Как различаются между собою никонианские и старообрядческие храмы

Человеку маловоцерковленному или мало знающему историю православия порой нелегко бывает отличить старообрядческий храм от новообрядческого (никонианского) и наоборот.

.

Иногда прохожий, увидит православный храм и заходит в него, чтобы поставить свечи, подать записки или совершить иные религиозные действия. Например, в соответствиями с традициями никонианской Церкви, именуемой ныне РПЦ МП, захожанин устремляется к иконам и хочет их все облобызать или хотя бы приложиться к каждой челом, дотянуться рукой, если иначе нельзя и тут вдруг оказывается, что ему это не разрешают делать, так как он попал в старообрядческий храм, где подобные обычаи  не находят одобрения. Священники не благословляют, служители храма просят отойти от икон. Человек привыкший, к тому что целовать иконы в храме, это его религиозное право, начинает спорить и доказывать, что его права ущемляют, иногда сердито требует: «Уйдите все, я к Богу пришел, а не к вам!»  

.

Между тем, впервые заходя в храм, о котором вам ничего неизвестно, всегда лучше спросить у привратника или свечницы  о принадлежности храма. Здесь же мы рассмотрим некоторые признаки, которые помогут вам отличить старообрядческий храм от храма РПЦ МП.
  .

Внешняя архитектура старообрядческого храма

Безпоповские храмы

.

Внешний образ храма

.

Внешняя архитектура старообрядческого храма в подавляющем большинстве случаев никак не отличается от архитектуры новообрядческих, униатских и других церквей. Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

.

Крестовоздвиженская церковь федосеевского согласия на Преображенском кладбище

Крестовоздвиженская церковь федосеевского согласия на Преображенском кладбище

.

Исключения составляют старообрядческие безпоповские храмы. У некоторых из них (главным образом в Прибалтике, Белоруссии и Украине) нет алтарной апсиды, поскольку и нет самого алтаря.

.

Восточная часть таких старообрядческих храмов не имеет алтарного выступа и заканчивается обычной стеной. Однако это не всегда видно. Есть алтарь или его нет — определенно можно сказать лишь оказавшись внутри храма. В России и некоторых других местах безпоповцы продолжают строить храмы с апсидами, поддерживая традицию старины.

.

Внутренний образ храма

.

Что касается внутреннего вида, то в безпоповских храмах, во всех без исключения, отсутствует алтарь. Иконостас закрывает стену, но не алтарь, престол вынесен на солею. В некоторых безпоповских храмах по центру солеи, напротив царских врат, установлен большой запрестольный крест.

.

Двери в алтарь имеют декоративную функцию и не открываются. Впрочем, в большинстве безпоповских храмов вовсе нет ни царских, ни диаконских дверей. Существует несколько безпоповских храмов, здания которых были построены в древности, в таких алтари имеются, но используются как дополнительные помещения: крестильни, малые моленные, хранилища икон и книг.

.

Восьмиконечный крест

.

На всех старообрядческих храмах установлены восьмиконечные кресты безо всяких украшений. Если на храме находится крест какой-то другой формы, в т.ч. и с «полумесяцем», «якорем», то этот храм точно не старообрядческий. И дело тут не в том, что старообрядцы не признают четвероконечный или иные формы крестов, а в том, что по причине гонений на восьмиконечный крест именно он и получил в старообрядчестве преимущественное почитание.

.

Крест на новообрядческом храмеКрест на новообрядческом храмеКрест на старообрядческом храмеКрест на старообрядческом храме

.

.Свечи и паникадила

.

Оказавшись внутри незнакомого храма, нужно осмотреться. Так, например, в старообрядческих храмах во время Богослужения не используется электрический свет (исключение делается лишь для клироса). Лампады в подсвечниках и паникадилах горят за счет натурального растительного масла.

.

Паникадило с электрическими свечами

Паникадило с электрическими свечами (в храмах Московской Патриархии)

Паникадило для восковых свечей, РогожскоеПаникадило для восковых свечей (в старообрядческих храмах)

.

Свечи для использования в старообрядческих храмах изготавливаются из чистого воска естественного цвета. Использование окрашенных свечей — красных, белых, зеленых и пр. — не допускается.

.

Иконы в храмах

.

Важный признак старообрядческого храма — это особенные иконы: меднолитые или рукописные, написанные в т.н. «каноническом стиле».

.

Внутреннее убранство старообрядческих храмов

Внутреннее убранство старообрядческих храмов

.

Изображения в итальянском стиле или стиле эпохи ренессанса, которые легко встретить в храмах Московской Патриархии или униатских церквях, в старообрядческих храмах просто недопустимы. Поэтому, увидев в храме иконы новодельного письма, вы можете быть уверенными, что попали куда угодно, только не в старообрядческий храм и здесь вам не запретят прикладываться ко всем доступным иконам после богослужения.

.

Новообрядческие иконы

Одна из новообрядческих икон (новодел). Имеет широкое распространение

Адаптированная под правосланую иконографию католическая икона (новодел) . В 20 в. была распространена на Юге России и в униатских храмах. Теперь ее можно встретить в любом храме Мос.Пат.

.

Православные (старообрядческие) иконы

Православные (старообрядческие) иконы

.

Если в храме имеются иконы царя Николая II, прп. Серафима Саровского. блж.  Матроны , то храм однозначно не может быть старообрядческим, так как старообрядцы не прославляли этих святых и иконы им не писали.

.

