    Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

    На картинке к теме муж с осуждением упрекает жену, что она плохая, а не понимает, что сам он плохой муж. И жена тут справедливо обличает его, посмотри мол на себя и т.д.

  5. slava Пишет:

    Если человек себя оправдывает, а другого обвиняет за один и тот же грех, то это и есть осуждение.

    Да, это верная мысль и Христос в другом месте ее озвучивает. Помните?

    Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. (Ин. 8:7)
  6. Знаю только, что обличать не умею, впадаю в пылкость по горячности характера и потому неизбежно начинаю осуждать.

  7. Кстати ,давно читал Кураева ,он вывел такую формулу,когда говоришь существительное ,например вор ,это ты осуждаешь .А когда говоришь глагол воруешь ,это ты обличаешь .Пробовал раньше так поступать ,но что то не то ,бросил ,какое то фарисейство ,законничество .Как то по Духу чувствовать надо …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проект создан 3 октября 2007г. как обличительно аналитический ресурс - Стой за Веру до Венца! Стой за Правду до Конца! Ὀρθοδοξία ἢ θάνατος! Frontier Theme
Перейти к верхней панели