Так же следует приглядеться к головным уборам преподобных и святителей, изображенным на иконах. Если их венчают черные или белые клобуки в форме цилиндров, то вы скорее всего зашли в храм РПЦ МП, ибо такие клобуки вошли в моду после реформ патриарха Никона, в древнерусской же церкви иноки и святители носили совсем другие головные уборы.

.

predstoyatel-rpsc-preosvyashhennejshij-mitropolit-kornilij

Клобуки в старообрядческой Церкви на иконе святителя и у Предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия

ikona-svt-luki

На иконе Святитель Лука в клобуке цилиндрической формы – иконография никонианской церкви (новодельное письмо)

 

.

Подручники

.

Во многих старообрядческих храмах можно встретить подручники — специальные коврики для земных поклонов. Подручники, как правило, сложены в аккуратные стопки на лавках старообрядческого храма.

.

Подручники для земных поклонов. Рогожское

Подручники для земных поклонов

.

Вопреки расхожему мнению, что в старообрядческих храмах никогда не бывает лавок или иных сидений (как у католиков или униатов), на самом деле такие сиденья имеются в ряде старообрядческих безпоповских храмов прибалтийских стран.

.

Cтарообрядческий безпоповский храмCтарообрядческий безпоповский храм

.
Церковное песнопение

.

Если в храме совершается Богослужение, то старообрядческий храм легко отличить по характерному унисонному пению певчих. Многоголосное знаменного распева характерное для современной никонианской церкви и прочие аккорды, трезвучия, да и вообще любые гармонические лады на старообрядческом Богослужении запрещены.

.

.

Для сравнения Херувимская песнь знаменного распева. Поют певчие РПЦ МП:

.

  .

Конечно песнопение очень красивое, но церковное песнопение не должно превращаться в концерт, завораживать, очаровывать красивыми голосами и гармониями, ибо это молитва и ничто не должно мешать молитвенному духу на Литургии, во время которой Бог совершает великие таинства. 

.

Одежда верующих стоящих на службе

.

В храмах Московской Патриархии одежда прихожан имеет вольный характер, особенно это заметно при взгляде на женщин, стоящих на службе. Они могут быть одеты в одежду любого фасона, стильную или небрежную, быть в юбке или брюках, а на голове иметь платок, небрежно накинутый шарф, оголяющий шею, или кружевную шапочку, едва прикрывающую затылок, из под которой кокетливо выпадают пряди волос.

.

Исповедь в храме РПЦ МП. Платки у девушек накинуты небрежно, слева одна из девушек вообще без платка.

.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на богослужении в Храме Христа Спасителя благословляет детей — девочки с непокрытой головой.

.

Подобная вольность в одежде недопустима в старообрядческом храме, ибо старообрядцы придерживаются особой, можно сказать культовой, строгости в одежде. 

.

Женщины старообрядческой церкви знают, что в храм на праздничную службу надо приходить в длинной юбке, в белом платке и без макияжа В будни любой другой однотонный платок (не яркий), так же и одежда не должна быть пестрой или нескромной.

.

Image_7

Женщины на молитве в храме РПСЦ

.

Image_9

Мужчины молятся в старообрядческом храме Покрова Пресвятой Богородицы. Во время молитвы они подпоясывают свои чресла поясом.

Updated: 29.09.2016 — 19:08

4 комментария

Add a Comment
  1. Пожалуй нам Православным надо поучиться дрескоду старообрядцев

  2. Не знаю как насчет дрескода, но форма в школе, армии, медицине и в ряде других служб, всегда дисциплинировала. Вольная одежда распускает нравы. Так же и традиции, не столько закабаляют, сколько дисциплинируют и объединяют группу людей или народ.
    .
    У формы есть еще один очень важный психологический момент:
    .
    1) одел школьную форму и уже настроился учиться (хочется, не хочется, но уже как бы иначе нельзя)
    2) одел белый медицинский халат и уже настроился лечить людей
    3) одел спецовку и уже настроился делать свою профессиональную работу
    4) одел форму железнодорожника и уже ноги несут к паровозу
    5) одел военную форму и уже настроился на боевое задание
    .
    и. т.д.

    .
    Если на молитву в доме и в храм всегда одевать одну и ту же одежду и запретить себе одевать ее на другие случаи жизни, то всякий раз, одевая ее, вы будете легко настраиваться на молитву и прочие религиозные действа — чтение Евангелия, подготовка к исповеди и т.д. Кстати, священникам ризы очень даже помогают настроится на богослужение.

  3. Патриарх Кирилл помазывает, судя по униформе ребят, учащихся гимназии. В ней платки для девочек не предусмотрены.
    Дресс-код — вещь нужная (избегая крайностей). Что касается покрытия головы незамужних — для неотапливаемых храмов это было и есть весьма актуально. Женское здоровье надо беречь!
    Не совсем корректно выглядит сравнение песнопений «Господи помилуй» по крюкам в исполнении старушек и «Херувимской» по нотам в исполнении профессионального женского хора. Эти песнопения разного назначения и «весовая категория» певчих тоже различна. Множество храмов РПЦ используют знаменное пение (Валаамский, Демественный, и т.п.). Нотное пение в подавляющем большинстве используется как костыли, в виду отсутствия умеющих ( и, увы, желающих переучиваться) певчих.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проект создан 3 октября 2007г. как обличительно аналитический ресурс - Стой за Веру до Венца! Стой за Правду до Конца! Ὀρθοδοξία ἢ θάνατος! Frontier Theme
Перейти к верхней панели